Под этим названием мы будем публиковать материал, который давно мечтали сделать. Это рассказ о становлении винодельческого хозяйства буквально "на пустом месте", без каких-то связей, олигархических капиталов или непрофильного бизнеса, который содержал бы его ради забавы.
Кира Ефимова, хозяйка, инвестор и винодел хозяйства Le K2, решила рассказывать сезон за сезоном, месяц за месяцем и год за годом как развивался ее проект. Первая глава, которую вы прочтете сегодня, написана три года назад. Каждая следующая глава будет появляться раз в 2 недели. Мы посчитали, что к 9-10 главе должно выйти первое вино Le K2.
Закончится ли на этом история? Мы не знаем. Но обещаем, что вы будете отсчитывать дни, которые остаются до публикации продолжения. Как мы, ожидая новую главу.
От автора
Мечта о собственном винограднике появилась у меня в 18 лет, когда я была студенткой парижского ВУЗа. Как-то раз, почти перед сессией, я вдруг осознала, что непременно хочу побывать в Бордо и увидеть знаменитые виноградники. Сев в тот же вечер на TGV, я уже на следующий день бродила по узким улочкам Сент- Эмильона, откуда и начала свой винный исследовательский путь, познавая бархатистость Помроля, уют деревушки Марго, ветреный и морской характер Сент-Эстефа.
Еще сама до конца не понимая, что мной движет, я влюбилась. Любовь моя развивалась годами: на первые заработанные деньги я купила новый холодильник Eurocave и радовалась каждой отправленной туда бутылке, как модницы радуются паре обуви. Шло время, и я начала трудиться в совсем не винной отрасли, но в каждой новой поездке в Европу я всегда брала в «проработку» новый винный микрорегион, подкрепляясь знаниями, полученными в тогда еще первой в России школе сомелье «Ностальжи».
И вот однажды, спустя почти 15 лет, в одной из поездок в Рону мы остановились в имении у пожилой пары, которые реконструировали старое шато и посадили вокруг него несколько гектаров виноградников. Однажды за ужином у меня случайно вырвалось, что я тоже хочу на старости лет сидеть на своем винограднике с бокалом своего вина. Женщина посмотрела мне в глаза и сказала: «А что ты живешь и мечтаешь? Делай! У тебя не будет сил для этого на старости лет!»
В книге это описали бы так: «В тот момент я испытала нечто подобное разряду молнии, прошедшему через меня». В считанные секунды вся моя жизнь сложилась в один, теперь уже понятный, пазл, и далекая голубая мечта выпрыгнула наружу, как черт из табакерки.
ГЛАВА 1. ПОИСК ЗЕМЛИ
На следующее утро, отправившись в Шатонёф, я уже другими глазами смотрела на землю. Но откалибровав свои внутренние ощущения, я поняла, что готовое хозяйство в Европе покупать не хочу, и решила делать свой проект на Родине и с нуля.
Первое что я сделала - это выделила широту и область произрастания винограда, сразу отбросив области с укрывным виноградарством. На втором этапе я осуществила большую закупку вин, и, признаюсь, это было мое первое знакомство с русским вином. Мне понравилось несколько крымских хозяйств и, воодушевившись их успехами, я решила обратить внимание на эту, до недавнего времени, иностранную землю.
Я сузила свой поиск до границ Севастополя, так как по климатическим данным он прохладнее, нежели Южный берег или степной Крым. К тому же, в Севастополе действует СЭЗ, которая могла бы пригодиться для будущего инвестпроекта.
Далее надо было определиться с концепцией вин: кто мой потребитель, какие это будут вина стилистически. Все эти ответы необходимо знать, для принятия решения о том, сколько гектаров необходимо, какой подойдёт терруар и климат.
По новому на тот момент федеральному закону № 245-ФЗ, у крестьянских (фермерских) хозяйств появилась возможность получить лицензию на производство и розничную продажу столовых и игристых вин, всего за 65 000 рублей с ограничением производства в 50000 литров. При качественном виноделии, грубо считая, что с одного куста получается максимум бутылка, при средней плотности посадки 5000- 6000 кустов на га для производства этого объёма потребуется 10-12 га. Так я поняла масштабы своего будущего хозяйства.
К тому времени я уже знала, что терруар - это наше все, но как его найти? Каким он должен быть для наших реальностей? Я начала искать специалистов, которые имеют хорошее образование в отрасли, опыт работы за рубежом и могли бы меня направить, и познакомилась с Алексеем Сапсаем. Я позвонила и сказала: мечтаю быть виноделом, помогите мне. Я знала, что в Крыму достаточно жаркий климат, но это обстоятельство можно нивелировать разными факторами: направленностью склона, высотой над уровнем моря, перепадами дневных и ночных температур и, собственно, самим составом почвы. Выслушав мои пожелания к конечному продукту, Алексей дал мне подробную консультацию и своебразное техзадание к параметрам моего будущего участка.
Я искала почву, не слишком плодородную, так как известно, что ни одно великое вино не было сделано на плодородных почвах. Учитывая гористую местность, надо было по возможности избежать участков, находящихся внизу склона, или запертых между горами, дабы избежать возможности скопления холодного воздуха и стоящих туманов. Не последним фактором для меня были виды и возможноcть по вечерам наблюдать солнечный touch down.
Desk research из Москвы результатов не дал, и я решила написать Павлу Швецу, попросив какие либо контакты по земле. Он быстро откликнулся, и уже меньше чем через неделю мы сидели и общались в Севастополе. Павел поведал мне, кто есть кто, и дал некоторые нужные контакты.
В Севастополе несколько совхозов: Софьи Перовской, Полины Осипенко, Совхоз им Ленина, в которых земля была распаёвана и передана крестьянам. Паи бывают от 1,2 га до 2,4 га, находятся в разных руках, собирать их долго и медленно, документы, как правило, еще не переделаны с украинских, так как местным это дорого и накладно и, пока не найдется покупатель, заниматься этим нет никакого смысла. Некоторые паи продаются дважды, откуда не возьмись, в последний момент появляются новые наследники, поэтому к данному процессу нужно подходить без ажиотажа и с хорошим юристом.
Существуют агентства и агенты-индивидуалы, которые долго и скрупулезно занимаются собиранием паев в единый массив. У меня есть знакомые, которые продолжают данный сбор не первый год. Есть также коллективная совхозная собственность, без бутылки не разобраться, но ее также можно купить. Цены растут каждый год и с запуском моста еще увеличились. Цена 1 га варьирует от 400 до 800 тыс. в зависимости от приближенности к коммуникациям, к селу, или просто желанию продавца продать дороже. Мне на полном серьезе даже предлагали обменять пай на однокомнатную квартиру в Севастополе. Для сравнения: в том же Бордо (Bordeaux AOC) хорошая земля стоит от 8 до 10 тыс. евро за гектар, а в менее популярных маленьких аппелласьонах может доходить до 5 тыс.
День за днем я приезжала в новое место на карте и начинала пешие походы, ноги застревали в грязи, прокатная машина не справлялась с местными дорогами, телефон в горах не ловил, солнце садилось рано, и оставалось надеяться только на собственные силы и протоптанные дорожки.
Но однажды мне показали отдаленный участок в середине горы, и, ступив на него, я поняла: это то, что надо. Северо-западный склон, высота 450 м над уровнем моря, 2 вида почвы даже на первый взгляд (4 вида, как оказалось позже, на 8-ми гектарах). Меня также покорила старая кладка, которая занимала километр дороги в лесу к этому участку. Ну а виды, to die for…
И тем не менее я не стала принимать эмоциональных решений.