Найти тему
Снова в СССР

Чей Бендер лучше в анализе фильма и сериала "12 стульев"...

.
.

Как легко можно заметить по скрину вида моей публичной страницы сделанному осенью 2022 года оба отзыва на фильм режиссёра Леонида Гайдая и минисериал Марка Захарова были отклонены ресурсом Яндекс без объяснения каких либо причин.

К подобного рода отклонениям лично я привык, ведь мой отзыв на фильм "Пассажиры" за полгода попыток публикации был отклонён более семидесяти раз!

С тех пор неоднократные попытки выложить этот злосчастный отзыв отклонялись или без каких либо объяснений или по одной и той же причине - якобы из за содержащихся в отзыве грубостях и ненормативной лексики. Кому интересно, прочитайте, попробуйте обнаружить хоть что нибудь ненормативное.

Я несколько раз редактировал оба отзыва на фильм и сериал "12 стульев", но в конечном итоге от ресурса Яндекс мне пришло письмо:

Поддержка Яндекс Бизнеса 16 ноября 2922 года в 9:48:

Здравствуйте, Сергей! Ваш отзыв не соответствует требованиям сервиса. Пожалуйста, отредактируйте его так, чтобы он соответствовал нашим правилам. Опишите только ваши впечатления от фильма, избегая другие подробности.

После этого он пройдет повторную модерацию. Если всё будет в порядке — отзыв опубликуется.--

Оцените наш ответ Денис Дидров

Поддержка Яндекса

Что не понравилось в этих двух отзывах модераторам сказать сложно. Ведь дополнительная информация, не относящаяся напрямую к фильму и сериалу всё равно необходима для понимания читателями трансформации моего мнения об этих киноинтерпретациях произведения Ильфа и Петрова.

Последние восемь месяцев этот безумный ресурс отклонял всё подряд, отзывы на фильм и сериал 12 стульев, на Иронию судьбы, пропустив каким то чудом недавно только мой отзыв на фильм "Аватар 2". Что у проверяльщиков переклинило в мозгах даже не берусь гадать, каким чудом этот отзыв сумел пройти сквозь кордоны модерации мне не ведомо.

Но как бы то ни было, вот текст двух отзывов на фильм и сериал "12 стульев"слитый в одно целое, выложенный для того, что бы читатели моих статей и отзывов сами могли судить, почему почти все последние мои отзывы хронически отклоняются:

Удивительное дело, написав довольно большое количество отзывов на разные фильмы, сериалы и мультфильмы я длительное время не брался за отзыв на один из самых моих любимых фильмов великого советского режиссёра комедиографа Леонида Гайдая под названием 12 стульев, равно как и не брался писать отзыв на повторную экранизацию великого произведения Ильфа и Петрова, сделанную позже Марком Захаровым.

И вот недавно посмотрел видеоролики об интересных фактах съёмок обоих экранизаций. А потом вспомнил, что где то на компе у меня есть несколько файлов с сохранёнными комментариями к одной статье про то, кто же лучше исполнил великий дуэт Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова.

А так как в своё время я оставил немало комментариев к этой статье и даже на всякий случай сохранил их, то после просмотра ролика я решил, что час настал. Правда пришлось довольно долго ковыряться в разных папках, так как я убей бог не мог вспомнить, под каким названием я сохранил эту переписку.

И вот в одной папке под названием «Изречения в сеть» я обнаружил совсем рядышком три файла с названиями «О двух разных Бендерах», «Споры о лучшем Бендере» и « О циничной игре Миронова в роли Бендера».

О счастье! Ведь я чуть с ума не сошёл, подбирая названия для поиска сохранённых несколько лет назад комментариев. Пробовал и «Фильм 12 стульев», «Леонид Гайдай», даже Гомиашвили пытался искать и всё было мимо. И вот те на – искать надо было по слову Бендер.

А теперь по порядку. Так вот первым, просмотренным мною в детстве фильмом – экранизацией великого произведения Ильфа и Петрова "12 стульев " стал четырёхсерийный фильм Марка Захарова и мне так же как и многим другим зрителям никого кроме Андрея Миронова в роли Остапа Бендера не виделось.

И просмотренный значительно позже фильм Гайдая с Арчилом Гомиашвили в роли Бендера я поначалу даже не воспринимал, оставаясь горячим приверженцем Андрея Миронова в роли Остапа...

Почему именно так вышло? Да просто потому, что актёра Гомиашвили в роли Бендера я в отличии от Андрея Миронова совсем не знал, он был мне незнаком, а вот обаяшка Миронов был мне отлично известен по множеству кинофильмов.

Потом довольно долгое время ни одну из версий экранизации сатирической повести Ильфа и Петрова я не смотрел, как то не складывалось. Я учился в музучилище при консерватории, с утра до вечера пропадал на занятиях, много фотографировал и часто вечером занимался проявкой плёнок и печатью фотографий. На четвёртом курсе начал служить срочную службу в Высшем Военно - Инженерном Вузе имени Дзержинского.

А совмещать службу в военном оркестре и одновременно заканчивать последний курс было весьма непросто, хотя наш дирижёр, тогда ещё лейтенант и руководитель Адмиралтейского военно-морского оркестра, а на сегодняшний день довольно известный капитан первого ранга и дирижёр симфонического оркестра города Тюмень Алексей Карабанов шёл мне на встречу. Он, несмотря на мою срочную службу не препятствовал занятиям в училище, ежедневно давая утром после построения увольнительную записку.

Так что первые, обычно самые тяжёлые полгода службы у меня были как раз относительно лёгкими, так как ночевать в помещении команды у нас было не принято, так что бывало иногда я приходил на службу минуя наш кубрик, сразу заходил в кабинет Алексея Алексеевича за увольнительной. Сейчас я понимаю, насколько мне тогда повезло с дирижёром, но увы, это понимание пришло далеко не сразу.

Кстати после окончания училища с первого раза поступить в консерваторию мне не удалось, хотя когда я поступал, перед экзаменами приключился один забавный случай.

Так вот была консультация по гармонии, аудитория была забита поступающими абитуриентами и нам объясняли, какие задания могут встретиться во время экзаменов. И после одного такого примера я по слуху полностью повторил на рояле четырёхтактную аккордовую гармоническую последовательность, данную нам для понимания того, что может встретится на экзаменах.

Весьма удивлённый моим слухом и памятью преподаватель, проводивший консультацию сказал – молодой человек, считайте, что одной ногой вы уже в консерватории. Увы, перетащить вторую ногу, поступив в то лето в консерваторию мне не удалось. И так получилось вовсе не из за службы в военном оркестре. Просто было всего два места на дневном и два на заочном отделении.

Так что на дневное взяли уже отслуживших тромбонистов Зарубина и Коржалова, а на заочное вполне заслуженно зачислили моих однокурсников Илью Беляева и Максима Игнатьева, игравших по специальности намного лучше меня.

Кстати в тот раз в консерваторию не удалось поступить не только мне, но и значительно более одарённому природой крепким и гораздо более приспособленным для игры на тромбоне амбушюром моему сокурснику по музучилищу Дмитрию Зоркину, сейчас работающему концертмейстером группы тромбонов пермского симфонического оркестра.

Вот и пришлось мне с Димкой и несколькими другими ребятами из музучилища годик просто послужить в оркестре, а в консу я и Зоркин поступили следующим летом, причём за это я должен ещё раз поблагодарить моего замечательного дирижёра, отлично понимавшего наши проблемы при поступлении.

Он великодушно выделил мне, Зоркину и трубачу Лёне Коркину две недели на подготовку, дал каждому по две увольнительных – одну для выхода, другую, чистую, с печатью и подписью – для того, что бы вернуться на службу, когда мы поступим.

Впоследствии я в отличии от Зоркина и Коркина чёрной неблагодарностью отплатил дирижёру Алексею Карабанову, когда хамски отказался принять участие при выступлении военного оркестра под его руководством в Ленинградской Капелле, об участии в котором была предварительная договорённость.

На дембель мой дирижёр отпустил меня сразу после проведения Парада 7-го ноября, а тот концерт должен был состоятся в начале января 1989 года. И когда Алексей Алексеевич позвонил мне, что бы пригласить на репетицию, я как то по детски припомнив все обидные для меня моменты нашего двухлетнего сотрудничества, соврал ему, сказавшись сильно заболевшим, подорвавшим здоровье во время службы. В общем я отказался принять участие в концерте, не выполнив ранее данного обещания.

Правда Лёня Коркин прослужил на пол года больше, дембельнувшись только весной следующего года, так что отказаться играть он не мог. А вот Дима Зоркин вышел на дембель вместе со мной, но так как он решил сольно исполнить Чардаш Витторио Монти вместе с аккомпанирующим ему оркестром, подражая неподражаемому всемирно известному шведскому тромбонисту Кристиану Линдбергу, то по вполне понятной причине он принял участие в том концерте.

С того времени прошло 34 года. И до сих пор мне стыдно. Ведь в реальности моя служба в армии для многих показалась бы просто раем, да так оно и было, ведь фактически добрую половину времени срочной службы я проводил дома или в училище, а позже в консерватории.

Мало того, что спали почти всегда мы дома, это во время срочной службы, так иногда Алексей Алексеевич отпускал на несколько дней меня домой, что бы я мог спокойно расписывать с партитуры оркестровые партии, у меня был неплохой нотный почерк.

Алексей Алексеевич, если Вам доведётся прочитать этот отзыв в виде статьи – простите меня за моё некрасивое поведение, потому что не очень долго поработав гораздо позже в Вашем оркестре бас тромбоном в 2004 году, когда Вы ещё служили в Питере, я так и не нашёл в себе мужества, что бы извиниться за невыполненное обещание. Тогда я поступил просто по свински и очень хочу извиниться, пусть и по прошествии трети века.

После окончания консерватории у меня пошла интенсивная работа в разных оркестрах и почти беспрерывные зарубежные гастроли, продлившиеся десять лет. Так что ещё раз посмотреть обе версии фильма 12 стульев никак не получалось.

После загранпоездок к 2000-му году у меня было уже два видика, но видеокассет с этими комедиями я так и не купил, в начале двухтысячных было такое изобилие других фильмов, что до творчества Гайдая и Захарова просто руки не доходили, а когда эти фильмы шли по телевизору я их не смотрел, потому что как назло всегда во время показов обоих фильмов был чем то занят.

Все эти подробности моей биографии, вроде бы не относящиеся напрямую к теме отзывов на оба творения великих режиссёров я рассказал только для того, что бы объяснить читателям, почему увидеть и по настоящему оценить фильм Леонида Гайдая я смог только в в зрелом возрасте, когда мне было уже за 40.

И посмотрев из за жизненных обстоятельств фильм Гайдая гораздо позже, более внимательно чем в первый раз, когда я увидел его в детстве, а самое главное обогащённый жизненным опытом, только через четверть века я наконец понял, насколько Арчил Гомиашвили лучше вписался в образ великого комбинатора.

На этот счёт яростные споры между зрителями так и не стихают, с тех пор есть два лагеря поклонников пары Гомиашвили – Филиппов и пары Миронов – Папанов.

-2

-3

Мне и самому, когда два года назад на канале "Журнал советского кино" я прочёл коротенькую статью про двух Бендеров в которой автор материала высказывал на основании цитат из романа своё предпочтение образу Остапа в исполнении Андрея Миронова, после чего я и вступил в яростную полемику с другими читателями, так вот мне вдруг стало интересно, почему в детстве минисериал с Андреем Мироновым мне нравился и почему по прошествии времени фильм Леонида Гайдая я оценил много выше.

Как раз после прочтения той статьи я ради интереса ещё раз пересмотрел кусочками фильм с Мироновым и Папановым и лишний раз убедился, что фильм Гайдая несравнимо лучше, хотя игра Миронова как выдающегося актёра в сериале Марка Захарова выше всяких похвал.

Мои комментарии можно обнаружить, пройдя по оставленной мною ссылке, причём самый первый из них находится на первом месте среди почти трёх тысяч откликов других читателей. Представляете, какой бурной была дискуссия, кто из актёров сыграл лучше?

Постараюсь объяснить моё отношение к обоим советским шедеврам более подробно, используя материал моих комментариев к той статье. Так вот по зрелому размышлению до меня наконец дошло, что не ко всякой роли подходит определённый типаж. Приведу пример.

Андрей Миронов был дружен с выдающимся советским режиссёром Эльдаром Рязановым и когда тот начал проводить пробы к своему новому фильму "Ирония судьбы" Миронов попросил по дружески режиссёра взять его на роль Жени Лукашина.

Рязанов как один из создателей сценария фильма, задумавший снять её в совершенно другом ключе, в новом жанре глубокой лирической комедии, насыщенной прекрасной музыкой и полной эпизодов не только смешных, но и грустных отлично понимал, что Миронов для этой роли никак не подходит, но отказать ему не мог.

Для кинопроб были составлены четыре пары артистов. Партнёршей Миронова, пробующейся на роль Нади Шевелёвой была Людмила Гурченко. Даже это уже было неудачно для Миронова, ведь незадолго до проб к «Иронии судьбы» он играл с Гурченко в комедии «Соломенная шляпка» и сойти с хорошо опробованной канвы игры в лёгкой комедии – водевиле ни он сам, как старый комедийный зубр, ни его партнёрша уже не смогли.

А потом, что бы окончательно убедится в том, что Андрей не может передать образ главного героя Рязанов дал на пробу Миронову сцену, в которой Лукашин на кухне рассказывает Наде, что он никогда не пользовался успехом у женщин...

Сцена была для Андрея Миронова весьма каверзная. И конечно же чутьё не подвело Эльдара Александровича, так как он лишний раз убедился, почему Миронов никак не вписывается в роль невзрачного хирурга Жени Лукашина.

Невозможно было представить, что такой обаятельный и симпатичный парень, каким был Андрей Миронов в годы расцвета своего комедийного таланта не пользуется успехом среди девушек. Зрители этому бы не поверили и это было бы режиссёрским произволом. Так что постановщик "Иронии судьбы" был вынужден отказать своему другу.

Зато на роль Ипполита Георгиевича Рязанов готов был взять Миронова без проб, но здесь уже сам актёр наотрез отказался, не захотев играть как он считал отрицательного персонажа, хотя роль Ипполита вовсе не была отрицательной.

Как бы то ни было, но Андрей Александрович наотрез отказался от роли Ипполита, за что честно говоря я и миллионы других зрителей должны быть ему очень признательны, впрочем так же как и Олегу Басилашвили уже утвержденному на роль Ипполита, но по семейным и прочим обстоятельствам не принявшему участие в съёмках Иронии судьбы.

В конечном итоге эту роль воистину гениально исполнил друг Рязанова Юрий Яковлев, оказавшийся выше всяких амбиций и обид, когда Эльдар Александрович попросил его выручить. Конечно неприятно, когда к тебе, уже всенародно любимому и известному артисту прибегают как палочке – выручалочке.

Но Юрий Васильевич оказался выше этих уколов самолюбию — он согласился. Правда не сразу. У него как и у Басилашвили тоже были впереди спектакли, в которых ему надо было играть. И по настоящему уговорил Яковлева не Рязанов, а директор Мосфильма Иван Александрович Пырьев.

Как вспоминал сам Яковлев, поначалу он отказался. Однако его пригласили прийти на Мосфильм и там он увидел такое невиданное диво, после которого он не имел никакой возможности повторно отказаться от участия в съёмках.

После приглашения встретившего на входе Яковлева чиновника зайти в большой кабинет с огромной красной ковровой дорожкой, он увидел приближавшегося к нему по этой дорожке навстречу, ползущего на коленях директора Мосфильма, именитого режиссёра и вообще очень известного тогда человека.

Он умолял актёра сыграть роль Ипполита в фильме «Ирония судьбы». И под таким мощным нажимом Юрий Яковлев согласился. Но Яковлев был не только великий актёр, он обладал ещё и чутьём на роли, по всей видимости прочитав присланный ему Рязановым сценарий он прекрасно понимал, как грандиозно сыграет роль второго плана в фильме Рязанова.

Сейчас уже невозможно вообразить кого либо другого в роли Ипполита. Уверен на 1000%, что если бы Андрей Миронов всё таки взялся за эту роль - фильм вышел бы совсем не таким, каким он запечатлелся в памяти миллионов, да так, что на протяжении почти полувека этот фильм стал непременным атрибутом Нового Года.

И пишу я так вовсе не потому, что Миронов был плохим актёром, несомненно он сыграл бы роль Ипполита блестяще, вот только тогда его персонаж получился бы совсем, совсем иным. Так и с ролью Остапа Бендера. Марк Захаров дважды воспользовался талантом Андрея Миронова.

К примеру в немного позже снятом фильме "Обыкновенное чудо" великий актёр последний раз в жизни снялся в фильме Марка Захарова сыграв роль обворожительного мерзавца - Министра администратора.

В этом чудесном двухсерийном фильме он в очередной раз блеснул своим безусловным талантом. Но вот в роли Остапа Сулеймана Берта Марии Бендер Бея, как Бендер представился Кисе Воробьянинову в фильме Гайдая Андрей Александрович увы, смотрится совсем не так великолепно, как Арчил Гомиашвили.

Вот Эллочки в отличии от Бендеров хороши в обоих фильмах и обе играют блестяще.
Вот Эллочки в отличии от Бендеров хороши в обоих фильмах и обе играют блестяще.

А Остапы у двух великих режиссёров вышли совсем разные. И сравнение к моему сожалению вовсе не в пользу замечательного артиста Андрея Миронова. У Миронова увы, товарищ Бендер получился каким то очень еврейским. Нудноватым и очень самовлюбленным.

-5

Арчил уловил саму суть образа Бендера! Смотришь фильм Гайдая и не видишь актера - видишь реального великого комбинатора! На мой взгляд Гомиашвили несравнимо лучше передал образ великого комбинатора, возможно ещё и потому, что он по своей сути был таким же весёлым авантюристом, как и сыгранный им персонаж. До съёмок у Леонида Гайдая он уже имел тюремный срок и немалый жизненный опыт.

При всём моём уважении к великому актёру Андрею Миронову образ Остапа вышел у него излишне циничным. Отчасти возможно виноват был и режиссёр Марк Захаров, добивавшийся при съёмках именно такого изображения Бендера. На фоне обаятельного, очень добродушного и весёлого жулика, сыгранного Арчилом Гомиашвили в комедии великого Леонида Гайдая Остап Бендер, сыгранный Андреем Мироновым просто отдыхает.

Арчил Гомиашвили полностью слился с образом великого комбинатора. Во многом и потому, что внутренне он был точной копией Остапа Бендера и как я уже упоминал даже в тюряге сидел в молодые годы.

Если посмотреть фотку, где рядом находятся оба актёра, то очень хорошо видно, насколько разнятся их образы. В Бендере Миронова нет ни капли добродушности Остапа, сыгранного Гомиашвили.

Опять таки это видение двух гениальных, но совершенно разных режиссёров.
Опять таки это видение двух гениальных, но совершенно разных режиссёров.

И лично я считаю выбор Леонида Гайдая, утвердившего на главную роль в фильме про великого комбинатора Арчила Гомиашвили абсолютным попаданием в яблочко. Не случайно Леонид Иович узнав, что Марк Анатольевич Захаров собирается делать повторную экранизацию "Двенадцати стульев" назвал это уголовным преступлением. И ведь в чём то он был безусловно прав!

Верхом цинизма, у книжного Остапа Бендера отсутствующим я вижу эпизод в фильме Захарова, в котором Андрей Миронов после завершения танго с актрисой Любовью Полищук, бросает свою партнёршу на пол.

Хоть где – нибудь в книге есть изображение ТАКОГО товарища Бендера? Сколько бы раз я не смотрел этот эпизод - всегда ругаюсь и плююсь. Ну не мог добродушный жулик, каким в книге был изображён Остап так гнусно поступить!

В любом случае этот эпизод из фильма Марка Захарова отменно омерзителен, это кем же надо быть, что бы так поступить с женщиной, с которой танцевал и держал её на руках?

Так вот настоящий товарищ Бендер никак не мог бы так поступить - это полностью противоречит его психологическому портрету из романа Ильфа и Петрова, кусочки которого цитируются в той статье.

-7

К слову во время съёмок этого эпизода не обошлось без травм - актриса Любовь Полищук повредила позвоночник. В знаменитой сцене танго Миронов по сценарию бросает партнершу якобы в порыве страсти.

Разумеется, на съемках артисты падают не на голый пол, а на предусмотрительно положенные гимнастические маты. Но в одном из дублей этого эпизода фильма что-то пошло не по плану,...

То ли помощники режиссёра забыли обеспечить актрисе безопасное падение, то ли Андрей Миронов слишком увлёкся исполнением роли, да так, что не рассчитал расстояние до мата и по окончанию знойного танго уронил Полищук немного не дойдя до него, но как бы то ни было - актриса рухнула прямо на бетон.

Может быть этот момент фильма и режиссёрская находка Марка Захарова, но мне она категорически не нравится. Так же как и его поведение в жизни много позже. Я имею в виду публичное сжигание партийного билета члена КПСС в 1990 году, когда Захаров в прямом эфире программы «Взгляд» сжег свой партбилет, о чем потом сожалел и даже иронизировал…

Вот только запоздалые сожаления вместе с иронией никак не помогли его родной стране, ведь меньше чем через год после сжигания в прямом эфире партийного билета члена коммунистической партии Советского Союза это уникальное государство было предательски разрушено негодяями в руководстве КПСС и КГБ в угоду мировому финансовому капиталу, ради недолгой по историческим меркам отсрочки гибели правящих миром Запада всемирных ростовщиков и аферистов.

А вообще в киноинтерпретации "12 стульев" Марка Захарова мне понравилась как ни странно игра дворника. У Захарова дворник Тихон, блестяще сыгранный актёром Николаем Скоробогатовым намного более колоритен и интересен, чем гениальный комик Юрий Никулин у великого режиссёра Леонида Гайдая.

-8

Этого замечательного актёра зрители знают по прекрасно сыгранной роли в фильме того же Захарова «Формула любви», где он потрясающе сыграл Степана Степановича, кузнеца в имении Федяшевых, дядю дворовой девки Фимки. А вообще сериал Захарова вышел каким то затянутым и более скучным.

А вот такими показаны в этих двух фильмах отцы Фёдоры...
А вот такими показаны в этих двух фильмах отцы Фёдоры...

Настоящим украшением минисериала стала гениальная музыка Геннадия Гладкова, который обессмертил себя выдающимися композициями ко многим фильмам Захарова, да и других советских постановщиков, но в особенности - совершенно божественной, фантастической и сказочной музыкой к фильму "Обыкновенное чудо".

Конечно музыка Александра Зацепина в фильме Гайдая была ничуть не хуже качеством, чем композиции Гладкова. Но о гениальных композиторах советской эпохи я поведаю позже, а пока поясню, что моё мнение о неправильной передаче образа гражданина Бендера, сыгранного Андреем Мироновым может конечно отличаться от мнения других зрителей.

Те, кому нравится игра именно Миронова часто приводят в пример такую интерпретацию его действий, когда он бросает партнёршу на пол. Эти зрители трактуют эпизод с бросанием женщины на пол следующим образом.

Когда Бендер роняет на пол партнёршу, сей факт воспринимается ими не как факт бросания женщины на землю, а в смысле вообще отношения Бендера к женщинам, то есть его чисто утилитарного подхода к женскому полу – использовал и выкинул. Как обычный презерватив. Утрировано конечно. Но многие зрители воспринимают этот эпизод именно так. Но и такое видение романного образа Остапа Бендера лично меня изумляет.

Сколько людей, столько и мнений. Ещё один забавный эпизод, встретившийся в комментариях к той статье про двух Бендеров. Как я уже упоминал первым фильмом - экранизацией "12 стульев " в моём детстве был фильм Захарова и уже описал, почему сначала мне никого кроме Миронова в роли Остапа Бендера не виделось.

В принципе ничего удивительного в этом нет, так как в середине семидесятых годов прошлого века в СССР Андрей Миронов был всенародно любимым артистом, снявшимся до 12 стульев в множестве любимых зрителями комедий.

Конечно именно по этой причине, я так же как и миллионы других зрителей любил этого талантливого и безумно обаятельного актёра всем сердцем. Немудрено, что и в роли Остапа он тогда мне очень понравился. Потом я по вышеописанным причинам очень долгое время не смотрел ни одну из версий.

И в комментариях к той статье про двух Бендеров я написал, почему в зрелом возрасте посмотрев фильм Гайдая понял, насколько Гомиашвили лучше вписывается в образ великого комбинатора. Когда в комментариях к статье я написал, почему моё восприятие образа Бендера сыгранного Арчилом Гомиашвили позднее переменилось один из поклонников Миронова задал вот такой каверзный, как ему казалось вопрос:

"Вот вы пишите, что первым фильмом - экранизацией "12 стульев " в вашем детстве был как раз фильм Захарова". А Вас не смущает, что Захаров снял этот фильм только в 1977 году? А Гайдай на шесть лет раньше? Я ответствовал этому критику так:

«Никоим образом не смущает. Это всего лишь обозначает то, что читать внимательно Вы в принципе не умеете. Разве я писал, что фильм Марка Захарова был снят раньше, чем фильм Леонида Гайдая? Где Вы это вычитали? Я написал, что первым фильмом, экранизацией романа "12 стульев" увиденным мною в детстве был фильм с Андреем Мироновым.

Вы разницу ощущаете или совсем невменяемый? Или я был ОБЯЗАН увидеть первым именно фильм Гайдая? К Вашему сведению минисериал Захарова был снят в 1976 году. Когда этот фильм впервые стали показывать по телевидению мне было восемь лет.

А когда в кинотеатрах СССР в первый раз показывали фильм Гайдая мне было ТРИ годика. Так чью экранизацию я должен был увидеть первой? Или с логикой у нынешних жителей РФ совсем плохо? Неужели все поголовно стали жертвами ЕГЭ? Видимо просмотр бесконечной рекламы и отупляющих современных сериалов делает своё чёрное дело, если понять очевидное стало так трудно.»

После этого диалога критик в дальнейшие дискуссии вступать не стал, хотя другие читатели статьи неоднократно писали в ответ на мой комментарий, что вообще то Бендер был именно таким, каким его исполнил Андрей Миронов: циничным, потрепанным жизнью, но артистичным и обаятельным. Что никаким весельчаком он не был и быть не мог и так далее.

А я задавал вопросы поклонникам Миронова – А Вы лично с товарищем Бендером встречались? Может быть жили рядом и много общались? Или может быть дружили? То, как Вы воспринимаете образ великого комбинатора - это лично Ваше мнение о герое книги, другие читатели могут видеть совершенно другой образ.

А в статье в которой развернулись бурные дискуссии и где я оставил множество комментариев речь шла о том, чья передача образа Бендера оказалась более удачной.

Режиссер Леонид Гайдай был человеком сомневающимся. Порой он лишь в процессе долгого поиска нащупывал то, что интуитивно себе представлял. Он не знал, каким будет задуманный им Бендер и искал претендентов на эту роль по всей стране. На роль Остапа-Сулеймана-Берта-Марии Бендер-Бея Гайдай перепробовал более 20 артистов.

Перечень претендентов, как доска почета: Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Александр Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко… Часть из этих прекрасных актеров не смогла принять участие в съемках, а кому-то Гайдай просто отказал.

-10

Как например отказал ранее снявшемуся с блеском в его Бриллиантовой руке Андрею Миронову, сочтя этого кандидата неприемлемым, так как раньше он к несчастью для самого себя уж слишком примелькался зрителям в роли обаятельного пройдохи, сыграв роль контрабандиста и жулика Геши Козодоева. По иронии судьбы с Андреем Александровичем сыграл злую шутку бешеный успех фильма "Бриллиантовая рука".

Леонид Иович был практически уверен, что в глазах кинозрителей обаятельный негодяй Геша Козодоев, сыгранный Мироновым чуть раньше будет схож с будущим Остапом. Присутствовал риск, что Андрей попросту исполнит в "12 стульях" того же самого Козодоева, только с усиками и шарфом.

Именно по этой причине кандидатура Миронова была отвергнута, хотя позже он Бендера все-таки сыграл. Зато ни разу больше Андрею Александровичу не довелось сниматься у великого советского комедийного постановщика.

Гайдай собирался утвердить Михаила Козакова, но вскоре позвонил и извинился перед ним — мол, решил взять Белявского. В первый день съемок с Александром Белявским не разбилась тарелка «на счастье». «Не пойдет! Фарта не будет!» — покачал головой суеверный Гайдай. Так и вышло: Белявский на фоне Сергея Филиппова в образе Кисы Воробьянинова смотрелся неавторитетно.

Режиссер остановил съемки и вызвал Владимира Высоцкого. Но снова фаянсовая тарелка не разбилась. А утверждённый всё таки Владимир Высоцкий, только начав сниматься почти сразу ушел в запой, успев сняться в одном из эпизодов фильма.

-11

Гайдай был уже в отчаянии, вроде всех известных актёров перепробовал, а кандидата на главную роль всё нет. И тут запивший Высоцкий или кто то по его просьбе рассказал режиссеру, что в провинции уже несколько лет малоизвестный актер Арчил Гомиашвили успешно играет Бендера в спектакле «Золотой теленок».

Только вот далеко не все знают, что его "Золотой теленок" был моноспектаклем. К тому же еще и мюзиклом. Арчил Михайлович играл и Бендера и Паниковского и Корейко, гастролируя с этим представлением по многим городам СССР.

Более подробно об этом можно прочитать в статье "Почему Высоцкий так и не сыграл Остапа Бендера? И сколько за эту роль получил его друг?"

Но почему Гайдай все-таки утвердил малоизвестного Гомиашвили, особенно на фоне всех остальных знаменитостей? Об этом не написано даже в вышеупомянутой статье. Эту интереснейшую историю рассказала исполнительница роли Эллочки Наталья Воробьева.

По словам Натальи, ей позвонила ассистент режиссера и предложила до кинопробы отрепетировать танго с приглашённым и приехавшим заранее Гомиашвили. Они предварительно созвонились, а потом встретились в гостинице "Россия", взяв кассетный магнитофон с записью музыки танго и тщательно разучили танец, который предполагался для исполнения на пробах.

А потом и поужинали вместе. На следующий день Гомиашвили и Воробьева при Гайдае сделали вид, что первый раз видят друг друга. Понятно что пробы прошли блестяще и Арчил Михайлович был утвержден.

С этим актёром и тарелка разбилась и съемки покатились как по маслу. Так артист из глубинки СССР моментально обошел на повороте два десятка известнейших актеров и сыграл самую главную роль в своей жизни.

А Марк Захаров воспользовался «наработками» коллеги и взял без раздумий на главные роли отвергнутых Гайдаем Андрея Миронова и Анатолия Папанова, так как с момента выпуска фильма "Бриллиантовая рука", где играла эта актёрская пара прошло уже восемь лет.

Время показало, что и он не прогадал. Но вот о том, какая пара актеров является более яркой, спорят до сих пор. Я своё мнение высказал. Лишь в зрелом возрасте, сравнив образы Бендера в интерпретации двух актёров и режиссёров я безоговорочно отдал предпочтение версии Гайдая и его Бендеру, блестяще исполненному Арчилом Гомиашвили.

Думаю, что в споре о том, какая пара актёров сыграла лучше истина никогда не родится, потому что фанаты Андрея Миронова вопреки всем разумным доводам всё равно крепко стоят на своих позициях, яростно отстаивая своё мнение о том, что Бендер – Миронов просто неподражаем.

Спорить с такими как они бессмысленно точно так же как спорить с насатроллями, да и всеми остальными защитниками мира чистогана и наживы. Навязывая своё мнение они ведь вовсе не со мною спорят, они по сути зачем то стараются доказать, что умнее великого комедийного режиссёра Леонида Гайдая, лучше его соображают, какой типаж лучше подходит на роль Бендера ну и так далее.

Конечно очень странно, что среди знаменитых советских режиссёров прошлого столетия я не встречал гениальных режиссёров под никами тех, с кем мне тогда довелось поспорить, кто же в двух совершенно разных по стилю фильмах сыграл лучше.

Помню, что в переписке я, отчаявшись переубедить даже спрашивал моих оппонентов – «может это ваше конспиративное имя, а на самом деле вы всемирно известный кинодеятель? Я бы с удовольствием прочитал приведённый в комментарии список ваших фильмов, ставших лидерами проката в СССР, РФ и других странах.»

Иногда это помогало и некоторые критики больше мне не писали. Ведь и мне поначалу нравилась больше именно версия Марка Захарова, очаровавшая меня в детстве. Это трансформация моего мнения о двух киноинтерпретациях может послужить хорошим примером того, как кардинально могут со временем меняться взгляды!

А вообще полемика на странице комментариев к той статье, чей Бендер вышел лучше, рассказавшей об образах двух Остапов, кто из артистов лучше вписался в роль великого комбинатора и чей Киса вышел убедительней была очень яростной, от того я и решил сохранить её на память.

Ну а теперь вернусь к музыке, придавшей фильмам и Леонида Гайдая и Марка Захарова совершенно неповторимую ауру более подробно. К величайшему сожалению почти все советские композиторы из плеяды гениев уже ушли из жизни. А ведь это ещё один удар по России и неповторимому, уникальному на нашей планете русскому миру.

Я очень хорошо разбираюсь в музыке и как профессионал в этой области могу сказать вполне обоснованно - кроме произведений всё тех же бывших советских композиторов ничего ценного среди сочинённого после уничтожения СССР создано не было.

Если брать киномузыку - действительно гениальную музыку к фильмам написали всё те же представители советской композиторской школы Игорь Корнелюк и Эдуард Артемьев.

После фильма «Сибирский цирюльник» с потрясающе прекрасной музыкой Эдуарда Артемьева и сериалов «Бандитский Петербург» и «Мастер и Маргарита» с фантастическим, удивительным и воистину гениальным музыкальным звукорядом Игоря Корнелюка за последние 18 лет вдохновенной музыки к фильмам и сериалам я вообще не слышал.

