🇩🇪📰🛳t-online: «Загадка тёмного корабля на месте взрыва «Северного Потока» (перевод с немецкого)

35K прочитали

Обзор немецких медиа

🗞t-online в статье «Загадка тёмного корабля» рассказывает как два судна прошли мимо места взрыва газопроводов в Балтийском море за несколько дней до происшествия. Без опознавательных сигналов. И теперь следователи взяли их след, только с результатами пока не густо. Уровень упоротости: умеренный 🟡

Автор: Йонас Мюллер-Тёве. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец»

Облака отбрасывают свою тень на корабль в Средиземном море (символическое изображение): связаны ли так называемые «тёмные корабли» с атаками на трубопроводы? © imago images/CSP_JanMika
Облака отбрасывают свою тень на корабль в Средиземном море (символическое изображение): связаны ли так называемые «тёмные корабли» с атаками на трубопроводы? © imago images/CSP_JanMika

За годы работы в море капитан Ульрих Клюбер искал много интересного под волнами. Он искал затонувшие корабли на морском дне и отслеживал радиоактивность, он исследовал глубины Северного моря. Когда его и его команду вызвали на борт «ATAIR», то потому, что требовались высококлассные специалисты. Обычно рейсы самого современного исследовательского судна Германии не представляют из себя секрета.

Иначе обстоит дело с их нынешним заданием в Балтийском море, требующим максимальной осторожности. Корабль федеральной полиции наблюдает за ним издалека. Федеральное морское и гидрографическое агентство (BSH), в состав флота которого входит специальное судно, говорит, что только Федеральный прокурор может предоставить информацию о том, что там делает «ATAIR». Но чиновники в Карлсруэ хранят молчание [в Карлсруэ находится Генеральная прокуратура Германии – прим. «Мекленбургского Петербуржца»]. Они не комментируют текущие расследования.

На самом деле, миссия «ATAIR» является политически чувствительной: По информации t-online, она помогает в расследовании диверсии на газопроводах Nord Stream. 26 сентября взрывы разорвали немецко-российские газовые трубы в датских и шведских водах. Затем огромное количество природного газа устремилось на поверхность воды, которая была объявлена опасной зоной на многие мили.

Место преступления в Балтийском море: территория вокруг разрушенных трубопроводов была объявлена опасной зоной © imago images/Danska Forsvaret
Место преступления в Балтийском море: территория вокруг разрушенных трубопроводов была объявлена опасной зоной © imago images/Danska Forsvaret

Затем Дания, Швеция и Германия начали собственные расследования. Они быстро решили, что это нападение. Прокуратура Стокгольма обнаружила на обломках остатки взрывчатки, что подтвердило версию. С тех пор расследования проводились с использованием новейших технологий. Специальное судно «ATAIR» концентрируется на морском дне. Тем временем, однако, есть и первые обнадёживающие признаки, полученные с помощью воздушных и спутниковых фотографий - но конкретного виновника до сих пор не названо.

Одним из главных подозреваемых с самого начала была российская секретная служба. Этот подход слишком хорошо вписывается в гибридную войну против Запада. На протяжении десятилетий Кремль при правителе Владимире Путине использовал экспорт газа для политического шантажа. Ещё до нападения на Грузию первыми взорвались трубопроводы и линии электропередач. Нападение на «Северный поток», как предполагается, может стать предупреждением о том, что чрезвычайно важные коммуникационные кабели на морском дне также уязвимы. В последнее время там также участились подозрительные инциденты [за*бись объяснение – прим. «МП»].

Изображение, сделанное подводным дроном: трубопроводы были значительно повреждены взрывными устройствами © Blueye Robotics/BBC
Изображение, сделанное подводным дроном: трубопроводы были значительно повреждены взрывными устройствами © Blueye Robotics/BBC

Бесспорно, что российский флот лучше оснащён для проведения тайных операций на морском дне, чем большинство других армий. Другими словами, у Кремля был бы мотив, технические возможности и быстрый доступ к местам преступлений через свои порты в Балтийском море [«мотив»? 🤔 – прим. «МП»]. Но цепочка косвенных улик не является доказательством [юридическая терминология: der Indizienbeweis – доказательство, основанное на косвенных уликах, der Beweis – юридически значимое доказательство, das Beweisstück – улика, вещественное доказательство – прим. «МП»]. Найдёт ли их «ATAIR»? Для следователей, которые не могут сами пройтись по месту преступления на глубине 80 метров, кажется очевидным полагаться на Клюбера и его команду.

Корабль стоимостью почти €115 млн является одним из самых современных в своём классе: на борту судна находятся лаборатории, декомпрессионная камера и разнообразное водолазное оборудование, несколько гидролокаторов и многолучевой эхолот для измерения морского дна. Аналитикам будет представлена картина разрушений на дне Балтийского моря: трубы длиной в десятки метров и весом почти 100 тонн лежат в сотнях метров от первоначального маршрута трубопровода.

Сонарное изображение морского дна: V-образный участок был вырван из трубопровода. Его длина составляет десятки метров © Blueye Robotics
Сонарное изображение морского дна: V-образный участок был вырван из трубопровода. Его длина составляет десятки метров © Blueye Robotics

Норвежская технологическая компания «Blueye Robotics» задокументировала повреждения с помощью подводных дронов и гидролокаторов для шведской газеты Espressen и британской BBC. Преступники должны были использовать бомбы с сотнями килограммов взрывчатки. Но как они туда попали? Кто их установил?

