Если задуматься, то абсолютно каждая книга - загадка, и под её обложкой кроется множество тайн и сюжетов. Возьмём, к примеру, книги современников (в контексте, конечно, я говорю именно о научно-популярной литературе и всяких травниках, поскольку больше всего в этом ковыряюсь).
Для нас современная литература абсолютно понятна, ведь наши с ней страницы историй написаны в одно и то же время, в период одних и тех же событий. Тем не менее, написание даже самой понятной книги это совершенно сокральный и интимный труд, к которому автор приходит сквозь настроение и чувства, сквозь радости и невзгоды, сквозь бетонные плиты рутины и ежедневных обязательств. От главы к главе у автора может меняться подача или видение итога своей работы. И именно в этом закулисье, выходящем за контуры страниц, скрыта настоящая тайна современных авторов. Тайна рабочего процесса.
Коснувшись букинистики (собирательное понятие старой литературы, зачастую, считающееся прослойкой между антикварными книгами и современными изданиями), тем самым погрузившись в недалекое прошлое, можно заметить, что тайн становится больше, кроме закулисья рабочего процесса, зачастую, добавляются утерянные биографии самих авторов, а так же попадаются книги без списков литературы, что обезличивает их достоверность и добавляет вопросов.
Что касается антикварных изданий, тайной может выбить из седла уже с первых страниц. Пожелтевшие истончившиеся страницы, старинный язык, заставляющий вдумываться в каждое слово и, конечно же, потерявшие актуальность и, потому, невероятно непонятные смыслы.
Ну, а если вам в руки попалась древняя рукопись с неразборчивым почерком и корявыми рисунками, от количества таинственности в секунду времени можно потерять связь с реальностью. Существует даже отдельная дисциплина - кодикология (основы заложены в 1730 г), изучающая древние рукописные тексты.
Но и даже среди таких редких артефактов есть свой рекордсмен по загадкам и тайнам, и это - манускрипт Войнича.
А самая главная его тайна в том, что более чем за сто лет попыток, его так и не смогли прочитать.
Давайте сразу проясним, торжественное и такое оснавательное название - "манускрипт", переводится как "рукопись", и всего лишь добавляет кирпичей в фундамент загадочности литературному труду.
Манускрипт был обнаружен и выкуплен у ордена Иезуитов антикваром Вильфредом (Михаилом) Войничем на вилле Мондрагоне в Альбанских горах Италии. Миру загадочный травник был явлен в 1912 г.
По заявлению самого антиквара Войнича возраст рукописи составляет более 500 лет. Текст написан на пергаменте - плотном и долговечном материале, поэтому манускрипт отлично сохранился до наших дней.
Пергамент чист и не подвергался переделкам, не имеет следов выскабливания и не является палимпсестом (рукопись созданная на носителе, который уже использовался подобным образом).
Кстати говоря, появление палимпсестов объясняется двумя основными причинами.
Античность объясняла вторичное использование дороговизной материала, а средневековье, к той же причине добавляло замену языческих текстов на богоугодные.
Страницы манускрипта были пронумерованы раньше чем была изготовлена книга, об этом свидетельствуют утраченные страницы рукописи.
Текст писался гусиным пером, а чернила были изготовлены из популярных в позднем средневековье ингредиентов - сульфата железа и чернильных орешков (галлы на побегах растений, например, на листьях дуба). В галлах много танина и при соединении с солями железа получается устойчивый чёрный цвет.
Радиоуглеродный анализ выявил, что чернила, которыми написана рукопись, были произведены в 16-17 веках.
Книга обильно иллюстрирована цветными рисунками. Краски выходят за контуры изображений. Кстати, последнее для средневековых книг не характерно, рукописи в те времена выполнялись тщательно и аккуратно.
А вот текст манускрипта, наоборот, аккуратен и не содержит помарок и исправлений.
На страницах манускрипта поставлен
экслибрис (знак по которому можно определить владельца книги) Петера Яна Бекса (глава ордена иезуитов с 1853-1883).
Язык на котором написан манускрипт не имеет аналогов в истории, литературе и лингвистике. Можно судить лишь о том, что текст создан при помощи двух-трех десятков знаков с пробелами между их группами. Иллюстрации условно делятся на блоки:
ботанический, астрономический, биологический и фармацевтический.
Вопросов возникает множество. Чем же написана рукопись?
Неизвестным шифром или искусственным языком? Кто написал манускрипт - тайнописец, предназначивший своё послание только для посвящённых или человек с ментальным расстройством личности, но с талантом художника и стилиста? А может манускрипт Войнича это тщательная и основательная мистификация? Но тогда для чего?
Вопросов много и ответов на них пока что нет.
Сама книга о манускрипте (на 1-3 фото) написана лёгким, но неодносложным языком и поэтому читается легко.
Много интересных фактов не только по самому манускрипту, но и по палеогеографии и отдельно по криптографии. Книга разделена на две части, в первой - текст автора о манускрипте, а во второй - выкопировки самых интересных страниц рукописи. Во время чтения можно пролистнуть в конец книги и самому наглядно оценить примечания автора по конкретным страницам рукописи. Книгу прочитал на одном дыхании и от души рекомендую.