145,7K подписчиков

По краю пропасти

345K прочитали
1944 год Галина недоумевающе смотрела на свою сестру.  -Что значит, ты в тяжести? Это что, шутка?  -Да какие шутки, Галка, брюхатая я! О горе, мне, горе. Ну что же делать-то, скажи?

1944 год

Галина недоумевающе смотрела на свою сестру.

-Что значит, ты в тяжести? Это что, шутка?

-Да какие шутки, Галка, брюхатая я! О горе, мне, горе. Ну что же делать-то, скажи? Я же не знала, что похоронка та ошибочна. А ну Колька вернется, он ведь со свету меня сживет, живого места на мне не оставит.

-А я говорила тебе, Надя, что доиграешься ты. Ты все время будто по краю пропасти ходишь! Ну ничего не поделаешь, объяснишь мужу все как есть. Ну не бросит же он тебя с тремя своими родными детьми? Ну поколотит чуток, что же сделать? Впредь, умнее будешь.

-Хорошо говорить тебе, Галя, тебе некого бояться.

-Как тебе не стыдно? - Галина разозлилась на старшую сестру. - Это мне-то хорошо? Да мы с Василием всего два месяца женаты были, а потом его забрали. Ты же помнишь как я два года после похоронки в себя приходила. Это ты хорошим называешь?

-Прости, я не это имела в виду...Вот если бы ты родила, так никто бы тебя за это за волосы не оттаскал был. А это мысль..

-Что?

-Галка, у тебя ведь нет детей, так забери этого. Бог весть сколько еще эта проклятая вoйнa продлится, успею, может, родить..А ежели Колька не придёт, так оставлю его у себя.

-Ты говоришь глупости, Надя. Как ты себе это представляешь? Ходила брюхатой ты, а родила я?

-Мы придумаем что-нибудь.

-Лучше бы ты думала до этого..

Едва Надя ушла, Галина покачала головой. Ну что за сестра у нее? Откуда в голове столько легкомыслия? С Колькой по юности по сеновалам прыгала, пока отец не поймал и не заставил Николая жениться на ней. В браке родилось у них трое детей за семь лет семейной жизни, один за другим ушли родители, а потом наступил 1941 год...

Галя, которая за два месяца до этих страшных событий вышла замуж за Василия, вместе с сестрой провожали своих мужей. Она помнила как Надька, обливаясь слезами, обещала верно ждать. Но не прошло и двух месяцев как сама Галя застукала ее с председателем. А год назад к ним стал ездить ветврач, вот с ним Надежда и кувыркалась, тогда же и похоронка на Николая пришла. Оплакивая своего мужа, Надежда все равно не теряла времени зря, устраивая свою личную жизнь. Как она говорила - надо хватать мужика пока не разобрали.

Но месяц назад пришло письмо от Николая. Ошибка вышла, в плен он попал, но удалось сбежать. Вот тут Надька и струхнула - а ну как он прознает про ее шалости? И решила порвать с этим ветврачом. И как на грех понесла от их последней встречи, а теперь не знает что делать с ребеночком.

Галина села за вязание , она всегда вязала когда нужно было успокоиться. Да и нужно было как-то скрашивать долгие одинокие вечера. Конечно, ребеночек бы ей не помешал, но ведь не дитё сестры же брать на воспитание? Как она потом будет жить с ней в одном селе? А Надька.. Какой бы шебутной она не была, но детей своих она любила и Галя не знала бы покоя. Все равно правда рано или поздно вышла бы наружу.

А наутро Надя прибежала и заявила:

-Галка, я все придумала. Я все придумала!

-Что?

-Поехали на лесопилку! Поработаем там годик, я рожу, а в село вернемся и скажем всем, что это твой ребенок.

-Ага, чтобы все село надо мной потешалось? В подоле, мол, принесла.

-Галя, никто не будет потешаться. В конце концов все все прекрасно понимают - молодая вдова без детей, счастья никакого нет и ребеночек как раз то, что нужно для успокоения. Да сейчас в такое время никто не будет тебя осуждать, когда мужиков раз два и обчелся, один на десяток баб.

-Ну хорошо, допустим, но как мы уедем? У тебя дети, в конце концов.

- По поводу детей не переживай, я их со свекрами оставлю, а что касаемо нашего отъезда.. Ну приголублю еще разок председателя, не убудет с меня. Второй раз, чай, не забеременею, - рассмеялась Надежда.

Уже через две недели Надежда и Галина покидали в село, уезжая на заработки на лесопилку, что в двухстах километрах от их села находилась. Надежду туда в качестве повара послали, а Галину в портнихи - шить рубахи, да штопать одежду рабочим.

