Друзья, сегодня наша традиционная рубрика #сколькостоит внезапно "вышла из берегов", очень уж нам захотелось показать вам интереснейшие древние рукописи. Но по установленному порядку, в конце статьи расскажем и о ценах на книги.
Старейшие памятники древнерусской книжности известны с Х–ХI веков. Конечно же, первые русские книги были рукописными.
Самой ранней точно датированной книгой является написанное на пергаменте кириллицей Остромирово Евангелие, созданное в период с октября 1056 по май 1057 г. Именно на основе этого Евангелия Нестор Печерский написал Повесть временных лет.
Второй по времени точно датированной древнерусской книгой является Изборник Святослава (1073 г.), она тоже написана на пергамене кириллицей и украшена мелкой орнаментальной вязью. Это одна из самых больших по величине древнерусских книг и высокохудожественный памятник книжного искусства.
В XIV веке (1339-1340 гг.) в Москве по заказу Ивана Калиты монахами Терентием и Прокопием создается рукописное Сийское Евангелие. Миниатюры пишутся мастером Иоанном, который уже очень хорошо прописывает разные, отличающиеся друг от друга лица персонажей, а фигуры пока писать не умеет.
Во второй половине XIV века в Новгороде создается уникальный Сильвесторовский сборник, включающий в себя цикл миниатюр к сказанию о Борисе и Глебе, миниатюры выполнены в традиционных для Новгорода ярких зеленых и красных цветах.
Самой красивой и знаменитой книгой того времени является рукописное Хитрово Евангелие 1390 года. Происхождение этой рукописи относят к московской школе Феофана Грека, а ряд миниатюр приписывают Андрею Рублеву. Свое название книга получила от владельца - боярина Богдана Хитрово́, который получил рукопись в дар от царя Федора Алексеевича.
Еще одной, заслуживающей внимания рукописью, является Евангелие боярина Федора Кошки (прародителя Романовых), оно также вышло из мастерской Феофана Грека. В Евангелие Кошки нет миниатюр, но оно украшено заставками и объемными заглавными буквами, которые просто поражают разнообразием образов (рыбы, драконы) и яркостью красок.
В XIV веке некоторые книги стали писать на бумаге, однако окончательный переход на нее произошел в XV веке. Размножением рукописных книг занимались книгописные мастерские при государственных (княжеских) канцеляриях, монастырях и церквах. Переписку книг и художественное их оформление делали церковнослужители, монахи и светские люди. В Москве, например, книгописные школы XIV столетия сложились при Чудове монастыре и Спасо–Андроникове монастыре. Книгописание, видимо, существовало в Данилове монастыре, Симонове, в кремлевском Спасском на Бору монастыре.
Во второй половине XV века появляется первая “светская” книга “Хронограф”, представляющий собой попытку систематизации сведений о мировой истории, в основу которого были взяты византийские, болгарские, а позже польские хроники.
Возникновение книгопечатания в Московском государстве совпало с эпохой Ивана Грозного, который таким образом пытался уничтожить ереси в толковании Священных текстов. 1 марта 1564 г. повелением Ивана Васильевича IV и благословением митрополита всея Руси Макария вышла первая русская точно датированная книга "Апостол", а Иван Федоров и Петр Мстиславцев вошли в историю как русские первопечатники (печатали, кстати, черным и красным цветом). Для сравнения, первая печатная книга в Европе вышла в 1497 г.
Всего в XVI веке на территории Московского государства было выпущено 19 изданий, средний тираж которых составлял 1000–1200 экземпляров. Главный итог работы мастеров XVI столетия заключается в организации крупной типографии европейского типа на государственной основе Московского Печатного двора, которым до 1602 г, руководил мастер Андроник Невежа.
В XVII веке, в период петровских реформ началась техническая реконструкция Московского Печатного двора, был введен новый шрифт, получивший название "гражданский". Тогда в России сложилась централизованная система книгоиздания.
Со второй половины XVII века начался активный процесс перехода от религиозного содержания к более светскому. В Москве у ту пору даже существовал отдельный книжный ряд. Доимочная книга Земского приказа, ведавшего столицей, за 1700 г. сообщает: «Ряд новой Сурожской, что преж сего бывал книжной ряд. Идучи с Ильинского крестца в ряд, на левой стороне».
Стремительное расширение читающей аудитории произошло во второй половине XIX веке, во многом благодаря снижению стоимости на печатную продукцию и созданием земских школ.
А сколько же стоили книги?
На одной из книг конца XVI века сделана запись в 1594 г.: дано 3 рубли, в те же годы за мерина платили 4 рубля.
В самом конце XVIII века качественная книга стоила тоже от 3 рублей, а зарплата школьного учителя грамоты составляла 60 руб в год.
Крупнейшим дореволюционным изданием был 10-томник Пушкина, при тираже 15 тыс. экз. стоил он 1,5 рубля - примерно 1400 рублей в переводе на современные деньги.
В целом же, как писал русский философ и публицист Николай Иванович Страхов, «дальше города и глубже интеллигенции книги не шли».
Завтра расскажем подробнее о здании Московского Печатного двора, подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм, чтобы не пропустить.
#armos #история #рукопись #книга #москва