6,6K подписчиков

Почему серьёзные композиторы не зарабатывают на сочинении песен

1,6K прочитали

В начале августа Forbes представил рейтинг российский звёзд шоу-бизнеса с самыми высокими доходами. Среди двадцати исполнителей и шоуменов есть и те, которых можно назвать композиторами или авторами песен. Кому как нравится.

И не попадают в рейтинги Forbes.

Возглавляет двадцатку лучших Сергей Владимирович Шнуров,

на четвёртом месте расположился Василий Михайлович Вакуленко (больше известный как Баста),

на седьмом - творческий тандем Егора Михайловича Бортника и Александра Николаевича Умана (группа "Би-2"),

на одиннадцатом - Сергей Евгеньевич Жуков (группа "Руки Вверх!").

Конечно, какую-то часть дохода вышеуказанные товарищи получают от деятельности несвязанной с сочинительством музыки: ресторанный бизнес, дизайн и производство одежды, реклама на телевидении и прочее. Но в основе их популярности и богатства всё-таки лежат написанные им песни, разошедшиеся в миллионах записей и полюбившиеся миллионам слушателей.

Почему в рейтингах самых богатых и успешных нет серьёзных композиторов? Неужели их таланта и профессионализма не хватает на создание ПЕСЕН - самой простой формы в музыке?

Например, тема из культового "Бумера". Это даже не песня, а элементарный мотив.

Начну с того, что за академическими композиторами всё-таки числятся произведения, которым в своё время можно было уверенно присваивать звание "народных шлягеров". Ограничусь отечественными песнями ХХ века.

Для фильма "Встречный" 1932 года Дмитрий Дмитриевич Шостакович сочинил "Нас утро встречает прохладой ..." на стихи Бориса Петровича Корнилова. Считается, что это первая массовая советская песня, музыкальный образец эпохи. Однако, некоторые критики считали её мелодическую простоту банальной примитивизацией, уступкой непритязательным вкусам широкой публики.

Шостакович, хотя и считал "Песню о встречном" своей творческой удачей, не относился к ней слишком серьёзно. В 1959 году он пишет оперетту "Москва, Черёмушки", где использует её мелодический материал в арии Лидочки "Я в школу когда-то ходила".

Музыковеды отмечают некоторое сходство "Песни о встречном" с "Песней о весёлом ветре" Исаака Осиповича Дунаевского из фильма 1936 года "Дети капитана Гранта". Дунаевский - отец массовой советской песни, один из главных хитмэйкеров Советского Союза.

К песенному жанру обращались и другие академические композиторы СССР: Валерий Александрович Гаврилин, Тихон Николаевич Хренников, Василий Павлович Соловьёв-Седой и так далее. Произведения, созданные ими, реально становились популярными в народной среде. Конечно, был какой-то пласт, имевший заказную официозную окраску, но вряд ли кто заставлял людей напевать "Марш монтажников" из фильма 1957 года "Высота". Стихи Владимира Петровича Котова положил на музыку Родион Константинович Щедрин.

Не кочегары мы, не плотники,
Но сожалений горьких нет.
А мы монтажники-высотники
И с высоты вам шлём привет

Но сам композитор назвал этот шлягер "грехом своей молодости". Опять несколько пренебрежительное отношение. Насколько мне известно, больше Щедрин так "не грешил". Получается, что лёгкий песенный жанр, в котором он, как профессиональный композитор, может легко сделать карьеру, его абсолютно не привлекает.

В связи с этим вспоминается пример с Камилем Сен-Сансом, запретившим прижизненную публикацию "Карнавала животных". Композитор опасался за свою репутацию "серьёзного автора".

Вполне возможно, что человек не может одновременно находится в ипостаси, например, композитора-симфониста, где требуется применение глубоких знаний теории музыки, полифоническое мышление, подсознательное чувствование инструментов и так далее, и композитора-песенника, когда по сути от него требуется придумать пару-тройку мотивов на стандартные аккорды.

С другой стороны, чтобы написать трёхминутный шлягер, который наберёт сотни миллионов просмотров-прослушиваний, сейчас достаточно иметь ноутбук и специализированное программное обеспечение. Нет необходимости в музыкальном образовании и знании нотной грамоты, просто сидишь перед экраном и насвистываешь ... что в голову придёт.

И такой простой свист, обработанный компьютером, снабжённый жёстким (или не очень) битом, приправленный эдлибами и другими эффектами находит отклик в сердцах простых слушателей, которым только этого и надо.

В любом случае пена схлынет и останется только действительно настоящее.

По традиции несмешная байка:

Когда американскому виолончелисту Бернарду Гринхаусу было десять лет, он всегда занимался с открытым окном, искренне надеясь, что его кумир - Пабло Казальс - будет проходить мимо и услышит как он играет.

Каталог всех публикаций канала.

Благодарю всех за лайки, интересные комментарии и репосты в социальных сетях.

При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!