А.Иванов «Сердце пармы».
Признаюсь честно, взять в руки книгу Алексея Иванова меня сподвигла ошалелая реклама фильма, снятого по одноимённому произведению. Решил сначала прочесть, а потом уж и посмотреть «Сердце пармы». Сначала о книге.
С первых страниц книги Иванова «Сердце пармы» напарываешься на излюбленный приём автора обильно засыпать читателя незнакомыми словечками: будь то инженерные определения деталей крепостей, замков, церквей, старинного оружия и воинских званий дружинников или слова из местного, в данном случае, уральского фольклора. По опыту другого прочитанного произведения Иванова «Тени тевтонов» могу сказать, что, зачастую, применялись узкоспециальные термины абы как, лишь бы показать значимость и «компетентность» автора. Вот и в этот раз к непонятому словоблудию в «Сердце пармы» отнесся крайне недоверчиво.
Автор решительно не согласен с теми, кто считает стиль его произведения фентези. Однако, он убежден, что вправе отступать от исторической линии в угоду остроты сюжета. Сразу возникает вопрос, что я читаю? Исторический роман или вольные фантазии автора в стиле исторического повествования? То же можно сказать и о многочисленных красивых легендах, с которыми мы знакомимся, читая эту книгу. Но, легенды ли это? Или красивые придумки автора? Нас, безусловно, влечет мир фантастики, мы хотим заглянуть в будущее, это интересно. Но читать о прошлых событиях, которых, к тому же не было, как-то не очень интересно. А самое главное, зачем читать? Для чего приписывать историческим персонажам то, чего они не совершали? Поэтому я не могу ответить на главный вопрос, интересна ли книга. Яркими, сочными описаниями удивительной по красоте природы пермского края, да, книга интересна.
Хорошо проработанными батальными сценами, возможно, кому-то интересна. Мыслей для размышления в этой книге я не нашел, увы, это – не Достоевский. Знакомство с событий тех лет? А было ли то, что описано в книге? Ведь достоверных сведений о тех временах практически не сохранилось. А посему, выдумывай, что хочешь!
После прочтения, у меня начало складываться мнение о произведении «Сердце пармы», как о мелкогаденьком романчике с душком р. Судите сами. Роман начинается с того, что несколько русских грабят культовое место местного народа и уносят золотую бабу (статуэтку). Далее, постоянно идет смакование распрей между новгородцами, мурманами, угличами и московитами. Дескать, вот они дикие русские уже тогда были... С каким упоением описаны сцены, как русские разносят в щепки языческих идолов, уничтожают святилища во имя православия. По ходу романа создается такое впечатление, что идолов в пермском крае было столько же, сколько и деревьев в тайге. И вот русские их рубили в щепки не покладая рук. Потом взялись гонять местных по рекам и тайге, перепахивать святые, для местных аборигенов, участки земли. Короче, в мире и согласии жило на земле предков местное население. Пришли московиты, всё изгадили, идолов порубили, людей разогнали, дань платить заставили, всех крестили. Иными словами, пришел русский мир, наслаждайтесь. Мне возразят, мол, так в истории и было.
Но А. Иванов так мастерски всё преподнес в своей книге, что исторического духа не чувствуется, а есть современный стойкий привкус русского мракобесия, дикообразности. Вывод ясен: русских надо разобщать и деколонизировать, смотрите, что они раньше творили и что они сейчас творят. Вот главный посыл книги. Для демократии и русофобии книга Иванова – лучший подарок. Я повторю главный вопрос: а было ли описываемые в книге «Сердце пармы» события на самом деле? Приведу небольшой отрывок из книги Иванова «Сердце пармы», характеризующий Москву.
«Город жил своей нерушимой жизнью — работал, спал, торговал, веселился, плакал, молился, воровал, казнил воров, жрал, пел, писал иконы, парился в банях, строил дома, хоронил мертвых, любил, ненавидел, щелкал семечки. Как же управлять такой ордой? — пораженно думал Михаил. Чем же прокормить такую бездну праздного народа? И сразу вставала перед глазами картина: из Москвы, как из переполненной щелястой бочки, хлещут тугие струи полков во все пределы Руси, и там без совести и сытости рвут куски из зубов, сдирают с плеч одежду, выворачивают карманы, чтобы привезти добро сюда, в этот самый большой, самый красивый, самый жадный и жестокий город вселенной».
Написано здорово, современно. Москва и сейчас продолжает обирать города русские. Всё в Москву, все деньги в Москве. Нередко можно услышать, что Москву пора дербанить, наказывать. К сожалению, доля сермяжной правды в этом есть. С другой стороны, одним мазком, жирным и густым очернили, столицу России. По правилам демократии. Сразу видно, что нужно с Москвой, да и с Россией делать.
Книга Иванова «Сердце пармы», на мой взгляд, ни о чем. То есть, пустота. Жаль потраченного времени.
Сходил я тут намедни, в кинотеатр на фильм режиссера Антона Мегердичева «Сердце пармы». Помню, окончился сеанс, прошли последние титры и воцарилась оглушающая тишина (после оглушающего звука кинокартины). И вдруг такой сдавленный шепот «Едишь твою дивизию» Ну и х…ня!». Вышел из кинозала, захотелось вскочить на коня, взяв в руки меч-кладенец, проскакать по торговому центру и весело рубать налево-направо. У-у-ух! Вот так и оболванивают людей!
Заставляет ли фильм над чем-то задуматься, кому-то сопереживать? Я вас умоляю! Руби-коли и дело в шляпе! Две трети фильма идёт кровавое в подробностях рубилово, треть фильма жена князя Тичерть бегает на экране голой. И что?
Но минуточку! По фильму дружину князя Михаила разбивают, а самого князя доставляют в клетке в Москву к Ивану Грозному. Однако из истории мы знаем, что войско царя Ивана Грозного понесло огромные потери при взятии Казани и Астрахани, в боевых походах на Ливонский орден. Кроме того, опричниной Ивана Грозного было истреблено добрая половина населения Руси. Здесь я писал об этом. После чего, крымский хан Давлет Гирей совершил разоряющий набег на Русь, дошел до Москвы, многих увёл в плен. Швеция отобрала Нарву, Поляки дошли до Пскова. Не мог Иван Грозный собрать войско на Чердынь. Людей не хватило бы. И что нам показали? Сражения, которого не могло быть? Дескать, жили в парме все в мире-согласии, иногда дрались с местными князьками, пришла Москва и всех порубила? Такой гнилой либероидно-дерьмократически посыл. В аккурат, по А.Иванову.
Показали в фильме дикое жертвоприношение людей. Вообще, в северных краях люда было немного, каждые работные руки, в т.ч. и пленных наперечёт. Поэтому не принято было в северных краях людьми разбрасываться. Опять липа? Снимали абы что, без привязки к историческим событиям. Сцены о побеждающем Православии сняты, как издёвка над самим Православием.
Мерзкое впечатление о фильме. Ни души, ни любви, ни переживаний, ни интриги. Одно трах-бах-бубух. Дорогущая поделка под Голливуд. И весь этот мрак и смрад рекламируют по федеральным каналам. Эта наглость просто убивает. Но, кто ответит за потраченные деньжищи, сняв фильм ни о чем? Может министру культуры Ольге Борисовне Любимовой пора задать неудобные вопросы? Если уж деятели культуры начали объединяться против фальши и лжи, наводнившие сцены и экраны в России, значит действительно дело дрянь с нашей культурой.
Да и что можно снять по откровенно низкопробному фэнтези от Алексея Иванова?
Вы согласны со мной?
Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал