Найти в Дзене

Ожерелье джазовых жемчужин

Оглавление

23 ноября в 19:00 ижевские джазмены запустят мотор IzhJazzFest'22 и поклонятся памяти пианиста и композитора Энтони Армандо Кориа по прозвищу «Чик»

Как и на прошлом – февральском ижевском джазовом фестивале –забойщиком в новой большой эстафете предстоящего IzhJazzFest’22 на сцене Удмуртской филармонии станет концертный оркестр «Арсенал-Бэнд» под художественным руководством Бориса Беккера. Худрук и главный дирижер этого ижевского бэнда устроил презентацию программы Tribute to Chick Korea – «Приношение Чику Кориа».

Взятое слово и реальное джазовое дело

В стартовом превью к циклу текстов, анонсирующих афишные концерты IzhJazzFest’22, стоит напомнить, что Удмуртская филармония остается верной взятым на себя обещаниям.

Суть в том, что несколько лет назад, именно эта концертно-просветительская организация возродила одну из самых ярких традиций в культурной жизни столицы Удмуртии. Ижевский джазовый фестиваль был традиционным, ожидаемым и резонансным событием на границе двух веков и в «нулевые» годы, но затем потерял интерес со стороны его устроителей, вошел в пике, упал, разбился и постепенно начал забываться…

Но дирекция и художественное руководство Удмуртской филармонии нашли в себе силы и желание стать правопреемником в организации и проведении джазового ивента, сняли его с долгой паузы и, что называется, «вдохнули вторую жизнь».

Фестиваль уже был запущен в серию, вернулся в календарь знаковых культурных событий Ижевска, как весной 2020 года известная пандемия в очередной раз спутала карты организаторам и «перевесила вывески».

– Но мы обещаем выровнять ситуацию с фестивальным «летоисчислением» и в феврале 2022 года проведем IzhJazzFest’21, а уже в ноябре 2022 года попробуем запустить мотор IzhJazzFest’22! – директор Удмуртской филармонии Алексей Фомин сказал слово и, как видим это сейчас, реальным джазовым делом сдержал его.

От сих до сих, от cheek до Chick

– Задумывая программу с музыкальным приношением Чику Кориа, в первую очередь я держал в уме то, что этот пианист и композитор написал множество оркестровой музыки, – лидер ижевских «оружейников» джаза, как иногда называют «Арсенал-Бэнд», приступил к презентации. – Поэтому как руководителю концертного оркестра мне было интересно вынести на сцену несколько произведений Чика Кориа для совсем не камерных составов.

При этом здесь крайне важно отметить, что почти все композиции, прошедшие отбор в трибьют, Борис Беккер инструментовал сам. Кроме Armando’s Rhumba и Cristal Silence, в которых аранжировки для биг-бэнда были интересно и свежо написаны «фирменным» музыкантом Майком Томаро, игравшими в ансамбле Чика Кориа. Джазового художника с итальянскими корнями, чье прозвище в английский транскрипции намекало на два смысловых варианта.

От cheek – щека (родная тетушка в детстве Чика ласково называла его щекастым - cheeky) до Chick – цыпленок, или «Цыпа».

Зажигательный контрастный дивертисмент

-2

– А еще я должен сказать, что помимо оркестровой музыки у Чика Кориа я издавна полюбил его камерные вещи – Return to Forever (не просто играющий, а говорящий о многом титул – «Возвращение в навсегда», либо «Возвращение к вечности» – здесь и далее прим. авт.), Samba song, потрясающую фортепианную миниатюру Cristal Silence («Кристальная тишина» или в другой редакции перевода «Хрустальная тишина»), тоже «расписал их на наш оркестр и включил их в плейлист выступления 23 ноября, – Борис Владимирович продолжил свой джазовый презентер и с неизменной ироничной улыбкой коснулся ряда нюансировок. – Для того, чтобы наша программа с очевидной доминантой зажигательных латиноамериканских ритмов в стиле «сплошной самбы-мамбы, румбы-мумбы» получилась воздушной, многослойной, эмоционально контрастной и дивертисментной, в аранжировках одних композиций я акцентировался на деревянных духовых инструментах, а в других наоборот больше «подсвечивал» медные духовые. Особые краски и оттенки программе добавят джаз-роковые и балладные композиции Чика Кориа – среди них Windows, Jazz-walts, 500 Miles High, Space Circus и Central Park.

