Традиционно принято писать о том, что «Червона Украина» была единственным крейсером, который был потерян Черноморским флотом за годы войны. Если подходить объективно, то это не так. Как ни пытались в послевоенные годы «перекрестить» крейсер «Коминтерн» (и минзагом его называли, и учебным кораблем), но в документах времен войны он был и остался крейсером.
Он был затоплен своим экипажем, его личный состав и орудия продолжали сражаться. Останки этого крейсера, и по сию пору просматриваются на спутниковых снимках (нет, соврал, кажется уже сдали на металл).
Не буду в подробностях пересказывать «биографию» этого корабля, она описана во многих книгах. Пробежимся по ней очень коротко. Давным-давно 23 августа 1901 года в Николаевском адмиралтействе заложили бронепалубный крейсер 1-го ранга «Кагул», однотипный головному крейсеру «Богатырь», построенному на верфи «Вулкан» и крейсерам «Олег» и «Очаков».
Дабы замести даже память о мятежном «Очакове», его, после ремонта, переименовали в «Кагул», а, «Кагул» 25 марта 1907 года стал «Памятью Меркурия». Крейсер очень активно участвовал в Первой Мировой, и к 1916 году крейсер уже нуждался в ремонте. После падения Временного правительства, 12 ноября 1917 года «комитет» крейсера принял решение поднять украинский флаг. История подъема украинских флагов над некоторыми кораблями ЧФ это тема отдельного рассказа.
При этом, практически все офицеры и около 200 человек команды отказалось служить под украинским флагом, и покинули крейсер. Не буду пока пересказывать всю ситуацию с флагами и сменяющими друг-друга оккупантами.
Но, итог оказался печальным: в конечном итоге, после ухода оккупантов крейсер оказался разграбленным, со взорванными машинами. Из всей артиллерии сохранились только четыре 152-мм орудия в башнях, но и с них были сняты замки. В марте 1921 года крейсер перетянули буксирами к стенке Морзавода. С крейсера «Богатырь», списанного на слом на Балтике сняли некоторые механизмы, цилиндры паровых машин, насосы. Со списанного броненосца «Иоан Златоуст» сняли котлы Бельвиля. Вооружение крейсера тоже поменялось. Шесть казематных 130-мм орудий ОСЗ образца 1913 года, сняли с «Императрицы Марии», установив их в двух башнях (вместо 152-мм пушек Канэ) и носовых казематах. Еще шесть были сняты с канонерских лодок (а, фактически, это были те же пушки линкора). Орудий могло бы быть больше (фундаменты выварили), но... пушек не было.
1 мая 1923 года крейсер завершил ремонт, и своим ходом отошел от стенки завода. На испытаниях не смогли ввести в работу 6 котлов, поэтому, зимой крейсер снова встал в ремонт. К весне 1924 года крейсер удалось полностью ввести в строй. Крейсер (с неродными котлами) выдавал уверенно 19 узлов, кратковременно до 20. В 1930-31 году крейсер переоборудовали под учебный корабль, демонтировав котлы из 1-го котельного отделения, и оборудовав вместо этого учебные классы (скорость уменьшилась до 16 узлов). Артиллерийское вооружение крейсера изменилось: двухорудийные башни были сняты, вместо них установили одноорудийные щитовые установки. Количество орудий главного калибра сократилось до 8 (по одному в носовой и кормовой щитовой установке) и по три орудия вдоль бортов. В качестве зенитного вооружения на нем стояли два орудия Лендера и два зенитных автомата.
Зимой 1941 года крейсер прошел модернизацию, в ходе которой была демонтирована первая (не используемая) труба. корабль получил в качестве зенитного вооружения 3 орудия 76-мм (Лендера), три 45-мм и два счетверенных пулемета. Вроде бы, на крейсере продолжали стоять советские неудачные копии немецких 37-мм автоматов, установленные в 31 году (но информация нуждается в уточнении). В таком состоянии крейсер встретил войну. Первый его боевой выход состоялся на второй день войны. Цитирую:
23.06.41 «В течение светлого времени суток крейсера «Коминтерн», «Красный Кавказ», «Червона Украина», МЗ «Островский», ЛД «Харьков» и четыре эсминца ставили минные заграждения. Установлено 609 мин и 185 минных защитников».
26.06.41 «МЗ «Островский» и КР «Коминтерн» продолжали ставить мины в районе Главной базы»
2.07.41 Командованием флота принято решение создать отряд кораблей Одесской ВМБ в составе КР «Коминтерн», четырех канонерских лодок, одного «Новика», двух БТЩ, 21 катера типа МО, и 2-й бригады торпедных катеров. Из состава мобилизованных кораблей: 4 тральщика, 5 сторожевых кораблей, минный заградитель, пять вспомогательных судов. «Коминтерн» становился флагманом.
6.07.41 Крейсер вышел из Севастополя в Одессу.
17.07.41 Проводилась операция по выводу Дунайской флотилии, и КР «Коминтерн» и ЭМ «Шаумян» в охранении двух «МО» было дано указание по прикрытию перехода.
21-23.07.41 Крейсер ставил мины в районе Одесской ВМБ
18.08.41 Крейсер вел стрельбы для поддержки войск. В результате налета авиации противника на Одессу, крейсер, от близких разрывов авиабомб получил осколочные попадания. 8 человек убито, тяжело ранено 12, легко ранено 20. Выбывший из строя личный состав заменен запасниками Одесской ВМБ. На корабль прибыли 36 человек (запомним этот факт).
Далее следуют стрельбы для поддержки гарнизона Одессы.
Интенсивность стрельб была настолько высокой, что канонерские лодки и крейсер, имевшие орудия, образца 1913 года практически полностью расстреляли ресурс своих орудий.
5.09.1941 Командующий ООР в связи с расстрелом орудий на кораблях ОВМБ и возможностью их ремонта только в Главной базе (Севастополе) просил заменить корабли ОВМБ двумя «Новиками» и двумя эсминцами «типа Б» (имеется в виду ЭМ 7-го проекта). В связи с тем, что на крейсере оставались только три исправных пушки, командующий базой просил заменить его на крейсер «Червона Украина».
В другой телеграмме командующий ОВМБ просил отправить «Коминтерн» с ранеными в Севастополь в связи с тем, что крейсер вести огонь в поддержку войск уже не может, и представляет собой большую мишень.
07.09.41 в 19.54 крейсер «Коминтерн» вышел в Севастополь, куда прибыл 08.09.41 (в 17.17). Корабль становится к стенке артремзавода для замены стволов, однако, в связи с тем, что в заводе отсутствовали стволы, сдав раненых, корабль в охранении двух катеров типа «МО» в 20.10 вышел в Новороссийск.
16.09.41 После замены стволов, крейсер вновь вышел в Одессу, находясь в охранении транспортов «Днепр» и «Абхазия», которые имели на борту часть 157-й стрелковой дивизии (4722 человека, 25 танков, 18 орудий и 18 автомашин). Конвой соединился с транспортом «Грузия», который следовал в охранении ЭМ «Беспощадный», после чего «Коминтерн» почему-то отделился от конвоя, и вечером вошел в Севастопольскую бухту.
29.09.41 в 17.55 крейсер из Севастополя опять вышел в Новороссийск.
3.10.41 крейсер, вместе с тральщиком №26 и двумя катерами «МО» находясь в охранении транспортов «Чапаев», «Профинтерн», «Березина» вышел из Новороссийска в Одессу. А, вот дальше идет какая-то путаница, идут нестыковки в документах.
Вроде бы как 06.10.41 «Коминтерн» вышел из Одессы в 14.15, но 7.10 указано, что он в 6.00 прибыл в Одессу, и вечером того же дня (в 19.30) в составе конвоя вышел из Одессы. И, дальше опять «провал» в информации.
18.10. «Коминтерн» обнаруживается в Севастополе, и в 11.35 выходит в Новороссийск. куда прибывает 19 октября в 8.30 вместе с транспортами «В.Чапаев» и «Березина».
