Найти тему
AR.MOSCOW

Краткая история русской книги

Друзья, сегодня наша традиционная рубрика #сколькостоит внезапно "вышла из берегов", очень уж нам захотелось показать вам интереснейшие древние рукописи. Но по установленному порядку, в конце статьи расскажем и о ценах на книги.

Старейшие памятники древнерусской книжности известны с Х–ХI веков. Конечно же, первые русские книги были рукописными.

Самой ранней точно датированной книгой является написанное на пергаменте кириллицей Остромирово Евангелие, созданное в период с октября 1056 по май 1057 г. Именно на основе этого Евангелия Нестор Печерский написал Повесть временных лет.

Остромирово Евангелие (1056-1057 гг.). Рукопись хранится (с 1806 года) в Российской национальной библиотеке.
Остромирово Евангелие (1056-1057 гг.). Рукопись хранится (с 1806 года) в Российской национальной библиотеке.

Второй по времени точно датированной древнерусской книгой является Изборник Святослава (1073 г.), она тоже написана на пергамене кириллицей и украшена мелкой орнаментальной вязью. Это одна из самых больших по величине древнерусских книг и высокохудожественный памятник книжного искусства.

Изборник Святослава 1073 года
Изборник Святослава 1073 года

В XIV веке (1339-1340 гг.) в Москве по заказу Ивана Калиты монахами Терентием и Прокопием создается рукописное Сийское Евангелие. Миниатюры пишутся мастером Иоанном, который уже очень хорошо прописывает разные, отличающиеся друг от друга лица персонажей, а фигуры пока писать не умеет.

Сийское Евангелие, 1340 год, миниатюра «Отослание апостолов на проповедь»
Сийское Евангелие, 1340 год, миниатюра «Отослание апостолов на проповедь»

Во второй половине XIV века в Новгороде создается уникальный Сильвесторовский сборник, включающий в себя цикл миниатюр к сказанию о Борисе и Глебе, миниатюры выполнены в традиционных для Новгорода ярких зеленых и красных цветах.

Страница из Сильвестровского сборника XIV в.
Страница из Сильвестровского сборника XIV в.

Самой красивой и знаменитой книгой того времени является рукописное Хитрово Евангелие 1390 года. Происхождение этой рукописи относят к московской школе Феофана Грека, а ряд миниатюр приписывают Андрею Рублеву. Свое название книга получила от владельца - боярина Богдана Хитрово́, который получил рукопись в дар от царя Федора Алексеевича.

Еще одной, заслуживающей внимания рукописью, является Евангелие боярина Федора Кошки (прародителя Романовых), оно также вышло из мастерской Феофана Грека. В Евангелие Кошки нет миниатюр, но оно украшено заставками и объемными заглавными буквами, которые просто поражают разнообразием образов (рыбы, драконы) и яркостью красок.

В XIV веке некоторые книги стали писать на бумаге, однако окончательный переход на нее произошел в XV веке. Размножением рукописных книг занимались книгописные мастерские при государственных (княжеских) канцеляриях, монастырях и церквах. Переписку книг и художественное их оформление делали церковнослужители, монахи и светские люди. В Москве, например, книгописные школы XIV столетия сложились при Чудове монастыре и Спасо–Андроникове монастыре. Книгописание, видимо, существовало в Данилове монастыре, Симонове, в кремлевском Спасском на Бору монастыре.

Во второй половине XV века появляется первая “светская” книга “Хронограф”, представляющий собой попытку систематизации сведений о мировой истории, в основу которого были взяты византийские, болгарские, а позже польские хроники.

Возникновение книгопечатания в Московском государстве совпало с эпохой Ивана Грозного, который таким образом пытался уничтожить ереси в толковании Священных текстов. 1 марта 1564 г. повелением Ивана Васильевича IV и благословением митрополита всея Руси Макария вышла первая русская точно датированная книга "Апостол", а Иван Федоров и Петр Мстиславцев вошли в историю как русские первопечатники (печатали, кстати, черным и красным цветом). Для сравнения, первая печатная книга в Европе вышла в 1497 г.

Разворот первой русской печатной книги "Апостол"
Разворот первой русской печатной книги "Апостол"

Всего в XVI веке на территории Московского государства было выпущено 19 изданий, средний тираж которых составлял 1000–1200 экземпляров. Главный итог работы мастеров XVI столетия заключается в организации крупной типографии европейского типа на государственной основе Московского Печатного двора, которым до 1602 г, руководил мастер Андроник Невежа.

В XVII веке, в период петровских реформ началась техническая реконструкция Московского Печатного двора, был введен новый шрифт, получивший название "гражданский". Тогда в России сложилась централизованная система книгоиздания.

Со второй половины XVII века начался активный процесс перехода от религиозного содержания к более светскому. В Москве у ту пору даже существовал отдельный книжный ряд. Доимочная книга Земского приказа, ведавшего столицей, за 1700 г. сообщает: «Ряд новой Сурожской, что преж сего бывал книжной ряд. Идучи с Ильинского крестца в ряд, на левой стороне».

Никольский тупик. Книжные лавки в проходе к Проломным воротам, 1914 год
Никольский тупик. Книжные лавки в проходе к Проломным воротам, 1914 год

Стремительное расширение читающей аудитории произошло во второй половине XIX веке, во многом благодаря снижению стоимости на печатную продукцию и созданием земских школ.

А сколько же стоили книги?

На одной из книг конца XVI века сделана запись в 1594 г.: дано 3 рубли, в те же годы за мерина платили 4 рубля.

В самом конце XVIII века качественная книга стоила тоже от 3 рублей, а зарплата школьного учителя грамоты составляла 60 руб в год.

Крупнейшим дореволюционным изданием был 10-томник Пушкина, при тираже 15 тыс. экз. стоил он 1,5 рубля - примерно 1400 рублей в переводе на современные деньги.

В целом же, как писал русский философ и публицист Николай Иванович Страхов, «дальше города и глубже интеллигенции книги не шли».

Завтра расскажем подробнее о здании Московского Печатного двора, подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм, чтобы не пропустить.

#armos #история #рукопись #книга #москва