Тем временем следователи, возможно, уже не будут искать улики исключительно под поверхностью, а будут смотреть с высоты на опасные зоны в Балтийском море. Как стало известно t-online, в последнее время соответствующие органы внимательно следят за сообщениями о спутниковом анализе, проведённом американской компанией SpaceKnow.

Журнал Wired несколько дней назад вышел с заголовком, потому что связь ранее не идентифицированных кораблей с атаками. Эти корабли проплыли рядом с местом нападения за несколько дней до его совершения. Но они отключили свои сигналы, которые в противном случае передали бы их названия, тип и размеры корабля, курс, скорость и данные о маршруте в дополнение к их местоположению. Именно поэтому они оставались незамеченными до сих пор.

Визуализация спутника Iceye: полученные изображения интерпретируются с помощью аналитического программного обеспечения SpaceKnow © Iceye
Визуализация спутника Iceye: полученные изображения интерпретируются с помощью аналитического программного обеспечения SpaceKnow © Iceye

Компании SpaceKnow удалось обнаружить корабли, поскольку она применила специальное программное обеспечение для анализа спутниковых снимков. Это программа, которую SpaceKnow уже некоторое время осуществляет совместно с Европейским космическим агентством (ESA), используя новейшие технологии, открывающие совершенно новые возможности. В так называемом процессе SAR спутники могут сканировать местность с помощью электромагнитных волн.

Получаемые изображения похожи на фотографии. Такие компании, как финская Iceye, создают и распространяют их каждый день. SpaceKnow, с другой стороны, специализируется, помимо прочего, на использовании программного обеспечения для того, чтобы сделать так называемые «тёмные корабли» различимыми на снимках. На самом деле, это должно помочь, например, в борьбе с незаконным рыболовством. Теперь это может вывести на след террористов на трубопроводе.

Корабли видны на спутниковом снимке: SpaceKnow получает  аналогичным образом снимки с места преступления © Iceye/SpaceKnow
Корабли видны на спутниковом снимке: SpaceKnow получает аналогичным образом снимки с места преступления © Iceye/SpaceKnow

Для этого следователи могут воспользоваться известной системой: для предотвращения столкновений в открытом море, так называемая «Автоматическая идентификационная система» (АИС) является обязательной для судов определённого размера во всём мире. Она посылает сигнал, который может отслеживаться в режиме онлайн не только другими судами и властями, но и заинтересованными лицами. Таким образом, местонахождение большинства судов можно отслеживать в режиме реального времени. Если сигнал выключен, говорят о «тёмных кораблях».

В основном, это суда, которые занимаются незаконным рыболовством, контрабандой товаров, используются в целях шпионажа или торговли людьми. Некоторые капитаны просто хотят избежать нападения пиратов в опасных регионах. Именно поэтому большинство нарушений фиксируется в Тихом океане или на Африканском Роге, как недавно показало исследование, проведённое в США. Нарушения могут происходить в Балтийском море, но не так часто, как в других местах. Это делает корабли, замеченные SpaceKnow на месте событий, чрезвычайно подозрительными.

Водная полиция в Балтийском море: за нарушения АИС вводится цепочка санкций © imago images/Jens Koehler
Водная полиция в Балтийском море: за нарушения АИС вводится цепочка санкций © imago images/Jens Koehler

За последние годы в немецких водах Балтийского моря не было зафиксировано ни одного подобного случая, о чем t-online узнал, например, от Berufsgenossenschaft Verkehr и Федерального управления водных путей и судоходства. Однако тот факт, что нарушения AIS в регионе происходят относительно редко, теоретически может привести к тому, что «тёмные суда», которые ещё не были идентифицированы, возможно, всё-таки будут опознаны.

Ведь если бы другие прибрежные государства, такие как Дания или Швеция, обнаружили выключенные сигналы в своих водах в указанный период, была бы запущена цепь санкций, от которых судну было бы трудно уклониться даже в ретроспективе. В масштабах Европы и всего мира в одном из следующих портов захода будет проведён так называемый государственный портовый контроль. Инспекторы поднимутся на борт. В случае некорректного предоставления данных, например, они могут арестовать судно.

С середины сентября только в Европе было проведено более 3 000 таких проверок, хотя они могут быть вызваны и другими нарушениями, помимо обязательства по AIS. Все проверки документируются в центральной базе данных судна. Нет ли здесь намёка на таинственные корабли, которые крейсировали на месте диверсии на трубопроводе?

Генеральный прокурор не подтверждает, что у него есть анализ спутниковых снимков или что он расследует меры контроля со стороны государства порта, вызванные нарушениями АИС. Власти Дании и Швеции пока не ответили на запросы.

Что именно нашёл капитан Клюбер с «ATAIR», до сих пор остаётся тайной. Тем временем специальное судно снова встало на якорь в Бремерхафене.

@Mecklenburger_Petersburger

Мекленбургский Петербуржец в:

Telegram

Яндекс.Дзен

Youtube