В описании этого периода истории крейсера отсутствует важный фрагмент, о котором писать не принято. На борту крейсера родилось дело «Белый флаг». Была раскрыта (или якобы была раскрыта) подпольная организация, ставившая своей задачей увод крейсера в Констанцу (по другим данным в Турцию).
В этом деле очень много нестыковок и странностей. Попробую изложить суть. До 24 октября 1941 года крейсером командовал капитан 2 ранга И.А.Заруба. Да-да, тот самый, который перешел на «Червону Украину» незадолго до ее потопления, и тот самый, который оказался на одном катере с генералом П.Г.Новиковым во время его пленения. Его сменил капитан 2 ранга А.А.Барбарин, (судя по документам, прибывший с крейсера «Ворошилов»). Комиссаром крейсера являлся Шакин.
В начале сентября (после прихода пополнения из ОВМБ) оперуполномоченный особого отдела на крейсере обратился в особый отдел флота с информацией, что группа моряков во время очередного похода крейсера в Одессу решила перебить командный состав и увести корабль к противнику во вражеский порт Констанца. Информация поступила сначала зам. начальника Рудницкому, затем начальнику отдела бригадному комиссару М.М.Кудрявцеву. На крейсер был направлен сотрудник ОО. Судя по датам, это был как раз тот странный заход в Севастополь, когда крейсер отделился от конвоя, после чего проследовал не в Одессу, а, в Новороссийск.
По донесениям сотрудника ОО, направленного на крейсер, ему удалось выявить 18 человек, которые по его словам, получив информацию о том, что после Новороссийска крейсер направится в Батуми, планировали перебить командный состав, и направить крейсер в Трабзон. Были арестованы 18 человек, и из Новроссийска крейсер направился не в Батуми, а, в Поти, куда был направлен зам начальника ОО Рудницкий. Для транспортировки арестованных был выслан гидроплан «Чайка».
Всего, по делу «Белый флаг» проходили 42 человека, многие были осуждены за «недоносительство о готовящемся заговоре». Так, был заговор или нет? Воздержусь от комментариев. Отмечу странности.
Проблемы (по непонятной причине) возникли не у капитана 2 ранга Зарубы, а у его комиссара Шакина и нового командира корабля капитана 2 ранга Барбарина (он-то здесь при чем?).
Очень странные списки осужденных. Несколько фамилий (на букву «К») идут подряд по спискам личного состава. Подряд идут несколько человек на букву «С». К ним добавлены поляк Мечислав Щетковский (из Одессы), и краснофлотец Акилинычев. Командир и комиссар корабля сняты с должности, в командование кораблем вступил капитан 3 ранга Жиров. Странно все это.
Что произошло? Один из ветеранов, служивших на крейсере, озвучил достаточно неожиданную версию. Он сказал. что информация оказалась ложной. (но!) Крейсер сорвали с боевого задания. Если информация оказалась ложной. то... (думаю объяснять не нужно). Поэтому, делу всеми правдами и неправдами дали ход.
Не нужно рассказывать про "кровавую гэбню" очень похожий случай (правда, с менее фатальными последствиями) произошел при Украине, когда, чтобы "поймать" реконструктора были потрачены большие суммы, а при обыске, у него все макеты и оружие под холостой патрон оказались "на документах" И, что? Выдумаете человека отпустили? Да, щаз, деньги -то потрачены, дырки под новые звездочки проверчены. Схема та же.
Трибунал состоялся 18.12.1941 года. Шесть человек приговорены к ВМН, двенадцать к ИТЛ на разные сроки. Получил ВМН даже тот человек (Коняхин), которому обещали помилование за то, что он оговорит остальных. Не дали (чтоб не болтал лишнего).
В 1942-43 годах у бригадного комиссара М.Кудрявцева были проблемы, он был обвинен в нарушении законности (в том числе и по этому делу). Но это отдельная история о конфликте "флотских" и "армейских" особистов.
Это не единственный случай, когда команда, якобы, хотела увести корабль к противнику (это тема отдельного рассказа).
Корабль продолжил свою нелегкую службу (но об этом в следующей статье).