В этот день 35 лет назад состоялось первое сольное выступление на сцене воронежского рок-клуба Юрия Клинских, вошедшего в историю отечественной музыки как Юра Хой. Именно с этой даты начинается история группы «Сектор Газа». Самого Юрия нет уже в этом мире больше 22 лет, столько же нет и группы. Но парадоксальным образом его творчество сегодня оказалось более востребованным, чем при жизни музыканта. Особенно это стало заметно в этом году: песни «Сектора» исполняют военные оркестры, вышел первый(!) документальный фильм о Юре Хое, о нём рассказывают на ведущих федеральных телеканалах, а на отечественной сцене именно «Сектор Газа» стал единственной группой, которой удалось дать полноценный концерт со своим скончавшимся вокалистом, «вернувшимся» в виде голограммы. На этой волне вышли и две книги о жизни и творчестве Юры Хоя и группы «Сектор Газа». Примечательно, что до этого книги про группу выходили в уже далеких 2001 г. и 2004 г. и все последующие годы про неё ни кто писать не пытался. Появление двух новых книг, да еще и в юбилейный для группы год, то же было не случайным. Потому будет довольно интересно сравнить все четыре произведения и за счет этого проследить как за это время в общественном сознании Юра Хой превратился из обычного воронежского музыканта в легенду.
Первая книга была написана (а вернее составлена) Владимиром Тихомировым. Называется она «Хой! Эпитафия рок-раздолбаю» и появилась буквально вслед за трагической гибелью Юрия Клинских в 2001 г. (именно из нее Илья СтогOff беззастенчиво набрал цитат для главы про «Сектор Газа» в своей анатологии «Анархия в РФ»). Не знаю, что двигало автором в большей степени: желание почтить память музыканта или погреться в лучах его славы, но книга создавалась явно в спешке. В ней представлены: полная библиография (состоявшая в тот момент лишь из сборников песен) и дискография с текстами всех песен в алфавитном порядке (включая единственную публикацию «Неоконченной сказки»), история «Сектора», написанная самим Юрием Хоем, шесть интервью с ним и подборка материалов прессы. Однако главной её ценностью были интервью с родителями, женой, любовницей (которую многие обвиняли в смерти музыканта) Юрия Клинских , с музыкантами «Сектора Газа» и продюссером группы. Кроме того, в книге большое количество фото, многие из которых даже теперь можно найти исключительно на её страницах. Казалось бы, всё, что должно быть в издании про музыкальную группу было на своих местах. Но вот именно в плане информации книга оказалось очень бедной. Хотя историй музыканты рассказали множество, но у многих они вышли какими-то натянутыми, посвященные в гораздо большей степени совместным пьянкам, чем музыке. Характерно то, что книга то о Хое, но все вспоминают именно о «Секторе Газа» как целостном коллективе. Общее практически во всех воспоминаниях, это неверие в то, что Юрий мог покинуть этот мир так рано. Может быть потому в книге представлена довольно объемная глава, составленная из материалов прессы о смерти и похоронах Юрия Клинских. Но в обшем итоге именно в этой книге мы получили портрет Юры Хоя как живого человека, с достоинствами и недостатками.
Автором второй книги «Сектор Газа» глазами близких» является администратор СГФК Роман Гноевой. Хотя и в этом случае гораздо больше подойдет слово «составитель», потому что собственно авторского текста в книге немного и представлен он лишь отдельными фрагментами. В ней опубликовано более подробные и обстоятельные интервью с родителями и старшим братом Юры. Есть воспоминания гитариста первого состава «Сектор Газа» Игоря Кущева. Расширенная история «Сектора» от Юрия Хоя (если в первой книге она была лишь 8 строчек, то теперь заняла почти две страницы). Представлена попытка творческого разбора песен группы. Новая обширная подборка из интервью, рецензий (особого внимания заслуживает текст от Ильи Кормильцева), воспоминания очевидцев (удивительно, но несмотря на большой объем автор умудрился, кажется, ни разу не пересечься с аналогичной подборкой в предыдущей книге). Интересный материал: стихи фэнов в память о Юрие Хое. Снова тексты всех песен, которые заняли больше половины книги. Также много фото, на этот раз есть и цветные. В общем, автор собрал всё, что сумел найти. Но вот оказалось ли такое издание оправданным? Сомнительно. Именно идея поместить под одной обложкой столь разные по стилистике и информативности материалы не пошли на пользу книге. По отдельности все они неплохие, но собранные вместе они оставляют впечатления какого-то винегрета и больше запутывают, чем представляют конкретную информацию.
