Найти тему
В море книг

Сердце пармы без мозгов

А.Иванов «Сердце пармы».

Признаюсь честно, взять в руки книгу Алексея Иванова меня сподвигла ошалелая реклама фильма, снятого по одноимённому произведению. Решил сначала прочесть, а потом уж и посмотреть «Сердце пармы». Сначала о книге.

С первых страниц книги Иванова «Сердце пармы» напарываешься на излюбленный приём автора обильно засыпать читателя незнакомыми словечками: будь то инженерные определения деталей крепостей, замков, церквей, старинного оружия и воинских званий дружинников или слова из местного, в данном случае, уральского фольклора. По опыту другого прочитанного произведения Иванова «Тени тевтонов» могу сказать, что, зачастую, применялись узкоспециальные термины абы как, лишь бы показать значимость и «компетентность» автора. Вот и в этот раз к непонятому словоблудию в «Сердце пармы» отнесся крайне недоверчиво.

Автор решительно не согласен с теми, кто считает стиль его произведения фентези. Однако, он убежден, что вправе отступать от исторической линии в угоду остроты сюжета. Сразу возникает вопрос, что я читаю? Исторический роман или вольные фантазии автора в стиле исторического повествования? То же можно сказать и о многочисленных красивых легендах, с которыми мы знакомимся, читая эту книгу. Но, легенды ли это? Или красивые придумки автора? Нас, безусловно, влечет мир фантастики, мы хотим заглянуть в будущее, это интересно. Но читать о прошлых событиях, которых, к тому же не было, как-то не очень интересно. А самое главное, зачем читать? Для чего приписывать историческим персонажам то, чего они не совершали? Поэтому я не могу ответить на главный вопрос, интересна ли книга. Яркими, сочными описаниями удивительной по красоте природы пермского края, да, книга интересна.

Природа Пермского края великолепна
Природа Пермского края великолепна

Хорошо проработанными батальными сценами, возможно, кому-то интересна. Мыслей для размышления в этой книге я не нашел, увы, это – не Достоевский. Знакомство с событий тех лет? А было ли то, что описано в книге? Ведь достоверных сведений о тех временах практически не сохранилось. А посему, выдумывай, что хочешь!

После прочтения, у меня начало складываться мнение о произведении «Сердце пармы», как о мелкогаденьком романчике с душком р. Судите сами. Роман начинается с того, что несколько русских грабят культовое место местного народа и уносят золотую бабу (статуэтку). Далее, постоянно идет смакование распрей между новгородцами, мурманами, угличами и московитами. Дескать, вот они дикие русские уже тогда были... С каким упоением описаны сцены, как русские разносят в щепки языческих идолов, уничтожают святилища во имя православия. По ходу романа создается такое впечатление, что идолов в пермском крае было столько же, сколько и деревьев в тайге. И вот русские их рубили в щепки не покладая рук. Потом взялись гонять местных по рекам и тайге, перепахивать святые, для местных аборигенов, участки земли. Короче, в мире и согласии жило на земле предков местное население. Пришли московиты, всё изгадили, идолов порубили, людей разогнали, дань платить заставили, всех крестили. Иными словами, пришел русский мир, наслаждайтесь. Мне возразят, мол, так в истории и было.

Писатель Алексей Иванов
Писатель Алексей Иванов

Но А. Иванов так мастерски всё преподнес в своей книге, что исторического духа не чувствуется, а есть современный стойкий привкус русского мракобесия, дикообразности. Вывод ясен: русских надо разобщать и деколонизировать, смотрите, что они раньше творили и что они сейчас творят. Вот главный посыл книги. Для демократии и русофобии книга Иванова – лучший подарок. Я повторю главный вопрос: а было ли описываемые в книге «Сердце пармы» события на самом деле? Приведу небольшой отрывок из книги Иванова «Сердце пармы», характеризующий Москву.