На ум приходит разве что довольно симпатичная, хорошо запоминающаяся песенка «Ах как это всё романтично, очень сказочно, необычно» Михаила Чертищева из второго мультфильма серии «Иван Царевич и Серый волк».

На фоне гениальнейшей музыки и киномузыки, сочинённой в СССР на отрезке с шестидесятых по начало девяностых годов, в этой области полный провал, реальный крах. Впрочем точно такой, как и в области симфонической и оперной музыки. Да и среди попсы и рок музыки тоже.

Разве есть сейчас в современной России композиторы, пишущие такую же потрясающе прекрасную музыку, какую в СССР писали четыре Евгения - Крылатов, Дога, Птичкин, Геворгян, три Сергея - Прокофьев, Слонимский и Никитин, два Игоря - Корнелюк и Кантюков, два Александра - Александров и Зацепин, два Владимира - Дашкевич и Шаинский, Исаак и Максим Дунаевские?

Также приходят на ум такие гении, как Дмитрий Шостакович, Никита Богословский, Андрей Петров, Геннадий Гладков, Алексей Рыбников, Исаак Шварц, Микаэл Таривердиев, Альфред Шнитке, Рейнгольд Глиэр, Николай Корндорф, Шандор Каллош, Вениамин Баснер, Софья Губайдулина, Надежда Симонян, Эдисон Денисов, Марк Фрадкин, уже упомянутый выше Эдуард Артемьев, а также множество других, чуть менее талантливых...

А какую заводную музыку в СССР сочиняли даже не композиторы, на память приходит обычный инженер Борис Потёмкин, сочинявший музыку для певицы Эдиты Пьехи не зная нот, точно также, как и гениальные битлы из Ливерпуля Джон Леннон и Пол Маккартни.

После окончания института при жизни в Советском Союзе он работал инженером в Ленпроекте и Ленжилпроекте, писал стихи и участвовал в художественной самодеятельности и институтских капустниках.

В 1965 году им была написана песня «Наш сосед», первым исполнителем которой стал Михаил Бутман. А в 1967 году Борис Потёмкин передал эту и ещё одну песню Александру Броневицкому и её вскоре начала исполнять Эдита Пьеха Через некоторое время песня «Наш сосед» в её исполнении была выпущена миньоном на фирме грамзаписи «Мелодия» в 1967 году.

А вспомните, какую удивительно талантливую музыку к детским мультикам писали советские композиторы… К примеру насколько талантливо была написана музыка к мультфильму "Приключения капитана Врунгеля" композитором Георгием Ф+иртичем, одни Гавайские частушки чего стоят...

Этот номер воистину фееричен, хотя в мультике буквально все песни захватывают и запоминаются на всю жизнь... Музыкальная заставка, песенка в бане на необитаемом острове, песни гангстеров... Блестящее музыкальное воплощение образов всех персонажей мультфильма.

А как насчёт потрясающей музыки ансамблей Самоцветы или Песняры? Музыку для Самоцветов сочиняли в основном композиторы Давид Тухманов и Вячеслав Добрынин., а для Песняров - гениальная Александра Пахмутова, Оскар Фельцман и Борис Мокроусов.

Я абсолютно точно знаю, что современные композиторы и поэты ни за какие многомиллионные гонорары не напишут таких щемящих и берущих за душу песен, как например «Крылатые качели» из «Приключений Электроника» Евгения Крылатова или "Куда уходит детство" Александра Зацепина.

Такие добрые, нежные, потрясающе красивые, просто божественные мелодии, сразу и на всю жизнь запоминающиеся, какими являются к примеру Песня фонарщиков из Приключений Буратино и Песня звездочёта из фильма Про красную шапочку, сочинённые Алексеем Рыбниковым современные композиторы выжать из себя просто не способны. И никакие многотысячные долларовые гонорары им не помогут.

А вспомните совершенно волшебную песню «Лесной олень», сочинённую тем же Крылатовым на стихи поэта Юрия Энтина. "Осенью в дождливый серый день, проскакал по городу олень..."Для родившихся и живших в СССР очень знакомые строчки. Песня «Лесной олень» была написана полвека назад в 1971 году для детского фильма «Ох, уж эта Настя!»

Очень многие из живущих сейчас в России даже не помнят, да и вообще ничего не знают об этом фильме и чудесной песне, звучащей в его финале. Кто-то, обработанный с детства телепропагандой, навязывающей западные ценности считает и фильм и песню устаревшими.

Может это и так для всех переформатированных пропагандой хозяев денег, сумевших через воздействие СМИ расчеловечить сотни миллионов жителей Земли, но вот уж точно не устарело в старом советском фильме только одно: рассказ о том, что детство – это всегда яркий, необыкновенный мир фантазии и сказки.

Правда, как я писал уже неоднократно у ростовщиков, правящих ныне миром нет души, это существа с нечеловеческой моралью и психологией. В сущности их сходство с обычными людьми чисто внешнее, внутри это реальные монстры.

Так как фильм «Ох уж эта Настя» был о девочке-фантазёрке, то и текст песни был соответствующим. Лесной олень, бегущий по городским улицам, стал воплощением чудесной сказки, врывающейся в обычную жизнь.

Работая над фильмом «Ох, уж эта Настя», Юрий Энтин ломал голову над стихами: нужно было рассказать о воображаемой пантере, с которой девочка будто бы гуляла по городу. Нужные слова всё не находились и поэт решил немного отвлечься. Он взял в руки газету и стал читать. Новость из города Иркутска была такая:

Накануне днём, в самом центре большого города из леса прискакал олень. На огромной скорости он пробил стеклянную витрину магазина, где продавались дорогие шубы и меховые шапки. Одну шапку олень подцепил на рога, и также стремительно, как появился, умчался обратно в лес.

