Найти тему

Вверх по Яузлару

Эти места полюбились нам с первого взгляда. Той осенью мы впервые гуляли по Боткинской тропе над Ялтой. Было прохладно, сыро — и очень красиво. Осень буйствовала на горных склонах всеми своими красками. Блестели на жёлтых и багряных листьях дождевые прозрачные капли. Мы дошли до мостика через речку Яузлар и водопада-козырька, выше которого наверняка должны были быть многочисленные каскады водопадиков. Не прогуляться вверх по руслу было просто невозможно! Река была великолепна — а с высоких берегов свешивалась к белым камням пышная разноцветная осень… Мы поднялись по реке до развилки русла, и вскарабкались на засыпанный рыжей хвоей островок. Здесь, в укромном уголке между водопадами и среди могучих камней, утопающих в красной скумпии, мы нашли уютную полянку с костровищем и устроили привал… Подумав, мы решили не подниматься выше по течению. Время поджимало, а по Боткинской хотелось всё же прогуляться до Ставри-Кая. И мы вернулись на тропу. Не зная о том, что были совсем рядом с самыми большими водопадами Яузлара…

Русло Яузлара выше Боткинской тропы
Русло Яузлара выше Боткинской тропы
-5

Это только присказка, сказка впереди

Несколько лет нам очень хотелось вернуться и продолжить путь вверх. Было даже решено посвятить этому маршруту целый отдельный день, не совмещая с другими целями. К тому же, теперь у нас появился дополнительный стимул — геокэшерский тайник.

Был солнечный, но не жаркий день. В зоопарке ревели какие-то хищные кошки (тигры? львы?) и истошно орали павианы. Лес был светел и радостен, несмотря на несущиеся снизу жуткие звуки. Мы быстро поднялись до мостика через Яузлар. Солнечным днём ущелье было ещё наряднее, чем под осенним дождиком в прошлый раз. Сверкала в водопадиках прозрачная вода — чистый хрусталь, звонкий и очень холодный! Но дух авантюризма всё же победил, и импровизированное купание состоялось! Если можно называть купанием стремительное омовение под ледяными струями природного «фонтана»…

И мы шли то по камням русла, то по крутым тропкам среди сосен, клёнов и скумпий, а над нами, в синем высоком небе, возвышались белые обрывы края плато — манящего и очень далёкого…

За любованием красотами мы не заметили, как добрались до развилки. И некоторое время раздумывали, по какому руслу следует двигаться дальше. Правое было солнечным и светлым — зато с крутыми обрывистыми берегами, не обещавшими лёгкой дороги. А в левое русло — тёмное, скрытое в холодной и влажной тени — вела тропка через уже знакомый скумпиевый островок.

-9

И мы пошли левым руслом. Обходя водопады по огромным серым камням. И очень скоро упёрлись в водопад, обойти который было довольно затруднительно. Русло реки сходилось здесь в узкую теснину, зажатое крутыми скалами. Скалы напоминали слоёный пирог, и мы сделали попытку взобраться по ним, как по лесенке. Но то, что казалось снизу вполне возможным, на поверку оказалось довольно жутковатым, и мы не стали рисковать — скользко.

Внимательно перечитав описание тайника, выяснили, что идти всё же следовало по восточному притоку. И до места, к которому мы стремились, оставалось всего ничего! Мы поняли это, только вернувшись к разветвлению русла и вскарабкавшись по его правому берегу. Неприметная тропка вывела-таки нас в искомую точку.

-11

Вот это было зрелище — так зрелище! Водопад — высоченный, не слишком полноводный, но впечатляющий масштабами, заключённый в оправу из всё тех же слоистых скал — над просторным ущельем с берегами, зелёными от пышной травы и высоченных сосен. А над водопадом, в вышине среди очень синих небес — обрывистый край яйлы, дразнящий и далёкий…

-12
-13
-14

По скале вдоль сбегающих водяных потоков можно вскарабкаться — здорово и немножко жутко, и текущая мимо под странным углом вода производит тогда очень странное впечатление. Будто горизонт заваливается куда-то набок, а пространство выгибается чашей, как внутри «рыбьего глаза». И тогда хочется спуститься вниз — от греха подальше — чтобы это обманное пространство не заставило потерять равновесие над своей угрожающей глубиной…

-15
-17

У поваленного дерева на склоне ущелья мы отыскали геокэшерский тайник. И устроились на обед в камнях у журчащей речки, любуясь водопадом и золотящейся кромкой яйлы. Как всегда незаметно пролетало время. Пора было пускаться в обратный путь…

-18

Мы форсировали крутой берег ущелья и угодили аккурат на знакомую полянку среди камней. Наконец-то мы доосвоили и здешнюю географию!..

На ущелье опускалась тень, солнце убегало от нас за вершины скал. Кромка яйлы, освещённая сбоку, сияла светлым золотом.

А потом повеяло холодом, и пришёл туман. Он потянулся языками над вершинами сосен, и на несколько минут проглотил небо и скалы в вышине. Русло реки, укрытое вечерним сумраком, было по-прежнему красиво — с жёлтыми клёнами и красными скумпиями, светящимися среди белых камней. Журчала прозрачная вода… Мы выбрались на Боткинскую тропу. И какое всё же удовольствие гулять по вечернему осеннему лесу — вниз, в опускающихся сумерках, среди лесных ароматов, среди сосен, скумпий и восхитительных папоротниковых ковров! Чудесное, ни с чем не сравнимое ощущение крымского вечера…

Когда мы вышли из леса, солнце уже село. Живописно раскинулась внизу долина, украшенная разноцветными осенними деревьями и колоритными домами. На горах под лиловым небом лежали плотные шапки облаков. Жутко взрёвывали звери в зоопарке (не иначе разгуливают на свободе гепард и павиан!). А дорога, на которую мы вышли, наверху заканчивалась воротами с деревянным зелёным домиком. На домике была сильно пострадавшая от времени надпись «КЕМПИНГ». За забором, поросшим каким-то вьюном — увы — читались явные следы заброшенности и запустения. Вот и разгадали мы загадку поглощённых местными джунглями руин за забором вдоль Боткинской тропы…

-22
-23

По крутой тропке мы спустились на дорогу к зоопарку. Сумерки тем временем превратились уже в полноценную темноту. И в этой тьме, фиолетовой и бархатной, плавала над горами горящая кроваво-красным светом надпись — «ЗООПАРК». И где-то там жутко ревели по-прежнему невидимые хищники…

-24

Вечер и туман принесли холод. Мы немного прошлись вниз по улице Кирова — а потом впрыгнули в проезжавший автобус. И после стремительной петли до дома — за тёплой одеждой — вышли гулять на набережную. Разве можно упускать вечер в Ялте? Когда так красиво, и празднично, и шуршат волны, дробя в чёрных волнах разноцветные огни…

-25

А ещё нас ждал Массандровский подвальчик с его витражами, настенными росписями и вкуснющим вином. И ещё были художники на Пушкинском бульваре, и прекрасные праздничные аллеи, и степенные гуляния… Наконец холодный ветер погнал-таки нас к дому. Впрочем, была уже ночь, и оставалось только удивляться, до чего быстро и незаметно закончился этот день…

-26

Ялта, октябрь 2010, 2013 гг.