Найти в Дзене

Алмазный фонд Кремля

Оглавление

Ярчайшая выставка уникальных исторических и художественных предметов роскоши великого Российского государства – собственность Гохрана России.

Коллекция Алмазный фонд Московского Кремля имеет высокую художественную, материальную, историческую ценность и мировую известность. Россыпь бриллиантов, самоцветов, золотые и платиновые самородки – блеск драгоценных камней ослепляет, будто в пещере Али–Бабы.

Выставка занимает два зала в Оружейной палате Кремля, где представлены исторические и современные ювелирные экспонаты – единственные в своем роде экземпляры. Их нельзя фотографировать и снимать на видеокамеру, нельзя потрогать, но можно внимательно рассмотреть, узнать связанную с ними таинственную историю происхождения, погрузиться в мир роскоши, богатства и величия.

Важно! Видео и фотосъемка на выставке запрещены.

История: от Алмазной комнаты до Алмазного фонда

История «Алмазного фонда» ведет свое существование со времен Петра I. В 1719 году императором был издан Указ, в соответствии с которым под особое хранение государственных ценностей было отведено специальное помещение, получившее сначала название «Алмазной», а затем  «Бриллиантовой комнаты».

В охраняемую императорскую комнату были перенесены «принадлежащие государству вещи». К таким были отнесены государственные регалии, парадные ювелирные украшения и орденские знаки. Наряду с этим, было создано специальное ведомство Камер – коллегия, которое в своем Регламенте перечислило все особо хранимое имущество и установило порядок его хранения.

Члены императорской семьи надевали украшения и ордена из хранилища лишь по самым торжественным случаям, после чего они возвращались на место.

Пополнение коллекции: мастерство дворовых ювелиров

На протяжении всего времени правления рода Романовых эта коллекция регулярно пополнялась. При дворе работали лучшие ювелиры той эпохи: И. Позье, Л. Пфистерер, отец с сыновьями Дюваль, Ш. Экарт. Они создавали предметы высокого ювелирного искусства, обильно украшая их драгоценными каменьями. Пышность и роскошь всегда были отличительной чертой русского двора, особенно при правлении царских особ женского пола: Елизаветы Петровны и Екатерины II.

При правлении Екатерины II для драгоценностей было оборудовано иное помещение. Новая Бриллиантовая комната появилась в специально переделанной для этих целей парадной опочивальне императрицы.

Эвакуация коронных драгоценностей: подальше от войны

В период ведения Первой мировой войны украшения из Санкт–Петербурга были эвакуированы в Москву и помещены в Коронный зал Оружейной палаты Кремля. Эвакуация коронных ценностей происходила в спешном порядке, но, несмотря на это, скрупулезно была составлена опись перевозимых предметов с переоценкой каждого из них.

Этот документ сохранен до настоящего времени, он послужил основой для тщательного изучения и публикации знаменитой царской коллекции.

Современный приток драгоценных экспонатов: богатства русской земли

В 1954 году ленинградский геолог Л. Попугаева обнаружила кимберлитовую алмазную трубку «Зарница», ставшую первой из ряда подобных открытий. 1955 год был ознаменован еще одной находкой: была обнаружена трубка «Мир», ставшая одним из самых крупных месторождений Якутии.

Так крупные отечественные алмазы пополнили коллекцию Гохрана. В нее же стали помещать и созданные современными ювелирами изделия из драгоценных камней.

Алмазный фонд хранит уникальное собрание золотых и платиновых самородков. Особое место занимает известная Минералогическая коллекция Екатерины II.

Открытие современной выставки: временная экспозиция на постоянной основе

Выставка «Алмазный фонд» существует с ноября 1967 года. Она принадлежит федеральному учреждению «Гохран России» и размещена в Оружейной палате Московского Кремля. Выставка, запланированная на временное открытие (на один год в честь юбилея образования СССР и революции 1917 года), стала постоянной экспозицией благодаря своей огромной популярности.

Она занимает собой два зала: современный и исторический.

Экспонаты Алмазного фонда

-2

Алмазный фонд Московского Кремля составлен из ювелирных изделий, редких камней и орденов. Все они связаны с историей российской империи. Каждый из экспонатов уникален и важен, является частицей великого прошлого или настоящего могущественной державы. Условно все они разделены по тематике на несколько групп.

