«Карпаць» и «Бучеджи». Румынские собратья советских грузовиков
Румынские грузовики у нас малоизвестны. Во времена СССР они в страну не поставлялись, некоторое количество было завезено частным образом уже в 90-е, но проработали машины недолго, поэтому тот факт, что в Румынии выпускали грузовики, многих даже удивляет.
Началось всё по традиции. СССР помог в пятидесятых годах наладить лицензионную сборку ЗИС-150. Румыны выпускали некоторое время машину советской разработки, но когда все возможности для её модернизации иссякли, за помощью в создании новых грузовиков обратились к французам.
Результатом совместной работы стали Carpați (Карпаць) SR–131 грузоподъемностью 3 тонны, появившийся в 1961 году. С натяжкой, его можно сравнить с ГАЗ-52 (по грузоподъемности) или 53 (по двигателю) Пятитонник Bucegi (Бучеджи) SR–113, который появился на конвейере в 1963-м. Его можно сравнить с ЗИЛ-130.
Силовой агрегат состоит из восьмицилиндрового карбюраторного мотора Форд мощностью 140 л.с. (Карпаць) или 160 л.с. (Бучеджи). Коробка передач механическая, пятиступенчатая.
Для своего времени грузовики получились удачными. Их охотно покупали на Балканах, в Югославии даже наладили лицензионную сборку под собственным названием Torpedo SRT.
Экспортировались машины в страны Латинской Америки, в Грецию, и Северную Корею, где тоже некоторое время выпускались, скорее всего, малыми партиями их собирали по лицензии.
Как и в случае с нашими Зилами, Бучеджи оброс большим количеством разных версий, как гражданского так и военного назначения. На базе этой машины строили самосвалы и подъемные краны, полноприводные шасси использовались военными и спасателями, а упрощенная версия с полным приводом – в качестве сельского грузовика.
Были бы они повыше качеством, то и сегодня бегали бы по дорогам. Впрочем, кое где, на Балканах, до сих пор бегают.