Литература - это не только проза. Настоящие таланты играют со словом как хотят, облекая мысли в любую форму, художественно красивую, но при этом с четкой структурой. Задумывались ли вы, что литература в этом смысле может сравниться с математикой?
На мой взгляд это так: литература=сложная наука облечения мыслей в слова, а слов – в художественные образы.
В прозе эта тяжелая работа заметна не всегда или не сразу, поэтому я решила делиться с вами полной картиной, так сказать) И помимо прозы тут будут появляться иногда обзоры на поэзию, эпос и драматургию!
И начнем, пожалуй, с драмы. Драматургия – красивейшая вещь! Если вы когда-нибудь читали Шекспира (этот английский челик вообще заслуживает отдельного поклона и внимания), Мольера или Островского, то поймете, что я имею в виду.
Но что есть драматургия в принципе и где ее корни?
Драма появилась как нечто, отражающее реальную действительность, только разбавленную музыкой, особой мимикой и репликами, в далекой древности. Эта форма искусства отражала часто религиозные, мифологические и светские сюжеты. Драма присутствовала так или иначе у многих народностей, но за звание родоначальников борются индусы и, конечно же, греки!
Древние греки вообще были каким-то чудо-людом: такой пласт культуры после себя оставить надо было постараться. В университете мой преподаватель риторики как-то высказал мысль, что они развили такую бурную деятельность только ради бессмертной славы и, возможно поэтому переводили столько мрамора - запечатлевали каждый момент красоты, которую создавали:) Что ж, им это удалось: какой современный человек не знает о колыбели европейской цивилизации?
Наш сегодняшний герой как раз-таки был чистопородным греком и крупнейшим драматургом. Встречайте, на сцене Еврипид!
Еврипид известен своими выдающимися трагедиями! До нас дошло около 17 его произведений, а между тем, их было порядка 90…
Наверное, самая известная его трагедия, о которой, я уверена, слышали все, это «Медея».
Но я хочу осветить несколько его трагедий, посвященных исключительно героиням знаменитого Гомеровского эпоса про войну ахейцев с Илионом.
Еврипид – новатор в отношении выдвижения на передний план женских персонажей и образов. Вот те героини, о которых пойдет речь: Гекуба, Андромаха, Елена, Ифигения.
1. «Гекуба»
Гекуба – мать царевича Гектора, сраженного Ахиллом. Участь ее горька, ведь она потеряла всех своих детей! Еврипид раскрывает Гекубу как старуху, убитую горем от потери мужа, детей, родного дома.
Гекуба – это одинокая старость и неуемная печаль, тоска по мертвым детям. Ее ужасно жаль, особенно, если всерьез начинаешь задумываться, каково это, когда война отнимает у тебя твоих сыновей, да и дочерей тоже, ведь Поликсену, например, ахейцы принесли в жертву, заколов.
"Страдалица злосчастная о муже,
О, горький жребий матери... Опять,
Клеймо тебе на сердце разжигая,
Демон какой-то кладет...
Итак - твой ребенок с тобою,
Жалкой и старой,
Иго неволи делить
Больше не может..."
Но Гекубой и восхищаешься – она не просто неутешная старая женщина, она яростно мстит за убиенного младшего сына, и мстит успешно, она добивается погребения для дочери… Трагедия в том, что ты понимаешь – близок и ее конец, ведь мать не сможет пережить потерю своих детей.
2. «Андромаха»
Андромаха – жена царевича Гектора, после его смерти рабыня сына Ахилла Неоптолема.
Судьба Андромахи незавидна – из свободной женщины она становится рабыней, военной добычей. Вынужденная терпеть ревность со стороны жены Неоптолема Гермионы, она всеми силами пытается спастись от смерти сама и спасти своего сына.
"Я видела, как Гектора колеса
О землю били до смерти. Пылал
Передо мною город, и за косы
На корабли ахейские меня
Рабынею влачили - я справляла
Во Фтии брак с убийцы сыном...
Как свет очей, один мне оставался
Мой сын. Его убить хотят..."
Нет ничего хуже участи рабыни, но к Андромахе приходит неожиданная помощь…
3. «Елена»
Елену знают все! Она один из самых ярких символов Троянской войны. Я не могу никак здесь обойтись без нотки феминизма – Елену ведь ассоциируют с причиной войны, якобы из-за ее красоты Парис не устоял и решился на увоз. Никто не говорит о том, что сам Парис вообще не подумал о последствиях связи с чужой женой, да еще и с женой спартанского царя!
Но дело даже не в этом – самое распространенное мнение, что именно из-за факта увоза Парисом Елены началась война троянцев с греками. Однако, думается мне, что увоз Елены – это причина начала лишь активных боевых действий, а сама война планировалась греками долго и четко, Елена стала лишь удобным поводом.
Если внимательно вчитаться в Илиаду Гомера, то станет ясно, что эту войну, кажется, сами боги-олимпийцы планировали. И там опять, кстати, одну из ключевых ролей сыграл дурак Парис…
Но что же Еврипид? Что он расскажет о Елене?
У Еврипида Елена в Трое – лишь призрак, сотворенный Герой из эфира и похищенный Парисом. Сама же царевна находится в Египте и хранит верность своему мужу Менелаю, между прочим. Еврипид раскрывает нам образ Елены совсем с другой стороны, показывая ее как женщину, которой не повезло попасть в мужскую мясорубку и стать козлом отпущения.
"Не вынесла обиды Гера - ложе
Парисовой утехи обратила
Она в ничто, и не меня женой
Он получил, нет: призрак из эфира,
Чистейшего, по моему подобью,
Был Герою для Приамида слажен,
Царевича Троянского."
В Египте она смиренно дожидается своего мужа, и сбегает вместе с ним от царя Феоклимена.
Можно сказать, что в отличие от судеб других троянских женщин, у Елены Спартанской (а именно так ее и стоит называть) более и менее счастливый конец.
4. «Ифигения»
История Ифигении у Еврипида предстает в 2-х частях: «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде».
На мой взгляд, судьба Ифигении самая пронзительная, трогающая за душу. Ее приносит в жертву родной отец, аргосский царь Агамемнон.
Дело в том, что богиня Артемида наслала на греческое войско безветрие, и корабли не могли начать плавание в сторону Илиона. Богиня потребовала человеческую жертву и выбрала Ифигению.
В этом сюжете я задумалась о значении власти для человека – Агамемнон страстно желал победить Трою, захватить ее, разрушить и ограбить, стереть с лица земли, в конце концов. Это было целью его жизни и ради ее достижения он не остановился даже перед убийством дочери.
"Дитя мое!....
Эллада мне велит
Тебя убить... Ей смерть твоя угодна,
Хочу ли я иль нет, ей все равно:
О, мы с тобой ничто перед Элладой;
Но если кровь, вся наша кровь, дитя,
Нужна ее свободе, чтобы варвар
В ней не царил и не бесчестил жен,
Атрид и дочь Атрида не откажут."
Но тут есть сюжет в сюжете: через историю взаимоотношений Ифигении с Агамемноном мы прослеживаем историю его взаимоотношений с Ахиллом, и даже заглядываем одним глазом в его будущее через поведение жены Клитемнестры.
Почему испортились отношения царя и полководца пред началом самой важной из войн, и как жена отомстила мужу за смерть дочери, вы узнаете, если прочитаете Еврипидовскую «Ифигению»)
Если это можно считать утешением, то отмечу, что Агамемнон-таки умертвил свою дочь, но в последний миг над ней сжалилась сама богиня Артемида и заменила ее на алтаре ланью. Саму же Ифигению отправила в Тавриду служить жрицей.
5. «Троянки»
Завершить хочу трагедией «Троянки», в которой повествуется о положении Гекубы, Андромахи, Кассандры и Елены сразу после взятия Трои.
«Троянки» - это собирательная картина женской доли при любых военных действиях. Но также она рассказывает о том, что война – это ужасное, разрушительное действо, несчастье, от которого могут пострадать все, не только побежденные, но и победители.
Надеюсь, что трагедии Еврипида вас заинтересовали и вам было нескучно читать это полотно, дорогие книгочеи)) Спасибо всем, кто дочитал до конца.
P.S. А если хотелось бы прочитать что-то про Трою, но в прозе, то искренне рекомендую роман Колин Маккалоу «Песнь о Трое» - он замечательный, просто шикарный и вообще достоин отдельного обзора!
#еврипид #трагедииеврипида #античнаядраматургия #троя #троянскаявойна #отжени #обзорынаклассику