Найти в Дзене
Пески времени...

В Египте обнаружили большое погребальное здание с фаюмскими портретами

Оглавление

Египетские археологи, проводившие раскопки в городе Фаюм, обнаружили большое погребальное здание и портреты птолемеевского и римского периодов.

Здравствуйте, друзья!

Вам наверное знакомо выражение "Фаюмские портреты"? По сути это портреты мумий. Давайте, я немного об этом расскажу, а потом вы узнаете, что же конкретно на этот раз нашли в Фаюме.

Фаюмские портреты

Портреты мумий или портреты мумий из Фаюма - это погребальные натуралистические портреты, выполненные на деревянных досках, и прикрепляемые поверх мумий "высшего класса". Они характерны для Римского Египта I-III века. Подобные портреты относят к традиции панно - одной из самых уважаемых форм искусства в классическом мире. Фаюмские портреты - единственное крупное произведение искусства из этой традиции, которое сохранилось. Раньше их неправильно называли коптскими портретами.

Почему их путали с коптскими портретами? Коптские портреты относятся к египетской иконографии, традиционной для Египта доримского периода. И были предвестниками фаюмских, видоизмененных под греко-римским влиянием.

Итак, портреты, появившиеся под греко-римским влиянием, стали элементом местной погребальной традиции в Римском Египте. Подобное изображение заменяло традиционную погребальную маску на мумии.

Портреты покрывали лица тел, которые были мумифицированы для захоронения. Сохранившиеся примеры указывают на то, что они были вставлены в полосы ткани, которые использовались для обертывания тел. Обычно они изображают одного человека, показывая голову или голову и верхнюю часть груди, если смотреть спереди. С точки зрения художественной традиции, изображения явно больше заимствованы из греко-римских художественных традиций, чем из египетских. По технике исполнения можно выделить две группы портретов: одна из них написана энкаустикой (воском), другая - темперой. Первые, как правило, более высокого качества. К настоящему времени почти все портреты отделены от мумий.

Название "фаюмские" они получили по месту первой крупной находки портретов британской экспедицией Флиндерса Пири в Фаюмском оазисе в 1887 году. Название тут же вошло в обиход археологов и, даже портреты, найденные в других районах Египта, все равно продолжали именовать "фаюмскими". К настоящему моменту собрано около 900 древних шедевров.

Из-за жаркого сухого климата Египта многие картины очень хорошо сохранились, не потеряв свои яркие цвета, которые, казалось бы, не поблекли со временем.

Сегодня портреты находятся в коллекции многих музеев мира. В том числе: Британского музея, Лувра, Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Собрание из 23 погребальных фаюмских портретов находится и в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве.

Особенности Фаюмского портрета

1.Большинство портретов изображают умерших в относительно молодом возрасте, на многих изображены дети.

2. Реальные люди. Фаюмские портреты, как древние фотографии, показывают настоящих людей, живших много веков назад. Поэтому каждый портрет — это история, это неповторимый внутренний мир и характер отдельного человека.

3. Ассиметричные лица. Для жизни явление обычное, а древние художники так пытались передать перспективу образа.

4. Большие глаза. Писать людей с увеличенными глазами начали со II века нашей эры. И, скорее, здесь сказалась египетская культура. По верованиям древних египтян, душа покидает тело через рот, а возвращается через глаза. Поэтому в гробнице (на стене или на саркофаге) делались изображения усопшего — своеобразные «паспорта», — с открытыми, подчеркнутыми глазами. А вот замазать «врата души» — страшная месть.

5. Портреты для богов. По древнеегипетской традиции портреты, а до них маски, делались исключительно для ритуала погребения. Мастера не пытались самовыразиться, произвести впечатление на потомков. Предполагалось, что портреты не увидит ни одна живая душа, только боги. Это главное отличие портретов от обычной живописи.

6.Отрешенный взгляд. Люди на портретах редко изображались анфас — головы чаще повернуты на три четверти. При этом взгляд обращен не на зрителя, а как будто сквозь него, в бесконечность.

Более подробную информацию о портретах можно узнать в статьях "Фаюмские портреты" и "Дневник живописи".

Недавние находки в Фаюме

Фаюм (Шедет на древнеегипетском) был основан в Древнем царстве и был культовым центром поклонения золотому крокодилу Собеку. Во времена царства Птолемеев Фаюм назывался Птолемаис Эвергетис (позже переименованный в Арсиною) и стал центром птолемеевского культа Александра Македонского.

С 2016 года Археологи проводят исследования на месте археологических раскопок Гарза (ранее называлась Филадельфия), недалеко от города Фаюма. В ходе работ последнего сезона было обнаружено большое погребальное здание.

Погребальное здание было построено с использованием каменных блоков и содержит многочисленные погребальные камеры, либо вырезанные в скале, либо облицованные камнем. Пол в главном здании отделан известковым раствором и выложен цветной плиткой, напоминающей шахматную доску.

Кроме здания археологи раскопали много интересного. Среди их находок были: богато украшенные деревянные гробы в древнеегипетском и древнегреческом стилях, керамика, богато украшенный деревянный ящик и ряд портретов, широко известных как Фаюмские портреты.

Интересно то, что это первое открытие Фаюмских портретов со времен раскопок британского археолога Флиндерса Петри во время раскопок в Хаваре в 1887 и 1910-11 годах, а также раскопок немецкого археолога фон Кауфмана, который обнаружил так называемую “Гробницу Алины”.

Команда также обнаружила терракотовую статую, изображающую синкретическую Исиду / Афродиту в одном из деревянных гробов, в дополнение к сохранившемуся тайнику с папирусными документами, написанными как демотическим, так и греческим шрифтом.

Исчез ли фаюмский портрет бесследно?

Фаюмский портрет просуществовал всего 300 лет. С 1 по 4 века нашей эры.

Но он не исчез бесследно. В конце 4 века н.э. Египет стал византийским. Византийские мастера видели фаюмские портреты.

Именно поэтому в иконах мы видим уже знакомые черты из далекого прошлого. Большие глаза. Взгляд сквозь зрителя в вечность. Образ души, а не тела.

Верхнее фото: Фаюмский портрет и гробы, найденные при раскопках в Фаюме. Фото Министерства туризма и древностей Египта.

Фотографии взяты из открытых источников.