****

Несколько месяцев пролетело как один миг, они работали с ранней зорьки до самых сумерек, Галина помогала сестре, потому что у той живот рос как на дрожжах и вот настало время рожать. В конце марта на свет появилась здоровая розовощекая девочка Ульяна.

Когда Надежда ее кормила, Галя присела рядом.

-Ты уверена?

-У меня нет выбора. А вдруг Николай от меня уйдет и что буду делать я одна с четырьмя детьми? А Ульянка с тобой будет, я ее видеть смогу в любое время и тебе я доверяю как себе.. А когда придет пора возвращаться, я грудь-то перетяну, чтобы молоко не бежало.

- А чем я буду Ульяну кормить?

- Молоком коровьим или козьим. Я все тебе расскажу.

***

Через два месяца в село въезжали две женщины, Галина несла ребенка на руках и любопытные кумушки окружили ее.

- Галка, где ребятенка- то взяла? Неужто на лесопилке "заработала?"- Зина рассмеялась.

-Даже если и так, тебе какое дело, Зина? - Надя выступила вперед. - У моей сестры хоть ребенок есть, а вот у тебя ни мужа, ни детей, кому ты нужна такая? Вернутся мужики и молодух будут в жены брать, а тебя, престарелую сплетницу, будут стороной обходить.

-Надя, пойдем.- Галя потянула сестру за рукав.

Они шли к дому Галины и Надя успокаивала сестру:

-Ничего, ничего, поговорят и забудут. Ты баба одинокая, надоест им вскоре языками чесать. А вот коли я бы с ребенком на руках вернулась, вот тут бы разговоров было ! На век хватило бы!

Оставив Галину и Ульяну, она пошла в дом к свекрови чтобы забрать детей и вдруг посреди дороги она остановилась, вглядываясь в человека, идущего ей навстречу. А потом закричала от радости - это ее муж Николай.

-Коленька, ты вернулся!!

-Я еще вчера вернулся, ждал тебя, но мать сказала, что ты должна вот-вот явиться.

-Пойдем, я со свекрами поздороваюсь и быстро домой, надо собрать село, отпраздновать твое возвращение.

К вечеру некоторые сельские жители собрались у дороги возле дома Надежды и Николая, каждый что мог принес из дома, накрыли стол, играла гармонь и пели задушевные песни. Так встречали каждого вернувшегося домой солдата. А между делом обсуждались Галину, которая принесла в подоле ребенка. А Галя меж тем качала на руках свою двухмесячную племянницу и кормила ее козьим молоком, которое ей дала соседка Глафира. Ну что же.. Она сама согласилась и назад дороги нет..

***

Прошло три месяца, Галина уже научилась справляться с маленьким ребенком и порой ей казалось, что это ее родная дочь не только по документам, которые они сделали после лесопилки, но и взаправду... Надя навещала часто свою дочь, правда в последнее время все реже, то каждый день таскалась, то через день-два стала приходить..

- Надя, ты же понимаешь, что она меня матерью называть станет?

-Понимаю.. Я для нее стану тетей, но только ты и я будем знать правду. Галя, почему ты так печальна?

-Потому что все это фальшь, а мне хотелось бы иметь настоящую семью, понимаешь?

-А чего не понимать.. Слышала, Лешка вернулся? Зинка говорит, что он пришел вчера вечером, а потом его увидели возле твоего окна, стоял и смотрел.. Любит, небось, до сих пор.

-Ну и что? Да и зачем я ему? Вот увидишь, узнает про ребенка и не нужна я ему стану.

-Не скажи... Видела бы ты его глаза когда ты замуж выходила за Ваську. Ты Лешу всегда другом детства считала, а он тебя по-настоящему любил.

-Надя, ты пришла с Ульяной повидаться? Вот и держи ее, я пока делами займусь.

- А ты приглядись к Леше то, приглядись..

Алексей и сам не стал отсиживаться, сперва он пришёл к ней якобы про мужа узнать, спросить как ее жизнь. Потом помощь предложил по дому. И вскоре каждый день к ней ходил как на работу - то воды натаскает, то дрова примется колоть на зиму, то крышу залатает, то забор поправит.

Но ни разу не спросил он Галину про ребёнка, ни разу не влез к ней в душу и не осудил. Он просто был рядом.

И Галина стала смотреть на него уже не как на друга...

И вдруг однажды Алексей сделал ей предложение.

- Галя, я уезжаю на север, под Архангельск. Я же на механизатора учился, вот и буду там по специальности работать.