«Город жил своей нерушимой жизнью — работал, спал, торговал, веселился, плакал, молился, воровал, казнил воров, жрал, пел, писал иконы, парился в банях, строил дома, хоронил мертвых, любил, ненавидел, щелкал семечки. Как же управлять такой ордой? — пораженно думал Михаил. Чем же прокормить такую бездну праздного народа? И сразу вставала перед глазами картина: из Москвы, как из переполненной щелястой бочки, хлещут тугие струи полков во все пределы Руси, и там без совести и сытости рвут куски из зубов, сдирают с плеч одежду, выворачивают карманы, чтобы привезти добро сюда, в этот самый большой, самый красивый, самый жадный и жестокий город вселенной».
Москва деловая, Москва денежная
Москва деловая, Москва денежная

Написано здорово, современно. Москва и сейчас продолжает обирать города русские. Всё в Москву, все деньги в Москве. Нередко можно услышать, что Москву пора дербанить, наказывать. К сожалению, доля сермяжной правды в этом есть. С другой стороны, одним мазком, жирным и густым очернили, столицу России. По правилам демократии. Сразу видно, что нужно с Москвой, да и с Россией делать.

Книга Иванова «Сердце пармы», на мой взгляд, ни о чем. То есть, пустота. Жаль потраченного времени.

Сходил я тут намедни, в кинотеатр на фильм режиссера Антона Мегердичева «Сердце пармы». Помню, окончился сеанс, прошли последние титры и воцарилась оглушающая тишина (после оглушающего звука кинокартины). И вдруг такой сдавленный шепот «Едишь твою дивизию» Ну и х…ня!». Вышел из кинозала, захотелось вскочить на коня, взяв в руки меч-кладенец, проскакать по торговому центру и весело рубать налево-направо. У-у-ух! Вот так и оболванивают людей!

Кадр из фильма "Сердце пармы"
Кадр из фильма "Сердце пармы"
Заставляет ли фильм над чем-то задуматься, кому-то сопереживать? Я вас умоляю! Руби-коли и дело в шляпе! Две трети фильма идёт кровавое в подробностях рубилово, треть фильма жена князя Тичерть бегает на экране голой. И что?
Жена князя. Закалённая, однако
Жена князя. Закалённая, однако

Но минуточку! По фильму дружину князя Михаила разбивают, а самого князя доставляют в клетке в Москву к Ивану Грозному. Однако из истории мы знаем, что войско царя Ивана Грозного понесло огромные потери при взятии Казани и Астрахани, в боевых походах на Ливонский орден. Кроме того, опричниной Ивана Грозного было истреблено добрая половина населения Руси. Здесь я писал об этом. После чего, крымский хан Давлет Гирей совершил разоряющий набег на Русь, дошел до Москвы, многих увёл в плен. Швеция отобрала Нарву, Поляки дошли до Пскова. Не мог Иван Грозный собрать войско на Чердынь. Людей не хватило бы. И что нам показали? Сражения, которого не могло быть? Дескать, жили в парме все в мире-согласии, иногда дрались с местными князьками, пришла Москва и всех порубила? Такой гнилой либероидно-дерьмократически посыл. В аккурат, по А.Иванову.

Копьё в глаз и думать не надо
Копьё в глаз и думать не надо

Показали в фильме дикое жертвоприношение людей. Вообще, в северных краях люда было немного, каждые работные руки, в т.ч. и пленных наперечёт. Поэтому не принято было в северных краях людьми разбрасываться. Опять липа? Снимали абы что, без привязки к историческим событиям. Сцены о побеждающем Православии сняты, как издёвка над самим Православием.

Мерзкое впечатление о фильме. Ни души, ни любви, ни переживаний, ни интриги. Одно трах-бах-бубух. Дорогущая поделка под Голливуд. И весь этот мрак и смрад рекламируют по федеральным каналам. Эта наглость просто убивает. Но, кто ответит за потраченные деньжищи, сняв фильм ни о чем? Может министру культуры Ольге Борисовне Любимовой пора задать неудобные вопросы? Если уж деятели культуры начали объединяться против фальши и лжи, наводнившие сцены и экраны в России, значит действительно дело дрянь с нашей культурой.

Да и что можно снять по откровенно низкопробному фэнтези от Алексея Иванова?

Вы согласны со мной?

Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал