Сегодня могло бы исполниться 60 лет основателю и бессменному лидеру группы «Сектор Газа» Юрию Клинских, гораздо более известному как Юра Хой. Вот только уже 24 года как он покинул этот мир… Правда, за последние несколько лет вокруг его личности была создана определенная мифология, которая сделала его намного популярнее, чем он был при жизни. Впрочем, на эту тему я писал в посте «ЖИЗНЬ И ЛЕГЕНДА ЮРЫ ХОЯ И ГРУППЫ «СЕКТОРА ГАЗА» и возвращаться к ней не будем. Сегодня же, в честь торжественной даты мы поговорим о довольно интересной и своеобразной книге – «Сектор Газа»: черновики и рукописи легенды: заметки, хиты и неизданные песни, уникальные фото». Составителями данного сборника выступили хранители наследия Юрия его дочь Ирина Клинских и основатель первого официального фан-клуба «Сектор Газа» Сергей Кимцов. Комментарии написал Денис Ступников (ранее выпустивший книгу «Юрий Хой и группа «Сектор Газа»).
Издание представляет именно то, что заявлено на обложке: собственноручно написанные Юрием Клинских тексты практически всех песен из репертуара «Сектора Газа». Все эти материалы хранились в семье Клинских и у Сергея Кимцова и вот были представлены публике. Вернее сказать, фанатам, потому что фолиант представляет интерес в первую очередь для них.
В комментариях Денис Ступников несколько раз упомянул значение песенного наследия Юры Хоя для отечественной рок-поэзии. Но вот из представленных в книге материалов не возможно узнать как это самое наследие создавалось. Читателям представлены написанные четким почерком тексты в большинстве своём не отличающиеся от тех, что можно услышать на конечном варианте альбомов. Правда несколько исключений всё-таки есть, но, как правило, они ограничиваются перестановкой отдельных слов в предложении. Или заменой на более звучно звучащие, что на конечный смысл песни практически не влияет. Правда, порой довольно читать как чисто воронежские выражения менялись на понятные во всех уголках страны.
Но вот проследить, как эволюционировала та или иная песня от начального замысла до конечного варианта представляется сложным. Словно бы большинство песен рождались в уже готовом виде. Как происходил творческий процесс создания можно увидеть у чуть более 10 песен, у которых наряду с окончательными вариантами представлены и рабочие наброски. Например, интересно читать в черновике, что в сказке про Снегурочку и Илью Муромца задумывалась и третья часть про старика. Но была ли она воплощена в жизнь так и осталось загадкой.
Именно такие ранние наброски демонстрируют, что процесс создания песен был для Юрия Клинских не таким уж простым. Зачеркиваний переносов, знаков вопроса при выборе рифмы в таких текстах множество. Даже когда читаешь первоначальные варианты «Голубя» или «Щей», то осознаешь, что они писались совсем в другом стихотворном размере. А это значит, что под них могла задумываться совсем другая мелодия.
Довольно интересный факт, что рукописных вариантов более ранних песен сохранилось намного больше. А вот рукописных версий текстов наиболее известных песен группы, таких как «30 лет», «Туман» и «Твой звонок» в книге нет. Как уверяют составители, они не сохранились. В текстах альбома «Наркологический университет миллионов» вообще оказалось только три песни. Да и то «Пора домой» взята из сборника «30 песен «Сектор Газа».
Важность этих рукописных текстов в другом. Практически на каждом из них стоит окончательная дата написания. Глядя на них можно отследить какие песни шли в альбом незамедлительно, а каким могло потребоваться по несколько лет, чтобы приобрести своё звуковое воплощение. То есть, Юра Хой не составлял альбом из готовых песен, а подбирал их, что бы они выстраивались в некую целостную концепцию. Это же подтверждает и приведенные в книге списки песен, вошедшие в альбом. Довольно интересно, что в этих списках можно увидеть названия песен, название которых не только не известны публике, но их также нет и в этом сборнике.
Как раз тексты неизвестных ранее песен занимают особое место в книге. «Вампирский вой» и «Злая ночь» (совсем не та песня, что входит в альбом «Танцы после порева»), написанные в 1987 г., идеально вписывается в хоевскую мистическую концепцию и вполне могла оказаться в «Зловещих мертвецах». Песня «Чинарик» (1990 г.) – это пример другой творческой ипостаси Юрия Клинских, а именно стеб над окружающей действительностью. А примерами удачного сочетания стеба и мистики стали песни «Я иду в ночь» (1988 г.) и «Я не буду» (1990 г.). «Да будет рок!» - удивительно несвойственная для всего творчества группы философская баллада. Думаю, что она так и не была записана исключительно по той причине, что она просто бы не вписалась не в один из альбомов. Сложно поверить, что она также была написана в 1987 г. Написанная в том же году «Молодая гвардия» могла стать прекрасным завершением любого альбома «Сектора».
К сожалению, за все годы, прошедшие со смерти Юрия Хоя всплыла только одна неизвестная его песня – «Вой на луну», рукописный текст которой тоже можно найти в книге. А ведь эти неизвестные песни, это прекрасные образцы того самого «Сектора Газа», который так любят слушатели. Конечно будет истинным чудом если однажды они всплывут в записи, но сам факт, что существуют из окончательные без помарок рукописные варианты, говорит о том, что сам Юрий по меньшей мере готовился их записать. Так что возможность даже просто прочитать их – это прекрасная возможность заглянуть чуть глубже во внутренний мир человека, который их написал.
Для любителей истории группы в книге также есть несколько интересных артефактов. Это собственноручно написанные Юрой Хоем списки музыкантов, участвовавших при записи каждого альбома, хотя они не отличаются от тех, что обычно были представлены на пластинке или буклете кассеты или диска. Другой важный текст – это история «Сектора Газа», написанная самим Юрием для альбома «Восставший из Ада», волей судеб ставшим для него финальным. Здесь рассказано и про появление названия, и про первые сольные выступления, про участников группы в разные периоды, расставлены «точки над i» в нумерации альбомов. Также Юра написал про стиль группы: «я определил стиль «Сектора» не иначе как «фьюжн», т.е. «сплав», т.к. каждая песня «Сектороа» - это разный стиль – хард, панк, диско, рэп, металл, бард и многое-многое другое». Потому если у кого то были вопросы, то здесь на них получены ответы от первоисточника.
Так что при всех недостатках книга вышла стоящая. Издание довольно уникально и по подходу и по подаче материала. По крайней мере, ценителей группы оно точно не оставит равнодушным. Потому память о Юрие Хое будет жить еще долго. Как написала Ирина Клинских в предисловии к этой книге: «Песни «Сектора Газа» зачастую являются подспорьем людям в трудные моменты. Они поддерживают слушателей в испытаниях, выпадающих в их жизни, иногда даже помогают выжить. Их уникальность в том, что, слушая их, ты действительно чувствуешь, что человек по ту сторону хочет тебя поддержать. Они дают силы и энергию двигаться дальше, преодолевая трудности.»