В общем, в обоих случаях получилось не то, что требовалось в тот момент. Была нужна полная история группы, но за её написание так ни кто и не брался. Шли годы, успело вырасти не одно поколение новых слушателей, а «Сектор Газа» становился все популярнее. Песни Хоя стали периодически звучать в фильмах. По всей стране начали появляться группы, репертуар которых или целиком состоял из песен «Газа», либо они испытывали на себе его влияние. Таки коллективы ежегодно собираются на масштабных фестивалях памяти Юры Хоя. А в промежутках между ними выходят трибьют-альбомы. В последнем, вышедшем в 2020 г., свои версии песен представили среди прочих ДДТ и «Серьга». Появилась концертная постановка «Кащея Бессмертного». На этом фоне не прекращались постоянные споры о том, что же из себя представляет эта группа: наиболее яркий пример отечественного панка или музыку исключительно для быдла (попытка ответить на этот вопрос есть в книге Дениса Ступникова, о которой чуть ниже).
Учитывая что за все время была издана только одна неизвестная ранее песня записанная «Сектором Газа» («Вой на луну») вопрос о такой популярности группы, которая во время своего существования была известна лишь небольшому количеству фанатов, вызывает недоумение. Как это объяснить? Публика наконец-то «доросла» до творческого наследия Хоя? Или поменялись приоритеты, что сделало эти песни более актуальными именно сейчас, чем в то время, когда они писались? А может быть феномен «Сектора Газа» и тогда, и сейчас заключается в чем-то совсем ином? В какой-то степени ответить на эти вопросы и попытались авторы следующих книг, вышедших практически друг за другом.
Первой из них стало произведение Дениса Ступникова «Юрий Хой и группа «Сектор Газа». Это именно та книга, которая была нужна тогда в 2001 г. Появись она в то время, то была бы истинной и непререкаемой историей «Сектора». В ней автор детально раскрыл жизненный путь как самого Хоя, так и руководимой им группы. Причем авторский текст вновь подкреплен воспоминаниями жены и дочерей Хоя и ряда музыкантов, игравших в коллективе. Да и подробный разбор всех песен выглядит намного выигрышней, чем простое написание текстов, которые и так все фанаты знали наизусть.
И тут, раз уж эта тема была озвучена именно в этой книге, необходимо сделать маленькое отступление, что бы понять почему же группа «Сектор Газа» всегда рассматривается только и исключительно в связи с именем её основателя, а все остальные музыканты проходят исключительно фоном. Особенность «Сектор Газа» в том, что группа одновременно существовала в двух параллельных составах: были те, кто играл на сцене («Золотой состав» и концертный коллектив последних лет) и были музыканты, которые участвовали в записи альбомов. Как правило, они друг с другом не пересекались – это были совсем разные люди. И для концертного состава порой было довольно проблематично в точности воссоздать студийное звучание песен. Единственным общим знаменателем был как раз автор всех песен и вокалист Юра Хой. Если в ранних книгах как сессионные, так и концертные музыканты, говорили о «Сектор Газа» именно как о группе, вспоминали какой вклад внносили в общее звучание или различные моменты гастролей, то в книге Ступникова они уже расценивают себя исключительно как окомпонирующих участников для песен Юрия Клинских. То есть, они сами подводят читателей к мысли о том, что замени их на сцене кем-то другим и ничего бы не изменилось. На этом фоне история о том, как музыкантам в Риге пришлось выступать без своего вокалиста выглядит как досадное недоразумение. А ведь в «Эпитафии» эта же самая история, рассказанная тогдашним клавишником Алексеем Ушаковым, читается как веселое приключение и является бесспорным украшением книги.
Наглядным примером здесь могут служить воспоминания вокалистки «Сектора» Татьяны Фатеевой. Если в «Эпитафии…» она вспоминает больше именно о забавных гастрольных моментах с участием всех музыкантов, то уже в книге «Юрий Хой и группа «Сектор Газа» она говорит исключительно о Хое, причем совсем с другой интонацией: «Это действительно был человек, ради которого можно было пожертвовать чем-то в своей жизни, и оно того стоило… Миссия человека иногда заключается в том, чтобы быть рядом с гением. У меня, например, она в этом и заключалась». После этих слов её песня «Память о друге», записанной вместе с группой «Сектор газовой атаки» в 2001 г., звучит совсем иначе.