Коронационные регалии: символы власти императрицы Екатерины II

-3

Эту группу экспонатов составляют скипетр, держава Екатерины II и другие предметы, используемые императорской особой в самых торжественных случаях, включая коронации. Здесь можно рассмотреть пряжку – аграф, большую императорскую цепь и звезду ордена Святого апостола Андрея Первозванного.

Читайте также: Музей Москвы

В коллекции хранятся две императорские короны: Большая и Малая. Особый интерес из них вызывает Большая Императорская корона. Она была создана по случаю величайшего события: коронации Императрицы Екатерины II в 1762 году. Над короной дни и ночи на протяжении двух месяцев трудились придворный ювелир Георг Фридрих Экарт и бриллиантовых дел мастер Иеремия Позье. Корону Российской империи украшают 4936 бриллиантов весом в 2858 карат, 75 индийских больших матовых жемчужин и шпинель – самый известный из камней короны, массой более чем 398 карат. Это один из самых знаменитых экспонатов коллекции.

Держава представляет собой золотой шар, гладко отполированный  и опоясанный бриллиантовыми поясками. Венчает ее цейлонский сапфир весом в 195 карат под крестом. Держава также была выполнена Г. Экартом по случаю коронации Екатерины II.

Алмазы: именные камни и алмазная карта России

-4

Алмазную группу экспонатов составляют большие ювелирные именные драгоценные камни.

В России, как и в других странах мира, придерживаются традиции присвоения индивидуальных названий всем ювелирным алмазам, масса которых превышает 20 карат. Эти «каменные имена» дают в честь определенных исторических событий, юбилейных дат, наступающих в период обнаружения данного алмаза или в честь известных людей

Так, самый массивный алмаз собрания массой в 342, 57 карата, найденный в кимберлитовой трубке «Мир» в 1980 году, получил название «XXVI съезд КПСС» в ознаменование проходившего в 1981 году съезда.

Здесь есть алмазы с такими именами: «Александр Пушкин» 1989 года, «Олимпиада – 80» 1980 года, «Творец» 2005 года, «Горняк» 1968 года, «Свободная Россия» 1991 года.

Алмазный фонд Кремля обладает уникальной коллекцией больших именных алмазов редких природных образований высокого ювелирного качества. Они несут в себе огромную научную ценность, их изучение способно пролить свет на условия их происхождения.

Впечатляющий экспонат, представленный в алмазной коллекции – карта России, выполненная из множества мерцающих алмазов. Большим красным корундом обозначен город Москва, рядом зеленых кристаллов выложены Уральские горы, где впервые были найдены алмазы. Черным алмазом обозначен город Мирный – столица отечественной алмазодобывающей промышленности.

Самородки: платиновые и золотые дары русской земли

-5

101 самородок из золота и платины размещены на витрине на небольшом расстоянии друг от друга. Все вместе они представляют потрясающую картину роскоши, притягивая взор своим ярким блеском на черном фоне.

Самородки, составившие коллекцию, были добыты из месторождений разных регионов России.

Одним из богатейших исконных месторождений золота стало «Березовское» на Урале, несколько десятков лет спустя оно стало местом обнаружения значительных россыпей золота.

Особую ценность коллекции составляют самородки золота, так как такие находки редко оставляют целиком, а чаще отправляют на переплавку.

Самые большие самородки собрания получены из Колымского месторождения. Так, добытый в 1947 году самородок «Верблюд» весит 9,3 кг, а «Большой треугольник»  — целых 36 кг.

Исторические камни: они известны во всем мире

-6

Семь драгоценных камней, имеющих свою неповторимую историю существования, горделиво вписались в Алмазный фонд Кремля. Эти 3 алмаза и 4 самоцвета известны всему миру.

Бриллиант «Орлов» — самый известный и самый крупный в коллекции, его вес составляет 190 карат. Предназначение камня – украшение скипетра императрицы Екатерины II.

Еще один, поражающий своей роскошью камень – Колумбийский изумруд весом в 136, 25 карат. Он имеет густо – зеленый с голубоватым отливом цвет и огранен таблицей. Камень украшал бриллиантовую брошь, которую носила в XIX веке великая княгиня Александра Иосифовна – супруга князя Константина Николаевича. Под стать гордому изумруду выполнена и его бриллиантовая оправа: она изготовлена в виде гирлянды из чередующихся  виноградных листьев и больших круглых бриллиантов.

Алмаз «Шах» весит всего 88 карат, но его историческая ценность в надписях, выгравированных на нем, на персидском языке. Алмаз был найден на территории Индии в XVI веке и стал ее историческим памятником.

