Когда Аврора только переехала в Ленинградскую область – боялась и кричала. Слышала других тигров. Ей все казалось, что нападут. О том, что соседи ее сидят в вольере под надежным замком, Аврора не знала – к тому времени совсем ослепла. Выла и ничего не ела – так сильно болел глаз. Ее поломанная жизнь – результат человеческой жестокости, которую путают то с беспечностью, то… с любовью. Есть ли способ остановить порочный круг?
Жизнь в хосписе
Авроре пять лет. Она крошечная по сравнению со своими полосатыми соседями. Живет отдельно от всех. В маленьком вольере. Большой не подойдет: слепая тигрица может расшибить себе голову о решетку, если разгонится во время игры.
«Инстинкты в ней остаются, она зверь! – шутит ветеринарный врач хосписа для крупных кошек «Дом Тигра» Яна Олейник. – Мы ей делаем игрушку. Набиваем мешок сеном, добавляем запах лошадки – и вот она, жертва для охотника».
Аврора игрушку хватает с удовольствием. Терзает мешок и скачет, когда слышит шум решетки: пришли люди, а она к ним с детства привыкла. Еще тигренком «работала» в саратовском контактном зоопарке.
А рядом с учредителем хосписа Дмитрием Кимом Аврора и вовсе превращается в котенка – трется об руки и фыркает. И, кажется, совсем не обижается на «жабу»: так Дмитрий называет ее любя.
«Она, когда приехала, воротила нос от еды, характер показывала. Тогда ее жабой и прозвали», – поясняет он.
Сейчас у тигрицы и аппетит в норме, и настроение. Месяц назад Аврора перенесла операцию. Врачи вырезали глаз – но жить кошке стало проще.
Аврорино горе
Хоспис для крупных кошек «Дом тигра» находится в Выборгском районе Ленинградской области. До него можно добраться только на машине. И эту уединенность выбрали сознательно: чтобы спокойно выхаживать тигров, пум, леопардов – всех, кого еле вырвали из человеческих лап.
Осенью 2022-го, глубокой ночью, в двери хосписа постучали. Привезли Аврору.
«Ее нужно было срочно оперировать, потому что давление внутри глаза в четыре раза превышало норму: оно причиняло постоянную боль кошке. Она действительно мучилась. Чтобы вы понимали, ей было даже больно жевать», – рассказывает учредитель хосписа Дмитрий Ким.
Аврору отдал прежний хозяин. Он выкупил ее в контактном зоопарке. Держал дома, называл дочерью, уверял – холит и лелеет. А потом в СМИ начала просачиваться информация: «дочку»-то в черном теле держат. Живет в сарае, есть ей практически нечего, а главное – стремительно слепнет. Владелец вроде даже организовывал сбор средств на операцию – стоит это несколько сотен тысяч рублей, – но до хирургов Аврора так и не доехала. Тогда ее «отцу» написали из «Дома Тигра». Хозяин сопротивлялся. Говорил, что без Авроры жить не сможет. Но в итоге пришлось расстаться.
Животное в хосписе спасала команда из двенадцати врачей со всей России. Впереди еще одна операция. Тогда удалят второй глаз. По словам врачей, спасти зрение уже невозможно.
И на то есть причина.
Кто виноват?
Об Авроре быстро узнала вся страна. После публикаций в СМИ начали появляться версии. Одна из них – детство в контактном зоопарке: тигрицу ослепили постоянные фотовспышки. Но ветеринарные врачи этот вариант отвергают.
«Вспышки не несут кардиального воздействия на зрительный анализатор – это рассеивающийся свет. Но психологически животное может пугаться», – пояснила заведующая центром офтальмологии Санкт-Петербургской городской ветеринарной станции Роксана Бросова.
Версия вторая – подтвержденная медицинским заключением – у Авроры – как и у многих кошек, рождённых в неволе – слабая генетика. И отсутствие хорошего ухода сыграло фатальную роль.
«Им определенный состав смеси нужен для искусственного выкармливания. И лактоза – так называемый молочный сахар – у них копится в хрусталике глаза. От этого происходит его помутнение, развивается метаболическая катаракта, которая иногда требует хирургической коррекции – что Авроре и было проведено сначала. И после по неизвестным нам причинам у нее развились осложнения в виде терминальной глаукомы», – рассказала ветеринарный врач хосписа «Дом Тигра» Яна Олейник.
Остановить порочный круг
За судьбой Авроры следили неравнодушные россияне – они до сих пор переводят хоспису пожертвования на содержание тигрицы.
В России с 2018 года действует закон «Об ответственном обращении с животными». Запрещены контактные зоопарки, в которых ежегодно на разных концах страны гибли десятки зверей и птиц.
Есть и перечень животных, запрещенных к содержанию в частных домах. Тигры – в их числе. Но о потомстве животных в законе не сказано ничего: это и приводит к перепродаже котят в коммерческие организации.
«Нужен контроль разведения этих животных, нужно вести племенные книги, то есть разведение их должно ограничиваться. Они не должны разводиться бесконтрольно», – считает врач Яна Олейник.
Аврора – не единственная постоялица хосписа. Через стенку от тигрицы тоже в одиночестве доживает свой век леопард Бетти. И таких историй в ленинградском хосписе – много. Гектары кончаются. А несчастные звери – все прибывают.
АВТОР : АНАСТАСИЯ СТУРОВА