Дедух Галина Викторовна МБДОУ «Центр развития ребёнка – Детский сад №37 г. Владивосток», воспитатель
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта [2, c.1]. Игра – это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности [2, с 4]. Психолог А. Н. Леонтьев считал ведущей деятельностью такую деятельность, которая оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. Для детей раннего возраста ведущей является предметная деятельность, для детей младшего и старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью становится игра. Поэтому организация игровой деятельности детей всегда привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, этнографов, биологов. У дошкольников познание мира происходит через игру. Преимущество игры перед другими видами деятельности состоит в том, что, играя, дошкольник развивается так, как ему и положено по возрасту; формирует навыки, которые помогут ему учиться. Отечественная теория говорит, что ребенок в игре осознаёт некоторые функции своей психики, которые без игры ему недоступны. Лучший способ сформировать у ребёнка произвольность – это игры с правилами. Также в это время у него развивается воображение и мышление. Игры в жизни ребенка должно быть много: она должна постепенно усложняться и плавно переходить в другой вид деятельности. В дальнейшем детям, у которых было много игры, будет интересно учиться, то есть ставить себе задачу, придумывать способ решения и таким образом развиваться. Самое существенное изменение, которое отмечают психологи и большинство опытных дошкольных педагогов, состоит в том, что игра уходит из детского сада, перестаёт быть центром построения воспитательно-образовательного процесса. Сюжетным и творческим играм уделяется мало времени, а их содержание очень часто не соответствует особенностям субкультуры современного ребенка. В детском саду руководство играми дошкольников несёт на себе отпечаток дидактизма и осуществляется по типу проведения учебных занятий. Это приводит к необратимым потерям в развитии психики дошкольника, так как именно игровая деятельность является источником самореализации внутренних сил ребёнка. Современный ребёнок всё реже включён в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнёрства. В последние годы увеличивается время, отводимое для обучающих занятий. Возникает вопрос, почему воспитатели спокойно жертвуют временем, отведённым для игры, но строго сохраняют время для организованных занятий? Выполняя заказ родителей, современный воспитатель в своей деятельности делает упор на развитие учебных навыков (чтение, счёт, письмо). Это становится возможным потому, что у воспитателей нет внутренней убеждённости в том, что как раз игра обеспечивает полноценное и своевременное развитие дошкольника. Время, которое отводится для самостоятельной деятельности детей, заполняется совсем иными делами - подготовкой к праздникам, конкурсам, дополнительным образованием, медицинскими осмотрами и т.п. В итоге дошкольники не успевают полноценно поиграть. Но и во время, отведённое для игр, дети не могут спокойно и содержательно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели стараются заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к воздействиям дисциплинарного характера. По наблюдениям педагогов дошкольники не умеют и не хотят играть. Нередко можно наблюдать картину, когда дошкольник не способен организовать свою деятельность самостоятельно, наполнить смыслом - он слоняется, перебирает, толкается и разбрасывает игрушки. В таких случаях вряд ли самостоятельность, воображение, творческая инициативность, возникнут у него сами собой в более зрелом возрасте Игра сама собой не возникает, должна осуществляться преемственность, то есть передача знаний от одного поколения детей другому. В настоящее же время связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества – во дворе, в квартире, в семье, - встречаются лишь как исключение). Дети растут в семьях, в которых родителям некогда играть. Взрослые не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то только их учат. В сосклонности и привязанности детей. Поэтому попытка создавать игровые объединения по своему усмотрению не оправдана. Для того чтобы вовлечь детей в игру, педагогу необходимо научиться свободно развертывать сюжет, отталкиваясь не от конспекта, а от привлекающей малышей тематики. Взрослый должен понимать, что его проект – не закон, а лишь замысел одного из участников игры. От искусства педагога принять вовремя предложения детей в процессе игры, ввести новый персонаж (и новую роль), развернуть предложенное партнером ребенком событие зависит успешность формирующих событий и привлекательность совместной игровой деятельности. Для того, чтобы воспитание детей в игре проходило успешно, необходимо создать соответствующие условия; отвести играм достаточное время, организовать удобную, спокойную обстановку, подобрать игрушки.
«Программа воспитания в детском саду» требует, чтобы детям была предоставлена возможность играть в разное время дня [2.с 126]. То есть, в детском саду должны быть созданы условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребёнка.
Литература:
1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду – издательство Мозаика-Синтез., 2017.
2. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Марковой Т.А.- М.: Просвещение, 1982.- 128с