Список книг
- Б. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие»
- В. Быков «Сотников», «Обелиск», «Западня»
- К. Воробьев «Убиты под Москвой» (обратите внимание на название книги. Краткая форма причастия звучит реквием по убиенным)
- В. Богомолов «Момент истины. В августе 1944»
- В. Закруткин «Матерь человеческая»
- В. Кондратьев «Привет с фронта»
- Ю. Бондарев «Горячий снег»
- Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
- Э. Казакевич «Звезда»
- М. Шолохов «Они сражались за Родину». «Судьба человека»
- Д. Гранин, А. Адамович «Блокадная книга»
- Д. Гранин «Мой лейтенант»
Рассмотрим темы из Открытого/Закрытого банка, объединив в блоки.
1. Храбрость, смелость, сила духа
Что такое истинная храбрость на войне?
Почему смелость часто связывают с «силой духа»?
Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх?
Храбрость – это мужество и решительность в поступках, отсутствие страха перед опасностью. Смелость – решимость, способность противостоять страху. Смелость – это не отсутствие страха; быть смелым значит не бояться собственного страха. Сила духа - это способность не поддаваться страху в минуты опасности, это мужество, храбрость, стойкость.
По определениям ясно, что все три качества связаны между собой, в какой-то степени взаимозаменяемы.
Все эти качества присущи были Николаю Плужникову (Б. Васильев «В списках не значился»). Оказавшись в Брестской крепости в ночь с 21 на 22 июня 1941 года, не успев отметиться ни в одних списках – документах, Плужников даже мысли не допускает, что, если покинет территорию крепости, перейдет линию фронта, он не будет считаться дезертиром. Плужников защищает пограничный пост до последнего. Последним защитником он и останется. Его мужество, храбрость, силу духа признает даже враг. Эпизод, когда Плужникова выводят из казематов, - вызывает чувство гордости за наших солдат.
«Он шел строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шел один, с трудом переставляя распухшие, обмороженные ноги.
И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие «на караул». И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке.
А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти».
2. Героизм, подвиг
Разделяете ли Вы представления автора романа «Война и мир» о подлинном героизме?
Каким бывает подвиг на войне?
Подвиг и героический поступок – то слова-синонимы. Что значит «подлинный героизм»? Подвиг, совершенный на благо родины. Это утверждение величия человека, его духовной силы и благородства.
Безусловно, истинный героизм, подвиг совершили героини повести Б. Васильева «А зори здесь тихие».
«Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин - это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами… Б.Васильев назвал свою повесть “А зори здесь тихие…”. Тихие зори стали часом бессмертия для 5 девушек. У каждой из них – своя судьба, свой суровый счет к фашистам».
3. Человек на войне
Как на войне раскрывается характер человека?
Как становятся героями на войне?
Какие испытания несет человеку война?
Война – это тяжелое испытание на смелость, доблесть, выдержку. Каждый человек стоит перед нравственным выбором. А в такой ситуации и раскрываются человеческие качества, как это случилось с героями повести В. Быкова «Сотников».
Два партизана, Сотников и Рыбак, отправляются найти пропитание отряду. Сотников болен, его мучает кашель. Рыбак по дороге участливо спрашивает напарника о здоровье, не раздражается, дает свой шарф. Однако все меняется, когда герои оказались в плену. Если Сотников и под пытками не сдается, то Рыбак, обманывая самого себя, соглашается сотрудничать с немцами, а потом и вовсе становится палачом.
От предыдущих тем отличается следующая: «Как человек приходит к ратному подвигу?»
В формулировке есть «ратный подвиг» - это проявление героизма именно на поле боя. Значит, нам нужны произведения, в которых есть описание сражений. Анализируя эпизоды, надо обратить внимание на поведение персонажа, посмотреть, как герой преодолевает свой страх, о чем думает во время боя.
Конечно, военные темы (если это не отражено специально) совсем необязательно раскрывать на произведениях о Великой Отечественной. Это может быть любая война, тогда проанализировать и «Войну и мир» Л. Толстого, и «Тихий Дон» М. Шолохова.
Совершил ли, например, ратный подвиг Андрей Болконский в эпизоде битвы под Аустерлицем, когда он со знаменем в руках пытался остановить бегство русских солдат? А какие чувства в этот момент он испытывал? Помните: на войну 1805 года он шел «за славой», когда поднимал знамя, думал: «Вот оно!» - то есть думал о том, что настал его час проявить себя. Им двигало не чувство патриотизма. Не потому ли и атака русских не была успешной? Не потому ли и сам князь Андрей разочаровался в прежних идеалах?
4. Трусость и предательство
Кого называют трусом?
Почему трусость связывают с бесчестием?
Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?
Трусость и предательство: как связаны эти понятия?
Согласны ли Вы с тем, что предательство губительно для самого предателя?
Трусость – антоним смелости и храбрости. Трусливый человек лишен силы духа. Трусливый человек способен на предательство, а это – путь к бесчестию. Именно такой путь и проделал Рыбак (В. Быков «Сотников»)
У В. Быкова есть повесть «Западня». Главный герой – лейтенант Климченко – во время атаки первым оказывается в немецких траншеях, когда русские отступили, он не успел и попал в плен вместе с важными документами: картой и списком взвода. Климченко предлагают выступить по радио и призвать своих солдат сдаться. Думая потянуть время, герой соглашается. Что подтолкнуло Климченко совершить предательство? Желание жить? Надежда, что никто не узнает? Немцы же придумывают изощренную месть: они зачитывают фамилии взвода от лица Климченко, а потом самого лейтенанта отпускают. За спиной – враги. Впереди – свои. Но «свой» ли он им после совершенного?
«Потом медленно, уже реально ощущая себя и все земное вокруг и прощаясь с жизнью, он пошел от траншеи в поле, вниз к оврагу, ожидая всем телом очереди или, может, залпа и зная, что все кончится как нельзя более просто. Смерть слишком простая штука, на войне он убедился в этом и давно не боялся ее. Ему только хотелось теперь не прозевать последний миг, отметить его, как точку, как последнюю грань жизни.
Но выстрелов сзади все не было, и он шел дальше.
По всему берегу оврага, из траншей и окопчиков-ровиков торчали каски, шапки автоматчиков. Он не видел еще ни их лиц, ни взглядов, но что-то страшное вдруг подсознательно передалось ему. И он отчетливо, как это может быть только за секунду до смерти, понял, что и для этих людей он почему-то стал врагом.
Это новое открытие ошеломило его. Что-то в нем сразу надломилось. Ноги сами рванулись в сторону. Не зная и не понимая, что случилось и что делать дальше, он обежал по стерне кривую – безвыходную замкнутую петлю, – еще раз увидел молчаливую высоту и тогда окончательно понял, что произошло».
Как психологически точно удалось показать состояние героя, который оказался в западне собственного бесчестного поступка.
Немцы ждали, что русские сами убьют предателя. Но Быков показывает силу духа и достоинство людей, не совершивших самосуд. Климченко дают возможность искупить вину – он вместе с ротой идет в атаку. Повесть имеет открытый финал.
«Кто-то сунул ему автомат, кто-то торопливо скинул с себя и отдал ему телогрейку. С молчаливой благодарностью в душе лейтенант оглянулся и увидел, как несколько в стороне над оврагом поднялась кряжистая фигура Орловца. Ротный достал из-за пазухи пистолет и, взмахнув им, вышел из-за обрыва.
Рота автоматчиков начинала атаку...»