Читайте также: Музей археологии Москвы

Коллекция стоит баснословных денег, и потому увидеть ее мечтает каждый посетитель выставки.

Самоцветы: путешествие виноградной грозди из Бирмы в Россию

-7

Драгоценные камни, дополняющие коллекцию великих камней. Здесь выставлен турмалин в форме крупной красной ягоды (4,0 х 2,7 х 2, 3 см.), похожей на гроздь винограда. Ягода обрамлена зелеными эмалевыми листьями и золотыми веточками – стружками. Масса самоцвета составляет 260,86 карат.

У турмалина интересная история путешествий до Петербурга. Камень был родом из Бирмы. Первоначально он хранился в сокровищнице Рудольфа II – короля Богемии. Тот получил самоцвет в наследство от своей сестры, приходившейся супругой Карлу IX – французскому королю.

В 1628 году турмалин вместе с другими сокровищами, был захвачен в Праге и перевезен в Скандинавию, где новым его владельцем стала королева Кристина. Камень принадлежал ей до самой смерти, а после перевезен в Стокгольм.

В 1777 году турмалин прибыл в Россию. Он был подарен Екатерине II шведским королем Густавом III в знак благодарности за оказанное ему гостеприимство при посещении им Санкт–Петербурга.

Украшения середины XVIII века: разноцветная яркая асимметрия

-8

Все экспонаты этой части коллекции созданы в период правления Екатерины II и отражают жизнерадостность и виртуозные способности мастеров при составлении цветных асимметричных композиций.

Драгоценные камни здесь являются элементом ювелирных изделий, их частью. Так, бриллианты, стилизованные под цветы, составляют украшение «Большой букет» для парадного наряда Екатерины Великой. Знаменитый букет составлен из бриллиантовых цветов ириса, незабудок, шиповника и нарцисса. Самый редкий из камней в нем – природный бриллиант нежного сиреневого цвета весом в 15,5 карат. Он помещен в центре раскрытого бутона ириса и обрамлен ажурной оправой.

Листья цветов выполнены из изумрудов плоской формы, аккуратно размещенных на гибких золотых стеблях. Листья расположены на разной высоте и направлены в разные стороны, что придает объемность всей композиции. Гибкие стебли при малейшем движении покачиваются, создавая видимость настоящего трепета живых цветов.

Для придания многоцветности букету под бриллианты подложены тонкие пластины разноцветной фольги.

Украшения второй половины XVIII века: холодный блеск белых бриллиантов

-9

В этой части экспозиции представлены ювелирные изделия с огромным количеством бриллиантов. Вторая половина XVIII века характеризуется господством этого камня в работе ювелиров. Причем мастера использовали преимущественно камни светлых оттенков, и потому, белых бриллиантов в коллекции больше всего.

Белые бриллианты вставляли неизменно в серебряную оправу, так ювелиры подчеркивали их бесцветность и чистоту.

Портбукет 1770 года – один из наиболее интересных экспонатов данной части выставки. Он составлен из золотых стеблей, покрытых зеленой эмалью и изящно перевит бриллиантовой лентой, завязанной у самого верха в мягкий бант со свободно свисающими концами.

Портбукет полый внутри. Он служил вазочкой для живых цветов. В него наливали воду, вставляли цветы и прикалывали при помощи специальной шпильки к корсажу платья.

Украшения первой трети XIX века: знаменитые русские тиары

-10

В начале XIX столетия в моду вошло увлечение античным искусством. Дамы украшали свои прически диадемами, стилизованными под кокошники. Такая форма диадем получила на Западе название «Русская тиара». Она получила широкое распространение в ювелирных домах Картье и Бушерон.

Украшенная алмазами диадема в волосах говорила о принадлежности ее обладательницы к слоям высшей аристократии.

В Алмазном фонде находится диадема – кокошник с характерной для стиля ампир треугольной формой, образованной бриллиантами разных форм, огранок и величин. Это украшение принадлежало императрице Марии Федоровне, приходившейся супругой императору Павлу I.

Удлиненные камни в форме слезы крепились к диадеме подвижно. При малейшем движении головы такие слезинки вздрагивали, и долгое время продолжали мерцать, притягивая своим блеском взгляд окружающих. В самом центре императорской диадемы редкий по своему нежно – розовому цвету бриллиант весом в 13, 35 карата.