Это довольно важный момент в создании общего мифа когда группа начинает ассоциироваться только с её вокалистом и не может существовать ни в каком ином виде. А в то время, когда писались «Эпитафия…» и «Глазами близких», создавалось стойкое ощущение, что «Сектор Газа» в том или ином виде продолжит существование, хотя бы в память о Юре. Гитарист «золотого состава» Игорь Кущев был готов взять на себя это тяжкое бремя. Но уже в новой книге ему отводится лишь небольшой абзац в негативном ключе и то лишь для того, чтобы подчеркнуть «Сектор Газа» был настолько самобытным явлением, что воссоздать группу без его идеолога казалось делом заведомо безнадежным». Тем самым между этим названием и именем Юры Хоя навсегда был поставлен жирный знак равенства.
По сути, подтверждением этой идеи служит книга «ХОЙ! Опасный путь через туман». Книга выпущена издательством «Молодая гвардия», так что можно смело ожидать того, что именно она будет через несколько лет переиздана в легендарной серии ЖЗЛ. Журналист Роман Богословский рассказал всю историю «Сектора Газа» исключительно в привязке к личности ее основателя. А старшая дочь Хоя Ирина Клинских (именно она сейчас играет ключевую роль в популяризации наследия своего отца) через свои личные воспоминания эту связь сделала монолитной. Да и в рассказах музыкантов и писателей разных поколений, собранных в приложениях, говорится исключительно о личности Хоя. В итоге получился добротный текст, в котором есть и Юрий Клинских – человек и Юрий Хой – музыкант. Но вот почему-то во время прочтения этой книги складывается ощущение, что авторы сознательно пытались скрывть нечто очень важное. То, что сами они знают очень хорошо, но делают всё, что бы «огородить» читателей от этой информации. Потому главный герой у них получился чересчур идеальным, а все неудачи сведены исключительно ко внешним обстоятельствам. Словно читаешь житие Хоя, героя и подвижника, намного опередившиего своё время.
Как и произведение Ступникова, эта книга явно написана для нового поколения слушателей, тех кого еще не было во время расцвета «Сектора» и кто не видел его последующее угасание. Это важно, поскольку сейчас на фестивалях памяти Юры Хоя вновь собирается молодежь. Те же, кто в их возрасте отрывался на живых концертах «Сектора» и переписывал на кассеты альбомы группы, такие мероприятия в большинстве своем не посещают. Причину такой популярности авторы обоих книг видят в том, что песни «Сектор Газа» стали не просто общеизвестными, а прочно вписанными в народный фольклор и даже в культурный код. Ведь не случайно практически последним выступлением Юрия Клинмких стало завершение концерта на Красной площади, посвященного Дню Победы. Бесспорно признание. Но проходило оно на фоне затянувшегося творческого кризиса и личных проблем самого музыканта. И сколько бы не писал хвалебных отзывов на последний альбом группы «Восставший из ада», вышедший после смерти Хоя, именно он символизировал закат группы. Думаю именно поэтому о нем практически умолчали в двух первых книгах. Теперь же ситуация изменилась и он расценивается как реквием Юры Хоя по самому себе.
А что бы закрепить такое положение – нужна легенда. Публика не хочет знать Юрия Клинских с его тяжелыми жизненными проблемами, им нужен герой Юра Хой, который своими песнями все эти самые проблемы решает. Именно такого героя и создали на страницах своих книг Денис Ступников, Роман Богословский и Ирина Клинских. А в этом им помогли те люди, чьи воспоминания так же попали в эти книги и которые сильно не похожи на те интервью, которые они давали 20 лет назад для книги Владимира Тихомирова. Может быть, по прошествии лет, так и должно быть. Когда нет живых легенд, то их придумывают. Но правильно ли то, что Хой как человек безвозвратно растворился в том образе, который «заботливо» создали вокруг него, а группу, которой он посвятил всю свою жизнь сделали лишь фоном для этого образа?
ПыСы. В канале можно прочитать обзор на еще одну, довольно интересную книгу, посвящённую группе: «СЕКТОР ГАЗА» В ЧЕРНОВИКАХ И РУКОПИСЯХ