Однако власть Франсуазы была ограничена как ее собственной склонностью — у нее было свое особое представление о том, что ей следует делать, — так и нежеланием короля терпеть вмешательство женщин в то, что он считал мужской сферой. В качестве примера можно привести отмену Нантского эдикта 1685 года.
В 1598 году закон, обнародованный Генрихом IV, предоставил гражданские и религиозные свободы его подданным-гугенотам. Хотя кардинал Ришелье аннулировал его политические статьи в 1629 году, именно отзыв Людовика XIV привел в действие принудительное обращение, когда другие гугеноты бежали за границу. Все это имело непосредственное отношение к направлению церковной политики Людовика XIV с начала его царствования, и никак не к Франсуазе.
Единственными, кто обвинял ее в этом, были злобная Лизелотта, пытавшаяся притвориться, что «старая развратница» и отец Лашез вместе наложили на короля это наказание за то, что он спал с Монтеспан, и Сен-Симон, которому в то время было всего девять лет. Какими бы неприятными для современных сердец и умов ни были отмены, вызывающие еще больше ужасающих страданий гугенотов, оставшихся во Франции, они были популярны среди преимущественно католических подданных Людовика.
В то время многие считали, что терпимость ведет к социальным беспорядкам: Карл II не добился успеха в своих попытках установить «свободу для нежной совести». Принцип «чья власть, того и вера», впервые предложенный в 1526 году на конгрессе в Шпайере (религия территории должна была быть религией ее правителя), получил широкое одобрение. Преследование «мнимых реформаторов», то есть протестантов, рассматривалось как увеличение славы короля, а не уменьшение ее. Людовика восхваляли как искоренившего уродливое кощунство: «эту гидру, которую задушила его рука».
По причинам, связанным с ее смешанным протестантско-католическим происхождением, Франсуаза относилась к религии гораздо более прагматично, чем многие из ее современников. По натуре она была не преследователем, а увещевателем. Будучи молодой женщиной, она пришла к пониманию истинности католической религии, в которую теперь глубоко верила. Но она также поняла, что в католичестве, государственной религии, лежит ключ к лучшей жизни, и она ожидала, что другие придут к такому же выводу.
Как она писала в 1681 году жене своего двоюродного брата, маркизе де Виллетт, которая была протестанткой:
«Я надеюсь, что Бог, наделивший Вас столькими хорошими качествами, выведет Вас из состояния, которое сделает Вас бесполезной для этого мира и грядущего.»
Примерно с 1684 года Франсуаза вела серию небольших «Тайных записей» в кожаном переплете, туда она записывала религиозные тексты, библейские цитаты и высказывания святых, которые ей нравились, таких как святой Франциск Сальский и святой Августин, а также свои собственные комментарии (восемь небольших книжек размером 11,5 см на 6,3 см сейчас хранятся в Муниципальной библиотеке Версаля).
В результате получилось пестрое собрание святых текстов с некоторыми успокаивающими благочестивыми мыслями: «Соблюдайте правило, и оно сохранит вас», например, и часто повторяемый текст из Нового Завета: «Тот, кто не становится как дитя, не войдет в Царствие Небесное». В то же время это дает ключ к пониманию того, как Франсуаза видела себя и свою судьбу. Она должна быть так же покорна королю, как Сара была покорна Аврааму (которые, конечно, были мужем и женой).
Тем не менее Франсуаза решает: «Я не могу скрывать от него ничего из того, что ему нужно знать от меня, и что бы никто другой не имел мужества сказать ему». Что касается королей в целом, то в манере Боссюэ и Бурдалу делается значительный акцент на правлении Бога: «Именно от меня, Боже, исходит мудрость…», «Короли правят благодаря мне».
И есть критическая отсылка на жаждущее наслаждений придворное поведение, свидетелем которого Франсуаза была со стороны: «Иисуса Христа оскорбляют прежде всего любители удовольствий».
- Продолжение следует, начало читайте здесь: «Золотой век Людовика XIV — Дар небес». Полностью историческое эссе можно читать в подборке с продолжением «Блистательный век Людовика XIV».
Самое интересное, разумеется, впереди. Так что не пропускайте продолжение... Буду благодарен за подписку и комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи:
- Амурные дела последних из Валуа