Ордена Российской империи: с легендой о Святом апостоле Андрее (покровителе России)

-11

Изделия, созданные специально для награждения членов императорского дома. Все ордена выполнены с особой тщательностью и отличаются обилием золота, серебра, бриллиантов и редких драгоценных камней.

Читайте также: Музей истории шоколада и какао

Особое место в коллекции занимает знаменитый Орден Святого апостола Андрея Первозванного, который был введен при правлении Петра I. Это высший орден России, действующий до 1917 года. Сам орден выполнен в виде синего креста и распятого на нем Святого Андрея – первого из последователей учений Христа. Крест с фигурой прикреплен к гербу Российского государства – двуглавому орлу под императорской короной. Венчает изделие небольшой прямой крест.

Фигура Святого Андрея на гербе Российского государства появилась не случайно. По легенде, Святой Андрей первым прошел с крестом по землям, где позднее образовалось Российское государство.

Орден Святого апостола Андрея Первозванного был государственной регалией, одним из главных символов императорской власти.

На выставке можно увидеть и другие орденские знаки: Фельдмаршальский жезл 1775 года, Орден золотого руна первой четверти XIX века, Знак ордена святого Александра Невского второй половины XVIII века и другие.

Экскурсия: что ожидает внутри

-12

Красный ковер, приглушенный свет, тишина и спокойствие зала. По обеим сторонам помещения стеклянные витрины с размещенными на них экспонатами. Двери закрываются. Неожиданно яркий блеск множества самоцветов, алмазов, золота и бриллиантов вырывается из витрин в зал, освещая все вокруг, заставляя прищуривать глаза от невероятно ослепительного блеска. Начинается экскурсия.

Это выставка Алмазный фонд, экскурсия длится 40 минут. Посетителей ожидает роскошная экспозиция украшений, природных самоцветов и самородков. Ряд изделий, представленных в выставочном зале, были созданы посредством тщательного подбора камней по размеру и цвету, так как огранку камней осуществлять еще не умели.

Экскурсовод погрузит в мир интересных фактов и историй, связанных с экспонируемыми предметами, познакомит с природными необработанными камнями, слитками золота, платины и самородками впечатляющих размеров, изделиями, созданными старинными и современными умельцами.

Без экскурсовода осматривать зал не разрешено. Экскурсовод подведет к витрине, расскажет об экспонатах, выставленных на ней, после чего разрешит свободно рассмотреть их поближе, но сквозь стекло витрины.

Перерывы между экскурсиями составляют 20 минут. Билеты можно приобрести в кассах № 4 и № 5 в Александровском саду по адресу: ул. Манежная, вл. 2-10, с. 3). Билеты в кассах продают в день посещения выставки.

Возможно посетить экскурсию в Алмазный фонд одновременно с прогулкой по Красной площади. В экскурсию входит прогулка по Александровскому саду и посещение памятников. Продолжительность данной экскурсии составляет 2 часа.

Фотографировать нельзя: где еще можно увидеть изображения экспонатов выставки

По одному или два предмета из каждой группы коллекции можно рассмотреть на официальном сайте. Можно воспользоваться предложением виртуальной выставки, где достаточно близко получается приблизить каждый из экспонатов посредством компьютерного экрана.

В 2016 году отчеканен ограниченный тираж монет «Алмазный фонд России». В их основе – серебро, а изображения отражают наиболее значимые объекты ценной коллекции.

Предметы, составляющие Алмазный фонд, изображены и на марках выпуска 2017 года.

Режим работы

Выставочный центр работает ежедневно, кроме четверга, с 10.00 ч. до 17 ч. 20 мин. Перерыв: с 13.00 ч. до 14.00 ч.

Где находится

Г. Москва, набережная Кремлевская, д. 1, стр. 3.

Как добраться

Вход на выставку организован через Боровицкие ворота Кремля. Пункт пропуска «Кутафьи башни».

Ближайшие станции метро: «Александровский сад», «Филевская», «Боровицкая», «Библиотека им. Ленина».

Автобусные маршруты, следующие до «Алмазного фонда» Кремля: № е10, м1, м9, н11 от остановки «Боровицкая площадь», № м2, м6, м7, н2 от остановки «Метро Библиотека им. Ленина», № с755 от остановки «Большой Каменный мост».

Экспозиция Алмазного фонда Кремля не очень большая, но впечатляющая. На выставке всегда много народу. Необыкновенная красота природных материалов в сочетании с высочайшим мастерством ювелиров притягивает сюда посетителей. Выставка заставляет испытывать гордость за нашу страну, наших мастеров и наше искусство.