- Так это же здорово, Леша. На севере и оклады больше, и жилье дают, а то вы ютитесь в родительском доме двумя семьями, брат твой с невесткой снова пополнения ждут? - сказав это, Галина улыбнулась, но в душе была печаль. Он уедет и она вновь останется одна. А ведь только-только вроде любовь в ее сердце стала просыпаться...

- Вот и я думаю, что пора строить свою семейную жизнь. Галя, выходи за меня замуж. Дочку твою удочерю, воспитаю как свою, а потом и общие детки пойдут. Что тебе это село?

-Но тут моя сестра, я не могу от нее уехать...- Она не могла объяснит Леше почему не может отсюда уехать.

- У сестры своя жизнь, у тебя своя. И ребенку отец нужен.. В селе свободных мужиков практически не осталось, калек и тех вдовы пригрели. Выходи, Галчонок, за меня, не пожалеешь.

-Леша, а подумать я могу?

-Я не тороплю. У нас есть неделя, пока документы мои готовятся.

В тот же вечер, поймав старшего племянника на улице, Галя передала, чтобы его мать зашла к ней.

-Что-то стряслось? С Ульяной что-то?

-Нет, с дочкой все в порядке. Я о другом поговорить хотела...Об Алексее.

-Неужто замуж позвал?

-Позвал, - Галина немного подумала и продолжила. - И не только замуж, но и с собой зовет на север.

-И...что? Поедешь?...

-Надя, я ведь только сейчас поняла, в какой замес я попала, я будто между жерновами перемалываюсь. С одной стороны ты и Ульяна, а с другой стороны Леша и моя личная жизнь, на кону стоит мое семейное счастье.

-Но ты не можешь уехать и лишить меня дочери.

-Надя, а ты раньше думала об этом? Когда кувыркалась с ветврачом, когда беременела и отдавала мне своего ребенка? Ты думала о том, что я век подле твоей юбки сидеть буду и воспитывать твою дочь?

-Ты не можешь увезти Ульяну от меня!!

- Надя, я и так сделала для тебя больше, чем нужно, но свою жизнь рушить не собираюсь. Ты можешь сказать правду мужу.. Конечно, мне тоже будет тяжело отдавать тебе девочку, она мне ведь дочерью стала..

- Ни за что!! Он из-за своей контузии иногда такой злой делается, что за любую оплошность голос повышает. Представь, что будет, коли правду прознает? Галя, ну придумай что-нибудь, только останься здесь. Пусть Леша откажется от своей идеи уезжать!

- Надя, ты хочешь, чтобы мы все плясали под твою дудку? Ты согрешила, а нам теперь расхлебывать, прикрывая тебя? Хватит! Или имей смелость признаться мужу, или смирись с тем, что свою младшенькую ты будешь видеть намного реже, чем тебе хотелось бы.

- Галя, но ведь ты можешь уехать с Лешей и оставить ребенка, всем скажем, что пока не хочешь брать девочку с собой пока все не устроится, а потом придумаем что-нибудь.

- Надя, сперва ты выставила меня гулящей девкой, теперь хочешь сделать матерью- кукушкой? Не быть тому, уходи!!

-А ты подумай, - напоследок бросила сестра..

На следующий день Алексей пришёл к ней за ответом.

- Ты надумала?

- Леша, скажи, а ты тайны хранить умеешь?

-Я же не Зинка- сплетница... А в чем дело?

- Я хочу сказать тебе кое- что важное.. Наверное, после этого ты изменишь свое решение и передумаешь жениться на мне..

- Ты меня пугаешь..

- Леша, ты никогда не спрашивал у меня про дочь.. - начала она, но он ее перебил.

-Потому что мне нет дела до того, кто ее отец. Раз ты не с ним, значит так нужно..

- Но я и не мать ей..

- Как это? - он посмотрел на нее удивлённо.

- Вот так.. - и Галя рассказала каким образом Ульяна стала ее дочерью и кто ее настоящая мать.

- Во дела!- присвистнул он. - И что теперь? Ты не поедешь со мной?

- А ты все ещё хочешь, чтобы я поехала с тобой?

- Очень хочу. Мы заберём Ульяну с собой. Если твоя сестра правду не скажет. Мы не должны расплачиваться за ее ошибки..

***

Через пять дней Алексей и Галина поженились, а спустя ещё пару дней всем селом провожали их в новую жизнь. Надежда плакала, все думали, что по сестре, из-за разлуки, но на самом деле она рыдала из-за дочери...

Продолжение