Найти в Дзене

«Принцесса на горошине» Г.Х.Андерсон

Принцесса на горошине – так с иронией говорят об изнеженном и крайне чувствительном человеке. Это выражение пошло от одноименной сказки. Поэтому в обществе сложилось мнение, что и сама сказка о такой принцессе и более смысла не имеет, кроме как показать какие бывают настоящие принцессы.

Но так ли оно? Только ли суть в изнеженной и капризной принцессе? Давайте разбираться.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Сказка была написана 1835 году Г.Х.Андерсоном. И получила разгромную критику в сторону автора. Критики, не стесняясь своих эмоций, нарекли сказку как не имеющую морали, а стиль написания вызвал всеобщее негодование. Но, как мы знаем, не смотря на критику, Ганс в своих литературных начинаниях не остановился.

Вообще, Ганс утверждал, что слышал сюжет сказки в детстве. Как замечают некоторые филологи историки литературы, в датском фольклоре сюжет такой отсутствует. Предполагают, что на самом деле Андерсон слышал сюжет шведской сказки: «Принцесса на семи горошинах».

-2

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

«Жил-был принц, он хотел взять себя в жены принцессу, да только настоящую…»- этими словами открывается сказка. В первом же абзаце возникает проблема, которая и обозначает дальнейшее развитие. Принц желает в жены настоящую принцессу. Но какая она, настоящая? Этими вопросами задается и принц, и мы, как читатели. Ответим же.

Принцесса– один из высших титулов представителей аристократии, дочь короля и королевы.

Вот же, все четко и ясно. И принц так же рассуждает, но дальше идет интересный текст: «…Вот он и объехал весь свет, искал такую, да повсюду было полно, а не то: принцесс было полно, вот настоящие ли они, этого он никак не мог распознать до конца, всегда с ними было что-то не в порядке…»

-3

Значит, принц желает «настоящую принцессу», но не просто дочь короля и королевы по крови, а принцессу по натуре. А что отличает принцессу по крови от принцессы по натуре? Да и что такое принцесса по натуре?

В голове многих рождается занятная картина: тоненькая, красивая, капризная, белоручка, высокомерная, аккуратная, брезгливая, изнеженная – вот такие эпитеты в основном относятся в обществе к принцессам. В основном, эти образы нам в голову вложили мультфильмы и фильмы, некоторые книги и исторические рассказы о настоящих принцессах Европы.

Да, некоторые принцессы были таковыми, но это не основное количество всех принцесс, ведь многие из них становились в последствие королевами и такими качества уже не удостаивались в обществе. Так что же это – стереотип, заложенный в наши головы и не более? Вот к чему ведет нас сказка, ведь принц так же опирается на молву да свои взгляды, которые ему прививали его окружение, книги и опыт.

Принц видит принцесс, но все они не такие. Не хватает каждой из них чего-то такого, что есть только в «настоящей принцессе». Они и красивы, и аккуратны, и милы, и соответствуют всем канонам образа, но все равно – не настоящие. А только ли внешняя красота важна в принцессе или стоит обратить внимание на внутреннее? Ведь принцесса может быть и не красавицей, но воспитанной по принцессовским правилам.

И тут по-другому смотрит на это все Карл Юнг, родившийся гораздо позже Г.Х.Андерсона. Но описавшие в своих трудах психотипы женщин – один изЗначит, принц желает «настоящую принцессу», но не просто дочь короля и королевы по крови, а принцессу по натуре. А что отличает принцессу по крови от принцессы по натуре? Да и что такое принцесса по натуре?

В голове многих рождается занятная картина: тоненькая, красивая, капризная, белоручка, высокомерная, аккуратная, брезгливая, изнеженная – вот такие эпитеты в основном относятся в обществе к принцессам. В основном, эти образы нам в голову вложили мультфильмы и фильмы, некоторые книги и исторические рассказы о настоящих принцессах Европы.

Да, некоторые принцессы были таковыми, но это не основное количество всех принцесс, ведь многие из них становились в последствие королевами и такими качества уже не удостаивались в обществе. Так что же это – стереотип, заложенный в наши головы и не более? Вот к чему ведет нас сказка, ведь принц так же опирается на молву да свои взгляды, которые ему прививали его окружение, книги и опыт.

