В высокого, ироничного красавца Антона Чехова все окружавшие его женщины были влюблены. А он ко всем дамам относился нежно-приятельски.
Писательница Лидия Авилова сходила с ума по нему, будучи замужем. Чтобы его расшевелить, она заказала для него в подарок брелок в форме книги. С одной стороны было выгравировано: «Повести и рассказы. Соч. А.Чехова», а с другой – номер страницы и номер строчки из рассказа «Соседи» со словами: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми её».
Отправила этот брелок с братом в редакцию «Нового времени», чтобы его передали Чехову. И не знала, получил ли Чехов подарок. Потому что он скрылся от назойливой поклонницы в Мелихово, а в редакции просил сказать, что он теперь в Таганроге.
Зимой был бал-маскарад у издателя Суворина. Авилова в маскарадном костюме и очках подошла к Чехову:
- Вы узнали меня?
- В октябре будет премьера моей пьесы, придете?
- Непременно!
- Вот там и получите ответы на свои вопросы…
И Чехов предложил ей чокнуться шампанским, а затем скрылся в толпе.
9 месяцев её мучило ожидание октября.
Наконец премьера… Она жадно ловит каждое слово со сцены.
И вот выходит Нина Заречная и дарит медальон Тригорину, на котором выбиты номера страницы и строчки. Тригорин бежит и хватает свою книгу, дважды повторяя указанные номера, отыскивает строчку и читает: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми её».
Авилову бросает в жар, ей кажется, что весь зал на неё смотрит… Но ей непонятно, почему номера названы другие?! И тут её осеняет: она же подарила Чехову свою книгу рассказов «Счастливец». Спешит домой, сломя голову, лихорадочно разыскивает названный со сцены номер страницы… И видит: «Молодым девицам бывать в маскарадах не полагается».
Вот и ответ… Как всегда, он всё свёл к шутке.
…А брелок Чехов передарил Вере Комиссаржевской, блестяще сыгравшей Чайку.
И та тоже размечталась: не влюблен ли в неё писатель?..
Однако и Лике Мизиновой, безнадежно в него влюбленной, Чехов предложил подарить брелок с гравировкой: «Список пьес членов Общества русских драматургов, 1980, стр. 73, строка 1». Она раскрыла каталог на нужной странице, и увидела название фарса «Безумный Игнаша, или нежданное безумие» - намёк на Игнатия Потапенко.
Ведь история Лики послужила сюжетом для «Чайки». Тригорин, соблазнивший героиню пьесы, похож на писателя Потапенко. Лика от безответной любви к Чехову сбежала с Потапенко в Париж. Там она родила девочку, которая вскоре умерла. А Потапенко с женой переехал из Москвы в Питер, подальше от Лики (и хотя Чехов обозвал его свиньёй, на их дружбу это не повлияло).
И Лика, и Лидия, и Вера – все мечтали увидеть в Чехове страстного мужчину. А он просто наслаждался обществом прекрасных дам.
Устами Тригорина Чехов объяснил писательскую жизнь: «Вот я с вами, я волнуюсь, а между тем… Вижу вот облако, похожее на рояль. Думаю: надо будет упомянуть где-нибудь в рассказе… Ловлю себя и вас на каждой фразе, на каждом слове… авось пригодится!»
Потапенко писал в воспоминаниях, что Чехов считал личную жизнь помехой для творчества.
…А потом Чехов встретил Книппер, и ей он подарил фотографию своего флигеля в Мелихово, с надписью: «Дом, где была написана «Чайка». Но это уже совсем другая история.