- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Вот так в довольно мягкой поэтической форме Михаил Юрьевич облёк извечную проблему недопонимания отцами и дедами своих детей и внуков. И по своему он прав!
Раньше и небо было голубее, и солнце ярче, и сахар слаще, и девушки сговорчивее, а самое главное - музыка была лучше!
Что там у молодёжи сейчас играет из смартфонов и колонок?
Нет, это не музыка вовсе, это ужас какой-то. Вот в былые времена ...
С широким распространением стриминговых музыкальных платформ исследователям стало легче собирать и изучать информацию о предпочтениях слушателей.
Американский специалист по анализу Сет Айзек Стивенс-Давидович на основании данных сервиса Spotify рассмотрел тренды популярности каждой песни, возглавлявшей чарты Billboard с 1960 по 2000 год, и сделал вывод:
Ключевым периодом в формировании музыкальных вкусов у мужчин является возраст от 13 до 16 лет, а у женщин - от 11 до 14 лет.
По мнению исследователя, этот возраст в два раза влиятельнее в определении музыкальных предпочтений, чем период от 20 до 50 лет, совпадая с окончанием полового созревания, которое, как известно, наступает у девочек раньше, чем у мальчиков.
Вообще, тотальная любовь человека к музыке объясняется чистой неврологией. В процессе получения удовольствия от прослушивания любимых произведений задействованы те же структуры мозга, которые активизируются в ответ на стимулы, вызывающие эйфорию: еда, секс и наркотики.
Музыка обладает способностью высвобождать "вещества счастья": дофамин, серотонин и окситоцин. И чем больше человеку она нравится, тем больше этих химикатов поступает в мозг.
Это происходит со всеми, в любом возрасте, но у подростков ярче и сильнее. Изменения мозга на фоне непрекращающегося гормонального шторма делают их особенно чувствительными и восприимчивыми, поэтому любимая музыка с большой вероятностью остаётся с ними навсегда.
Согласно данным опроса стримингового сервиса Deezer, пиковый возраст интереса к новой музыке приходится на 24 года, а после 30 лет большинство опрошенных остаются в старой музыкальной колее, предпочитая слушать одни и те же треки.
И дело не только в отсутствии интереса к новинкам. В качестве причин называются семейные и рабочие обстоятельства, а также ... огромный выбор.
Музыкальный редактор Deezer Адам Рид:
С таким количеством великолепной музыки легко почувствовать себя ошеломлённым. Это часто приводит к тому, что к 30 годам мы оказываемся в "музыкальном параличе".
Эти выводы подтверждает так называемая The Coolness Spiral of Death (не могу адекватно перевести), выполненная на основе данных платформы Spotify. Популярные в настоящее время исполнители находятся в центре. Уменьшение популярности представлено каждым большим кольцом. По мере того, как слушатели взрослеют, они "становятся слишком старыми" для современной музыки.
В среднем, в музыкальных предпочтениях подростков преобладает именно популярная музыка, затем этот показатель постепенно снижается, пока к 30 годам индивидуальный вкус не созреет окончательно. В 33 года человек с высокой вероятностью никогда больше не будет слушать новую музыку.
Некоторые исследования показывают, что люди не хотят тратить время на прослушивание новинок, а потребляют старые композиции, желая вызвать приятные воспоминания молодости, отголоски событий прошлого.
С возрастом человек основательно "наедается" музыкой и эмоции ей вызываемые, не такие яркие как раньше, поэтому мозг использует ностальгию, чтобы вновь погрузиться в "фазу ожидания" (например, хука или бриджа, или выразительной модуляции), а затем испытать эйфорию.
Нейробиологи Оливер Боунс и Кристофер Плэк в мартовском номере The Journal of Neuroscience за 2015 год опубликовали работу "Losing the Music: Aging Affects the Perception and Subcortical Neural Representation of Musical Harmony" ("Потеря музыки: старение влияет на восприятие и подкорковое нейронное представление музыкальной гармонии"), в которой попытались объяснить почему родители не воспринимают музыку своих детей.
Во-первых, по сравнению с более молодыми, старшие слушатели (после 40 лет) оценивали консонирующие аккорды как менее приятные, в тоже время диссонирующие созвучия им нравились больше.
По словам Оливера Боунса, потеря способности слышать разницу в аккордах серьёзно влияет на восприятие музыки:
Мы не могли бы наслаждаться музыкой без диссонанса, потому что, если у вас нет чувства диссонанса, вы не можете получить удовольствие от консонанса. Эта особенность занимает центральное место в западной музыке и определяет тональность произведения. Диапазон эмоций, вызываемых музыкой, является продуктом интуитивного понимания тональности.
Запомним этот вывод.
Во-вторых, исследование показало, что с возрастом меняется временное кодирование, регулирующее и синхронизирующее периоды срабатывания разных групп клеток мозга, тем самым влияя на способность отличать консонирующие звуки от диссонирующих.
Теперь Кристофер Плэк поясняет:
Нейроны становятся менее способными отслеживать быстрые изменения звука. Возможно, именно поэтому мы всё больше укореняемся в нашей индивидуальной музыке и всё меньше реагируем на новые идеи или даже на музыку в целом.
Выходит, что "старички" просто обожают диссонирующую, "режущую слух", но такую "свою" музыку, песни из детства и альбомы из юношества.
И о том, что эта музыка, звучащая
- с виниловых пластинок,
- из динамиков бобинных и кассетных магнитофонов,
- из наушников CD-плееров,
- из радиоприёмников
это не музыка вовсе, это ужас какой-то, а вот в былые времена ... говорили им их родители. И получается, что они были правы?
На самом деле, музыка здесь ни при чём.
Содержание популярной музыки всегда больше, чем просто музыка. Важную роль играют тексты песен, использование инструментальных спецэффектов и визуализация (клиповая составляющая). Макияж и причёска исполнителей, их образ жизни, манера одеваться и говорить, татуировки, пирсинг и многое другое стимулируют подражание в рядах фанатского движения.
И если очистить эстрадную музыку от всего внешнего антуража-шелухи, то в итоге ... ничего не останется. Не "новую" музыку не переваривает старшее поколение (их кумиры исполняли тоже самое), а внешнюю атрибутику.
Что касается академической классики, то её можно начинать слушать в любом возрасте. Главное, не ограничивать себя жанровыми рамками.
И да ... формирование индивидуального вкуса в классической музыке также имеет место быть, но об этом в другой раз.
В заключении традиционная несмешная байка:
В 70-е годы прошлого века один немецкий музыковед женился на деревенской девушке, которая была совершенно далека от музыки.
После свадьбы музыковед взялся за монографию о творчестве Пьера Булеза. Целый год он прослушивал его сочинения и пьесы других композиторов-авангардистов: Яниса Ксенакиса, Луиджи Ноно и Карлхайнца Штокхаузена, а его молодая жена занималась домашним хозяйством.
После того, как книга о Булезе была написана, а рукопись сдана в издательство, музыковед приступил к новой теме: Феликс Мендельсон-Бартольди. Но как только он включил его "Итальянскую симфонию", с кухни прибежала разгневанная жена, выключила проигрыватель и закричала:
- Как ты можешь слушать эти дикие звуки!
Все ссылки на статьи канала аккуратно собраны у меня в КАТАЛОГЕ. Нажимай, сохраняй, пользуйся!