Принц видит принцесс, но все они не такие. Не хватает каждой из них чего-то такого, что есть только в «настоящей принцессе». Они и красивы, и аккуратны, и милы, и соответствуют всем канонам образа, но все равно – не настоящие. А только ли внешняя красота важна в принцессе или стоит обратить внимание на внутреннее? Ведь принцесса может быть и не красавицей, но воспитанной по принцессовским правилам.

И тут по-другому смотрит на это все Карл Юнг, родившийся гораздо позже Г.Х.Андерсона. Но описавшие в своих трудах психотипы женщин – один изкоторых и является психотип «принцесса». Он подразумевает в себе такие качества: эмоциональность, чувственность, духовность, чувство социальной справедливости, высокую мораль и капризность.

-4

Принцесса – не только дочь короля и королевы по крови, но это чувствительная и высокоморальная девушка (девочка). Она чувствует каждое отражения эха в замке, проводя в нем годы, воспитана по нравам королевской семьи отвечает своей жизнью за соблюдение всех норм и правил. Принцесса по натуре своей. Такую принцессу ищет принц, но не встречает и сильно горюет.

Однажды, когда разыгралась непогода, в городские ворота постучалась девушка, которая представилась принцессой. И буря тут не просто так вписанная – она обнажает истинный облик принцессы, без всех нарядов, причесок, макияжа. Очищает ее перед лицом королевской семьи.

-5

Королевская семья смотрит с сомнением на якобы принцессу и тогда собирается проверить её. Королева-мать интересный персонаж. Она знает, что значит быть принцессой (была ею в детстве, скорее всего) и проверяет новоявленную принцессу, зная, какой должен быть ответ заранее.

Но тут интересный момент. В древней китайской мудрости ей такая фраза: «Рисовое зернышко, оставленное под циновкой, расскажет поутру о принцессе всю правду». Эта старая мудрость, которая имеет отражение в иных культурах, крайне интересна. Только настоящая принцесса с утра станет жаловаться на неудобства, не боясь прослыть невоспитанной и не благодарной, потому что знает – принцессе должны быть оказаны большие почести и уважение.

Тут суть не в проверке принцессы. Ведь даже если бы королева не положила горошину под перины, принцесса все равно заявила бы о неудобствах – потому что она в ином месте, где все не так, как принцесса привыкла: и перины не те, и не тюфяк жесткий, и громко, и запах не тот.

Суть в принцессе не в ее чувствительности к каждой мелочи, а в том, что она должна быть априори недовольна – не потому что тут не так, а потому что она не там. Для нее нет лучше, чем дом её. Она так воспитана с пеленок, в любом другом месте ей должно быть некомфортно.

И королева подкладывает горошину не для того, чтобы узнать насколько нежная принцесса, а чтобы знать – на что принцесса обратит внимание. Ведь именно на эту мелочь она должна была обратить внимание перед тем, как лечь спать: проверить все тюфяки и перины, шкафы и тумбочки. И найти горошину, на которую и пожаловаться на следующее утро.

«Я всю ночь не сомкнула глаза. Бог знает, что у меня в постели! Я лежала на чем-то твердом, и теперь у меня все тело в синяках!» - эта фраза и обращает внимание королевы и короля. И дальше сам автор указывает: «…такой нежной может быть только настоящая принцесса…» Нежной и внимательной, умной и воспитанной.

Подведя итог, замечу, что мнение лишь моё. Я так вижу сказку, в которой суть не в избалованной и капризной принцессе настолько нежной, что она чувствует горошину. А в том, что настоящая принцесса отличается не по крови и красоте своей, а по нравам, характеру и воспитанности. Принцесса не побоялась пожаловаться – только настоящая принцесса будет высказываться в чужом обществе без боязни быть осужденной. И только рисовое зернышко покажет, что настоящая принцесса его заметит и выскажется о нем. А принцесса по крови промолчит или пожалуется на что-то иное, но не на то, что под ней лежит маленькое зернышко или горошек, который мешает ей спать.

-6

Сказки
3041 интересуется