Прочитав заметку, Юрий Энтин моментально придумал текст. Это и были знаменитые стихи «Лесной олень». Композитору Евгению Крылатову творческая находка поэта понравились и он написал на эти стихи такую же волшебную музыку, после чего песню показали режиссёру фильма Юрию Победоносцеву.

Сначала режиссёр ничего не понял. Ведь никакой песни про оленя в фильме по сценарию не предполагалось. И тогда композитор, понимавший, что сочинил очень хорошую музыку убедил режиссёра в том, что красивая песня обязательно должна прозвучать в готовящемся к выходу на экраны страны фильме.

Поддержала авторов и певица Аида Ведищева, которой предложили исполнить «Лесного оленя». После ознакомления с текстом и музыкой она сразу сказала: «Это будет известнейший шлягер!»

И действительно чутьё не обмануло ни композитора ни певицу - впервые прозвучав в фильме, песня стала знаменитой. В 1973 году на телевизионном фестивале «Песня года» песня прозвучала в исполнении Большого детского хора. И до сих пор песня «Лесной олень» - одна из самых исполняемых. Ведь главная строчка в ней такая: «Если веришь - сказка оживёт».

Для чего я рассказал много из того, что не относится напрямую к теме рецензии на фильм и минисериал «12 стульев»? Да только для того, что бы показать читателям, насколько жизнь людей в стране, ещё не поражённой как раковой опухолью принесённых к нам с запада ценностями торгашества и ростовщичества была принципиально иной, совсем не такой, какой она стала после убийства СССР.

Как впоследствии объясняли Крылатов и Энтин, после разрушения СССР было время, когда показалось, что их творчество перестало быть нужным. Обрушилось всё, что создавалось десятилетиями. Так оно и было, ведь у миллионов людей предателями среди руководства КПСС и КГБ, решивших быстро и без всяких хлопот обогатится на присвоении себе в собственность всего, созданного трудом многих поколений советских людей, работавших и до сих пор работающих на западных аферистов по сути была украдена Родина.

Конечно для композитора и поэта «чёрная полоса» постепенно прошла. После отчаянных голодных и бандитских девяностых годов жизнь постепенно вошла в колею и чисто внешне вроде как будто бы наладилась. «Лесной олень» снова оказался нужен и когда композитору и поэту в который раз звонили всё новые и новые исполнители, чтобы показать своё видение песни, это доставляло только радость, говорили авторы.

Поэт Юрий Энтин к счастью ещё жив и здоров, только находится в весьма преклонном возрасте, а вот его коллега по сочинению гениальной песни три года назад скончался.

Но не всё так безоблачно и хорошо. Ведь сейчас стало совершенно очевидно, что ни в одной стране мира кроме СССР не было такого мощнейшего соцветия гениев! По отдельности в разных капиталистических странах появлялись гениальные композиторы - во Франции, Британии, США , Италии и некоторых других капиталистических странах как правило в каждой по отдельности жил один, может быть два -три гения и всё.

А в СССР их было действительно много. Всех! Не только композиторов, но и поэтов, художников, скульпторов, режиссёров, писателей, пианистов, певцов и прочего творческого люда.

Надо призадуматься, можно ли ждать появления в оккупированной транснациональным капиталом под властью предателей национальных интересов России столько же гениев в этой области, сколько их было в СССР? На мой взгляд ждать появления новых гениев в самых разных областях при текущем миропорядке, в котором власть над странами и народами принадлежит ненасытным в своей жажде наживы банкирам не стоит.

Хотя в позапрошлом и начале прошлого века в царской России музыкальных гениев тоже было немало, достаточно вспомнить гениальных композиторов Глинку, Бородина, Римского – Корсакова, Мусоргского, Чайковского, более поздних Скрябина, Стравинского, да и родившихся и выросших при царизме Шостаковича и Прокофьева. Почему же сейчас гениев такого огромного, всемирного масштаба в современной России не слышно?

Видимо потому, что в отличии от царской России под властью династии Романовых, хотя бы собиравших и выстраивавших русский мир нынешняя Российская Федерация является полностью оккупированной территорией с марионеточным правительством прозападных политиков - коллаборационистов, насаждающих в подконтрольной им стране западные ценности и убивающий русский мир англосаксонский менталитет.

Большинство жителей России живут сейчас будто под дурманом, как если бы они наширялись наркотиками и постоянно находятся под кайфом, раз десятки миллионов в упор не видят и не понимают происходящего. Именно по причине оккупации России за последние тридцать лет не было снято практически ни одного действительно стоящего фильма, народного и всеми любимого.

Кинотворения, за которые не стыдно можно пересчитать на пальцах одной руки! Комедий уровня Рязанова, Захарова и Гайдая попросту нет. Уверен, что и в будущем при сохранении текущего миропорядка их не будет.

Уровень кинематографии СССР стал ныне абсолютно недосягаемым для современных бездарных лицедеев и режиссёров, только и знающих осваивание бюджета, распил и поднятие бабла, так необходимого в безумном мире, в котором какие то ничего не значащие бумажки и циферки на личных счетах в банке стали основополагающей ценностью, полностью вытеснив собой совесть, честь, чувство долга, желание творить и создавать нетленные шедевры, которые навсегда останутся в памяти благодарного народа.

Неудивительно, что при просмотре по телевидению современных фильмов очень у многих зрителей, особенно живших и родившихся в СССР возникает устойчивый рвотный рефлекс, особенно в сочетании бездарных киноподелок с кошмарной и безостановочной рекламой всяческой белиберды.

Так и хочется кричать на весь свет - люди, опомнитесь, посмотрите во что превратили мир и киноискусство безмерно алчные ростовщики, что правят ныне всеми странами и народами... Надо что то делать и срочно. Организм заражённый паразитами надо лечить, иначе он погибнет. Это касается не только разных живых существ, но и всего человечества.