В итоге в программном ожерелье Tribute to Chick Korea оказались около десятка джазовых жемчужин.

– По количеству не столь много, потому что каждая из композиций достаточно «увесистая» по времени, по объему, фактурным материалам, – дал объяснение Борис Беккер. К тому же они очень трудны с исполнительской точки зрения, многочастные по форме, с бриджами, кодами, развитием темы и представляют собой широкую красочную палитру по темпам, тембрам и характерам. Причем у нас есть несколько базовых пьес, которые подтвердят созвучность «Арсенал-Бэнда» с оркестровым творчеством Чика Кориа и на которых будет выстраиваться остальная программа. Имею в виду Dear Alice (из 11-го альбома пианиста и композитора «Безумный шляпник» – Mad Hatter на сюжет из «Алисы в стране чудес», где вокальную партию исполнила вторая жена «Цыпы» Джил Моран), Samba Song, The Musician, Spain etc.

Отец отвечает за сына

В нескольких композициях предстоящего концерта-оммажа Чику Кориа будет солировать известный московский джазовый пианист и сын Бориса Беккера – Алексей Беккер. Поэтому в драматургии программного представления отцу пришлось отвечать за сына. В самом прямом смысле слова.

– Понятно, что Лёша рос на моих глазах не только как сын, но и как музыкант. Поэтому я прекрасно видел то, какую музыку он «снимает» и что играет. А Алёшка как раз много «снимал» и потом много играл именно музыки Чика. Скажу больше, в какой-то момент он даже страдал из-за того, что влияние Кориа было очень заметно на манере его игры. Он становился заложником стиля и композиторского мышления Чика. Довольно долго не отпускала его и великая магия пианизма Кориа, – оглядываясь в минувшее, Борис Владимирович по-доброму усмехнулся в адрес Алексея Борисовича.

Кстати сказать, позднее в пианистической эволюции Алексею Беккеру удалось освободиться от молодежной зависимости от кумиров, стать самим собой, «променяв» виртуозные технические трюки за роялем на высокоинтеллектуальный пианизм.

– Конечно, Лёша умеет делать все эти техничные «удивлялки». Однако сейчас он отошел от виртуозности к красоте, мелодике и немногословности в музыкальных высказываниях, чтобы, как говорится, не истрепать в себе живые чувства, – Борис Беккер подтвердил наступление эволюционной зрелости в пианизме Алексея Беккера. – Так вот в предстоящем концерте Лёша поиграет несколько сольных «партий» в музыкальном наследии Кориа, и возможно, исполнит собственную авторскую музыку, навеянную творчеством Чика. Причем поиграет не только на электронных клавишах, но и за благородным акустическим роялем, что тоже поможет раскрасить звуковую и драматургическую картину первого вечера IzhJazzFest’22.

Итожа взятую тему, надо вывести, что оба Беккера в музыке не едут на «своем коньке», как это часто практикуют и потом тиражируют очень многие «деятели искусств», однажды усевшись на него.

Оба Беккера (хотя не забываем, что есть еще и третий Беккер – вокалист Стас) ищут внутри себя, за контуром своего «эго» и находят «новые формы» (если говорить по Чехову), или «новые берега» (если брать по Мусоргскому) в аранжировках, композиции, мелодике, гармонии и других музыкальных компонентах.

– Потому что у этой новизны путь к сердцам, душам и умам подготовленной думающей публики сейчас стал гораздо короче, нежели у пулеметных очередей головокружительных пассажей за инструментом, напоминающих недорогие цирковые трюки, – заключил Борис Владимирович, не забыв пригласить поклонников джазовой музыки 23 ноября к 19.00 в концертный зал Удмуртской филармонии.

Текст: Александр Поскребышев