6,6K подписчиков

Не знаешь ноты - не композитор. Теперь по закону

234 прочитали

Едва нашёл своё место в жизни, как тут же попросили подвинуться.

Неделю назад Министерство юстиции России зарегистрировало профессиональный стандарт "Композитор", разработанный одноимённым Союзом и утверждённый приказом Минтруда.

И хотя документ вступает в силу только с 1 марта будущего года, ничто не мешает мне ознакомиться с его положениями прямо сейчас.

Итак, основной целью профессиональной деятельности композитора провозглашается реализация художественного замысла в музыкальном произведении.

Предлагаются два варианта наименования должности работника музыкального труда:

композитор
композитор-аранжировщик
.

Требование к образованию однозначно - только высшее.

Для реализации трудовой функции - создание оригинальных музыкальных произведений - композитор должен оформить партитуру (клавир), т.е. обладать навыком музыкальной нотации.

Проще говоря, от автора музыки требуется умение переносить на нотный стан придуманные мотивы, мелодии и темы в виде овальных значков.

Примечательно, что закон допускает подготовку партитуры с применением электронных (цифровых) технологий. Конечно, это существенно облегчает труд автора и экономит бумагу.

Однако, появляется возможность выдавать ноты с помощью компьютера, не имея ни образования, ни слуха, ни малейшего представления о композиции, гармонии и других музыкальных правилах.

Дело в том, что законы в музыке, как и физические законы в природе, действуют вне зависимости от того, знает о них композитор или нет.

И я считаю, что нельзя в один ряд ставить композитора, сочинившего симфонию или оперу и какого-нибудь попсовика-затейника, напевшего мелодию путём перестановки нескольких аккордов. Эта уравниловка унижает профессию.

Пусть тех, кто сочиняет для рока, попа, рэпа и прочих эстрадно-цирковых жанров, называют как-то по другому, например:

автор-исполнитель,
блогер,
тик-токарь N-го разряда,
сочинитель,
саунд-продюсер.

Но только не композитор.

Творцы "от сохи", "из народа", "со двора" и прочие недоучки, самостоятельно освоившие инструмент или специализированное программное обеспечение, не способны создать большое творение в принципе.

Едва нашёл своё место в жизни, как тут же попросили подвинуться.

Их максимум - простые песенки на 3-5 минут, построенные по общепринятому шаблону: интро - куплет - бридж - припев - соло - куплет - припев - кода.

Поэтому, давайте всё-таки отделять мух от котлет, козлищ от агнцев и зёрна от плевел.

Заметка отправляется в раздел Размышлений на околомузыкальные темы постоянного КАТАЛОГА публикаций канала. Ещё по этому вопросу:

Без традиционной несмешной байки нельзя:

Оркестр Романской Швейцарии под управлением Эрнеста Ансерме гастролировал в Москве. Исполнялось произведение Отторино Респиги "Фонтаны Рима", в последней части которого использовалась грамзапись соловьиного пения.

На репетиции выяснилось, что пластинку администратор оркестра не привёз. Кинулись по московским архивам, но ту самую пластинку, которая традиционно использовалась для сопровождения "Фонтан виллы Медичи при заходящем солнце", не нашли. В итоге было решено заменить запись аналогичной.

Во время концерта на фоне еле слышного аккорда оркестра раздалось шипение динамиков, и хорошо поставленный голос диктора объявил: "Дрозд подмосковный", после чего раздалось соответствующее чириканье.