Найти тему
korableva.psychologist

Плохие оценки

Что делать, когда у ребенка “трояки”, а помочь с уроками он не просит или даже категорически отказывается от помощи? Как показали комментарии к прошлому моему видео, этот вопрос в той или иной формулировке волнует многих (если не смотрели видео - это предыдущий пост🙂).

Начну с истории. Когда я училась в школе и мне нужна была помощь в решении задач по алгебре, просила я ее у папы, но только тогда, когда самой ну совсем уже никак не разобраться, то есть в самом безнадёжном случае. И, решившись сказать “Паааа-п, поможешь с математикой?”, я шла, как на голгофу. Папины объяснения были часа на два, с повторением всего материала за год и с решением однотипных задач до посинения.

К чему это я? Плохие оценки по предмету и вообще плохое отношение к нему может быть вызвано разными причинами, не только непониманием. Если предмет действительно даётся трудно, ребенок садится за уроки, пыхтит, старается, результат плохой, но все равно отказывается от помощи - стоит задуматься о качестве предлагаемой помощи. И если у ребенка  уже есть негативный опыт вашей помощи, вряд ли ему захочется его повторить!

Чего делать нельзя, когда садитесь помогать ребенку с уроками:

-2
  • упрекать, ругать: " вот, не учишь, вертишься на уроках, не записываешь задания, мало читаешь, не умеешь время распределять... (можно продолжить список), поэтому у тебя и не получается!"
  • ставить в пример других детей, себя, сестру/брата: "вот я, например, всегда сначала уроки сделаю, а уж потом все остальное. А ты весь день дурака валял(а), играл(а), конечно, теперь у тебя голова не соображает! "
  • оскорблять: "как можно быть такой тупицей!! Я тебе уже сто раз объяснила, сил моих нет! Ты вообще можешь соображать,!"
  • изматывать объяснениями до полуобморочного состояния (мой вариантик, описанный выше)
  • демонстрировать своё разочарование, печаль, усталость и нежелание: "ох, горе ты моё, ну давай, будем разбираться... ну что там у тебя? Опять сочинение?.. ооох...Терпеть не могу это. Ну уж давай..."

Что нужно и важно в такие моменты?

-3
  • Просто поставить себя на место ребенка. Проявить эмпатию: КАК ОН ВОСПРИНИМАЕТ ситуацию, себя, вашу помощь.
  • Помочь ему ощутить свою маленькую победу, почувствовать себя В СОСТОЯНИИ сделать, решить, запомнить.
  • Показать то, что вы с ним заодно, понимаете его, вы на его стороне, любите его и верите во всё хорошее, что в нём есть
  • Если устали, нет физических и душевных сил - можно так и сказать: " я устала и раздражена сейчас. Боюсь моя помощь обойдется боком для тебя, да и для меня. Давай сам ( или попозже, или завтра, или давай лучше тебе папа/бабушка/дедушка/старший брат помогут). Это будет честно и правильно. Вы - тоже человек, имеющий право устать/не хотеть/не иметь в данный момент сил.