Обзор немецких медиа
🗞t-online в статье «Загадка тёмного корабля» рассказывает как два судна прошли мимо места взрыва газопроводов в Балтийском море за несколько дней до происшествия. Без опознавательных сигналов. И теперь следователи взяли их след, только с результатами пока не густо. Уровень упоротости: умеренный 🟡
Автор: Йонас Мюллер-Тёве. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец»
За годы работы в море капитан Ульрих Клюбер искал много интересного под волнами. Он искал затонувшие корабли на морском дне и отслеживал радиоактивность, он исследовал глубины Северного моря. Когда его и его команду вызвали на борт «ATAIR», то потому, что требовались высококлассные специалисты. Обычно рейсы самого современного исследовательского судна Германии не представляют из себя секрета.
Иначе обстоит дело с их нынешним заданием в Балтийском море, требующим максимальной осторожности. Корабль федеральной полиции наблюдает за ним издалека. Федеральное морское и гидрографическое агентство (BSH), в состав флота которого входит специальное судно, говорит, что только Федеральный прокурор может предоставить информацию о том, что там делает «ATAIR». Но чиновники в Карлсруэ хранят молчание [в Карлсруэ находится Генеральная прокуратура Германии – прим. «Мекленбургского Петербуржца»]. Они не комментируют текущие расследования.
На самом деле, миссия «ATAIR» является политически чувствительной: По информации t-online, она помогает в расследовании диверсии на газопроводах Nord Stream. 26 сентября взрывы разорвали немецко-российские газовые трубы в датских и шведских водах. Затем огромное количество природного газа устремилось на поверхность воды, которая была объявлена опасной зоной на многие мили.
Затем Дания, Швеция и Германия начали собственные расследования. Они быстро решили, что это нападение. Прокуратура Стокгольма обнаружила на обломках остатки взрывчатки, что подтвердило версию. С тех пор расследования проводились с использованием новейших технологий. Специальное судно «ATAIR» концентрируется на морском дне. Тем временем, однако, есть и первые обнадёживающие признаки, полученные с помощью воздушных и спутниковых фотографий - но конкретного виновника до сих пор не названо.
Одним из главных подозреваемых с самого начала была российская секретная служба. Этот подход слишком хорошо вписывается в гибридную войну против Запада. На протяжении десятилетий Кремль при правителе Владимире Путине использовал экспорт газа для политического шантажа. Ещё до нападения на Грузию первыми взорвались трубопроводы и линии электропередач. Нападение на «Северный поток», как предполагается, может стать предупреждением о том, что чрезвычайно важные коммуникационные кабели на морском дне также уязвимы. В последнее время там также участились подозрительные инциденты [за*бись объяснение – прим. «МП»].
Бесспорно, что российский флот лучше оснащён для проведения тайных операций на морском дне, чем большинство других армий. Другими словами, у Кремля был бы мотив, технические возможности и быстрый доступ к местам преступлений через свои порты в Балтийском море [«мотив»? 🤔 – прим. «МП»]. Но цепочка косвенных улик не является доказательством [юридическая терминология: der Indizienbeweis – доказательство, основанное на косвенных уликах, der Beweis – юридически значимое доказательство, das Beweisstück – улика, вещественное доказательство – прим. «МП»]. Найдёт ли их «ATAIR»? Для следователей, которые не могут сами пройтись по месту преступления на глубине 80 метров, кажется очевидным полагаться на Клюбера и его команду.
Корабль стоимостью почти €115 млн является одним из самых современных в своём классе: на борту судна находятся лаборатории, декомпрессионная камера и разнообразное водолазное оборудование, несколько гидролокаторов и многолучевой эхолот для измерения морского дна. Аналитикам будет представлена картина разрушений на дне Балтийского моря: трубы длиной в десятки метров и весом почти 100 тонн лежат в сотнях метров от первоначального маршрута трубопровода.
Норвежская технологическая компания «Blueye Robotics» задокументировала повреждения с помощью подводных дронов и гидролокаторов для шведской газеты Espressen и британской BBC. Преступники должны были использовать бомбы с сотнями килограммов взрывчатки. Но как они туда попали? Кто их установил?
Тем временем следователи, возможно, уже не будут искать улики исключительно под поверхностью, а будут смотреть с высоты на опасные зоны в Балтийском море. Как стало известно t-online, в последнее время соответствующие органы внимательно следят за сообщениями о спутниковом анализе, проведённом американской компанией SpaceKnow.
Журнал Wired несколько дней назад вышел с заголовком, потому что связь ранее не идентифицированных кораблей с атаками. Эти корабли проплыли рядом с местом нападения за несколько дней до его совершения. Но они отключили свои сигналы, которые в противном случае передали бы их названия, тип и размеры корабля, курс, скорость и данные о маршруте в дополнение к их местоположению. Именно поэтому они оставались незамеченными до сих пор.
Компании SpaceKnow удалось обнаружить корабли, поскольку она применила специальное программное обеспечение для анализа спутниковых снимков. Это программа, которую SpaceKnow уже некоторое время осуществляет совместно с Европейским космическим агентством (ESA), используя новейшие технологии, открывающие совершенно новые возможности. В так называемом процессе SAR спутники могут сканировать местность с помощью электромагнитных волн.
Получаемые изображения похожи на фотографии. Такие компании, как финская Iceye, создают и распространяют их каждый день. SpaceKnow, с другой стороны, специализируется, помимо прочего, на использовании программного обеспечения для того, чтобы сделать так называемые «тёмные корабли» различимыми на снимках. На самом деле, это должно помочь, например, в борьбе с незаконным рыболовством. Теперь это может вывести на след террористов на трубопроводе.
Для этого следователи могут воспользоваться известной системой: для предотвращения столкновений в открытом море, так называемая «Автоматическая идентификационная система» (АИС) является обязательной для судов определённого размера во всём мире. Она посылает сигнал, который может отслеживаться в режиме онлайн не только другими судами и властями, но и заинтересованными лицами. Таким образом, местонахождение большинства судов можно отслеживать в режиме реального времени. Если сигнал выключен, говорят о «тёмных кораблях».
В основном, это суда, которые занимаются незаконным рыболовством, контрабандой товаров, используются в целях шпионажа или торговли людьми. Некоторые капитаны просто хотят избежать нападения пиратов в опасных регионах. Именно поэтому большинство нарушений фиксируется в Тихом океане или на Африканском Роге, как недавно показало исследование, проведённое в США. Нарушения могут происходить в Балтийском море, но не так часто, как в других местах. Это делает корабли, замеченные SpaceKnow на месте событий, чрезвычайно подозрительными.
За последние годы в немецких водах Балтийского моря не было зафиксировано ни одного подобного случая, о чем t-online узнал, например, от Berufsgenossenschaft Verkehr и Федерального управления водных путей и судоходства. Однако тот факт, что нарушения AIS в регионе происходят относительно редко, теоретически может привести к тому, что «тёмные суда», которые ещё не были идентифицированы, возможно, всё-таки будут опознаны.
Ведь если бы другие прибрежные государства, такие как Дания или Швеция, обнаружили выключенные сигналы в своих водах в указанный период, была бы запущена цепь санкций, от которых судну было бы трудно уклониться даже в ретроспективе. В масштабах Европы и всего мира в одном из следующих портов захода будет проведён так называемый государственный портовый контроль. Инспекторы поднимутся на борт. В случае некорректного предоставления данных, например, они могут арестовать судно.
С середины сентября только в Европе было проведено более 3 000 таких проверок, хотя они могут быть вызваны и другими нарушениями, помимо обязательства по AIS. Все проверки документируются в центральной базе данных судна. Нет ли здесь намёка на таинственные корабли, которые крейсировали на месте диверсии на трубопроводе?
Генеральный прокурор не подтверждает, что у него есть анализ спутниковых снимков или что он расследует меры контроля со стороны государства порта, вызванные нарушениями АИС. Власти Дании и Швеции пока не ответили на запросы.
Что именно нашёл капитан Клюбер с «ATAIR», до сих пор остаётся тайной. Тем временем специальное судно снова встало на якорь в Бремерхафене.
@Mecklenburger_Petersburger
Мекленбургский Петербуржец в: