«Never say die!» - последний альбом классической эпохи Black Sabbath с участием Оззи Озборна. Запись этого диска сопровождалась всеобщими нездоровыми увлечениями музыкантов, сменой вокалиста, метаниями самого Оззи.
Саббат заиграли джаз?!
Для поклонников Саббат эта пластинка является едва ли ни самой противоречивой. Подавляющее большинство утверждает, что она стала таковой из-за экспериментов с джазом. Даже сам Майкл Озборн сказал, что последней каплей его разрыва с группой стало использование джазовых элементов на альбоме.
Самое забавное, что если прочитать все эти гневные рецензии и начать слушать диск, то вы получите диссонанс – ведь «Never Say Die!» это фактически чистый хард-рок в фирменном Саббатовском стиле! Да, ещё более коммерческий, нежели предыдущая работа, и ещё более отошедший от мрачных металлических канонов 1970-1974 годов. Но это не фьюжн, и не джаз-рок, а вполне типичный для тех годов хард.
Не вешать нос, гардемарины!
О некотором «опопсении» стиля говорит нам уже заглавный трек, в котором основной рифф звучит очень бодро и жизнеутверждающе. Впрочем, и название трека (как и всего альбома) говорит нам: «Не вешай нос!», причём делает это в несколько ироничной манере.
Самое смешное, что и второй трек «Johnny Blade» является отличным примером металлического величества Black Sabbath – здесь и тематика об опасном парне Джонни Блэйде, который расхаживает по городу в поисках одиноких прохожих, и классная игра Айомми. Единственное, что может смутить слушателя – клавишные Don Airey, но и он скорее играет нечто прогрессивное, нежели джазовое.
Интересно, что Оззи Озборн всё-таки вынуждено «отлучался» из группы из-за ухода своего отца. Временным (хотя остальные участники уже думал, что постоянным) вокалистом стал Dave Walker, певший во Флитвуд Мэк и Сэвой Браун. После возвращения Оззи песня «Junior’s Eyes» (один из мощнейших номеров с этого альбома, с монотонно квакающей гитарой в куплетах и сильным соло) была переписана под его ситуацию с отцом, а некоторые вещи Озборн просто отказывался исполнять.
Барабанщик поёт вместо Оззи
Например, «Swinging The Chain» - удивительный хард-роковый номер, на котором место у микрофона вновь занял барабанщик Билл Уорд. В сравнении с его вокалом на предыдущем альбоме (трек «It's Alright») на этой композиции Билл прозвучал как настоящий фронтмен крутой хард-рок команды!
Его голос демонстрирует силу, мощь и, местами, агрессивный расщеп! Блюз-роковый номер с использованием губной гармошки отклоняется в металлическую часть с типичным для Саббат повторяющимся риффом.
Кстати, Билл Уорд пытался выступить в роли человека, способного сделать перемирие между Оззи и остальной группой. Раскол назревал ещё во времена записи «Technical Ecstasy», а ситуация с Джеком Осборном была вынужденным предлогом на временное прекращение работы с группой. Даже после возвращения Майкл и Тони уже не могли работать вместе как прежде.
Интересный факт, что на треке «A Hard Road» Тони единственный раз попробовал себя в роли бэк-вокалиста. Но результат не понравился гитаристу, и с этой затеей он закончил.
Альбом записывался в спешке. Репетировали в кинотеатре Торонто, в котором с утра был сильный холод. Песни аранжировывались днём, а записывались ночью. Плюс эта смена вокалистов и переписывание материала также не давала спокойствия и сосредоточенности. Из-за этого альбом получился несколько рваным и мечущимся из одного угла в другой.
И вот только на «Air Dance» мы наконец-то слышим что-то приближённое к джазовым элементам на этом альбоме. Впрочем, для меня это даже и не воспринимается как примешивание джаза к стилистике диска – скорее, это традиционные поп-прогрессивные номера, которые в большом количестве присутствовали на прежних дисках группы. Видимо, после «Technical Ecstasy» многие и подзабыли об этой особенности Sabbath.