Байки аэроклуба - серия рассказов основанная на реальных событиях. А впрочем... может быть мне все это приснилось.
Однажды начальник аэроклуба Михалыч собрал весь летно-подъемный состав залез на броневик и принялся толкать речь:
-Друзья мои! - начал он, - Новые времена требуют от нас новых современных решений! И прежде всего это касается кадровой политики!
Народ загрустил. Что могло придумать начальство в области кадровой политики угадать было невозможно! Могло придумать разогнать вообще всех...
-А что у нас происходит сейчас в этом вопросе? А сейчас у нас, друзья мои, мой собственный зам Борисыч умотал в отпуск! И это летом, в самый сезон!
Народ закивал. Во-первых о разгоне всех речь не шла, а во-вторых отсутствие Борисыча, действительно, сказывалось. Особенно на парашютистах. Из двух Ан-2 летать мог всего один, по причине невозможности клонироваания Михалыча. Да и то, летал этот Ан-2, только если Борисыч не был занят другими делами.
-Кто может заменить Борисыча? Прямо сейчас - никто. Но мы нашли решение!
Народ, (а точнее молодые пилоты, включая меня лично, да-да) заулыбался. Запахло вводом на Ан-2! В самом деле, освоена уже вся имеющаяся в наличии техника - все Яки, Вильги Цессны, Эрвишки, прочая мелочь и даже планера. И только Ан-2 все откладывался по причине огромного расхода топлива, требующегося на переучивание...
А теперь - чуть прервемся. Так уж вышло, что один персонаж, постоянно присутсвующий (и летающий) на аэродроме, чудесным образом избегал нашего внимания. Но теперь придется нам с ним познакомиться, ибо без этого знакомства суть рассказа ускользнет от нас. Итак, пожалуйста, господа и дамы, знакомьтесь - хитрый Моисеич! Самый главный инструктор-вертолетчик нашего аэроклуба, заместитель Михалыча по вертолетной части и наконец просто орел! И пусть вас не вводит в заблуждение его отчество - национальность у нашего Моисеича самая русская, просто его отец был назван в честь друга семьи погибшего в 1945 году... А хитрость - ну это черта присущая всем бывшим военным вертолетчикам. Это мы (самолетчики) ребята простые, как и наша техника, а вот летать на этих вибрирующих непонятных штуковинах по оврагам это знаете ли...
Однако, Михалыч продолжал свою речь:
-Но мы нашли решение! Уже завтра к нам приедет наш новый пилот - Федор! Федор закончил высшее летное училище и имеет допуска как на Ан-2, так и на многодвигательные самолеты, да еще и с многочленным экипажем, да еще и со "стеклянной" кабиной! Вот! И главное, это сын моего старого друга! И при всем этом он согласился летать у нас!
Ну, тут Михалыч надулся от гордости, а прочий народ загрустил. "Нет пророка в своем отечестве!" - выразил общее мнение отважный парашютист Славик. В самом деле, мы (молодые пилоты) оказались чуть дальше от ввода, а парашютисты резонно рассудили, что (если что) договориться с таким крутым перцем им будет куда сложнее чем с нами.
-Поэтому, прошу вас, товарищи Василий и Моисеич, завтра утром Федора принять и выполнить с ним контрольный полет! Остальные - свободны!
Закончив эту речь Михалыч попрощался со всеми и укатил. По случаю воскресного вечера вслед за ним укатили почти все остальные. Остались техник Василий с Моисеичем, как назначенные ответственными за ввод Федора и молодой пилот Паша с отважным парашютистом Славиком - из любопытства.
А утром приехал на такси и сам герой. Герой был молод, высок, строен, белокур (эдакий Дольф Лундгрен в молодости) и одет в летную куртку американского образца, под которой был комбинезон цвета хаки.
-Федор! - представился он, - Кто из вас Моисеич?
-Ну я... - после некоторой паузы сознался Моисеич.
- Очень приятно! - протянул ему руку новый пилот. Остальные такой чести удостоены не были. Чему, кстати, очень удивились.
-Ну, где тут ваши дрова?
-Простите, что? - опешил техник Василий.
-Ан-2 ваш где, говорю! Или хотите сказать, что он у вас не дрова?
Василий прикусил губу. Василий молча развернулся и пошел готовить самолет. Василий обиделся и затаил. Нет ничего глупее в этом мире, чем пилот, обидевший собственного техника. Это понимают все, да вот оказывается не все... Паша со Славиком рванули за Василием - успокаивать, но все же успели услышать, как Федор хвастается Моисеичу:
-Да у меня на Ан-2 часов 500 налета! Да у меня на него все допуска... В любую погоду... Да я вообще... Вот пилотское, а вот летная книжка!
А Пашка со Славиком, тем временем, помогали технику Василию с подготовкой Ан-2. Работа эта была хорошо знакома, поэтому делали все молча. При этом Павлик поглядывал на колдун (ветроуказатель) - ветер был строго поперек полосы, порывистый, причем порывы были явно сильнее чем 6 метров в секунду, что, как известно, является ограничением по боковому ветру для Ан-2. Подошел Моисеич:
-Слууушай, Паааш, а может ты с ним слетаешь?
-Моисеич, ты что?
-Ну ты самолетчик, ты, если что, Ан-2 этот хоть как-то посадишь... Не нравится мне этот типчик. Слишком много пиз... говорит!
-Не-не-не! Ты, Моисеич, у нас сегодня ковбой - тебе и прыгать!
Подошел Федор.
-Так! Все готово? Винт провернули? Полетели, Моисеич!
- Федор! - Паша попытался спасти Моисеича и самолет, - Ветерок не очень, порывистый, строго боковой, да и вообще на грани по силе. Может подождете до вечера? Должен подстихнуть.
-Эээ? - удивился Федор (блоха заговорила) - А ты вообще кто? Техник? Да ты знаешь, сколько у меня налета на этом аппарате? Иди, гайки крути!
-Ну, извини, Моисеич... Я сделал все что мог... - спорить с протеже Михалыча и что-то ему доказывать желания у Паши не было никакого, хотя он был чуть старше Федора и сильно подозревал, что и по налету он его обошел...
А Моисеич с обреченным видом полез за Федором в Ан-2.
-Пойдемте, господа, до рации! - после того как Федор таки запустил самолет, Паша позвал Василия и Славика в КДП.
- 172-й, разрешаю руление! - поднявшись в скворечник, сказал он в рацию вслед уже катящемуся самолету. Ответа не было. А самолет вырулил на ВПП и порулил в ее начало. Запросов на занятие ВПП, руление по ней и занятие исполнительного тоже не было! Дорулив до дальнего конца полосы Ан-2 развернулся и замер. Но вот двигатель заревел, поревел так секунд двадцать и снова затих. Спустя еще полминуты он взревел громче прежнего и самолет, покачиваясь на неровностях грунтовой ВПП, начал разбег. Он оторвался, немного не добежав до траверза КПП, и свечкой, слишком круто даже для пустого, рванул в небо! Впрочем, спустя секунду, тангаж был уменьшен до нормального... Немного пролетев почти в горизонте самолет перешел в набор. В режиме полного радиомолчания Ан-2 совершил круг и, немного промазав с четвертым разворотом, достиг наконец глиссады. Выглядело это... странно. Понятно что ветер боковой, понятно что сильный, понятно что порывистый, но так дергаться самолет не должен.
-Карачун какой-то! - прокомментировал это Паша.
Все так же, неуверенной походкой пьяного моряка, самолет снизился "почти" до полосы. "Почти" в данном случае означает, что он коснулся земли левой стойкой чуть-чуть (метров на 20 всего) правее ВПП. И, только в этот момент, с изрядным креном, самолет все же ушел на второй круг.
- "Дутик", ответьте 172-му! - ожила вдруг рация голосом Моисеича. - "Дутик", это звиздец! Мы не сядем! Он обоссался!
- 172-й, а ты не ссы и сам сажай! - ответил Паша, - Скорость 140 и с курсом 165 набирайте 200 метров. Режим двигателя - 2100 оборотов и 900 наддув. Обе рукоятки вперед, а потом белую тянете на себя, пока не упадут обороты!
- Приняли, установил режим, набираем! - доложил Моисеич.
- 172-й! Как наберете 200 метров, прибирайте газ черной ручкой, чтобы наддув был 760 и летите по прямой до речки. Скорость держите 160. Над излучиной разворот вправо на курс 345! И оттуда цельтесь в планерную полосу 34! Сейчас трава подросла, ее видно! Сядете против ветра.
- Да, я понял куда надо. Зайдем. Когда выпускать закрылки?
- После разворота. Я вас вижу, я подскажу и по закрылкам и по скоростям...
Вот так, в режиме радиоуправления по рации, хитрый Моисеич с Павликом и посадили Ан-2. Попрыгал он, конечно, по полосе, но... Главное сел. И не успел самолет остановиться, как из двери выскользнула тень цвета хаки и стремительно понеслась в сторону трассы. Догонять не стали. Вместо этого Паша помог Моисеичу зарулить самолет на стоянку. Впрочем, история эта закончилась намного лучше чем могла бы - нас с Пашей ввели на Ан-2. И вместо одного Федора аэроклуб получил двоих пилотов.
P. S. Во избежание споров "мог/не мог":
- Моисеич опытнейший пилот, с налетом несколько тысяч часов, хоть и вертолетчик.
- Лететь на Ан-2, без переучивания на него, в любом случае менее страшно, чем на "родном" Ми-8 по ущелью в Чечне в 1995 году. То есть фактор паники исключен.
- Как местный пилот, Моисеич прекрасно знал район полетов, все ориентиры и все (включая редко используемую 34-ю планерную) ВПП.
- Любой нормальный вертолетчик умеет выполнять на вертолете посадку "по-самолетному". Посадка "по-самолетному" на самолете от нее почти не отличается.
- В конце концов, он его посадил и это свершившийся факт!