Задание 1. Открой тетрадь, напиши число и тему.
Задание 2. Проверь правильность сделанной на предыдущем занятии работы.
Было задание: сделать морфологический разбор имён существительных из предложения.
Много сказок и легенд создал русский народ.
Сказок, легенд, народ.
Проверь правильность своей работы. Исправь ошибки, если они есть.
1.Сказок, легенд - сущ. (чего?).
Нач.ф. - сказки.
2.Пост.пр.: неодуш., нариц., отвл., ж.р., 1 скл.
3.Непост. пр.: Род.п., мн. ч.
4.Синт. роль: дополнение.
++++++++++++++
Народ - сущ. (кто?).
Нач.ф. - народ.
2.Пост.пр.: одуш., нариц., отвл., м.р., 2 скл.
3.Непост. пр.: Им.п., ед. ч.
4.Синт. роль: подлежащее.
Задание 3. Повторяем и закрепляем основные сведения об имени существительном. Прочитай.
В помощь используй таблицы и сведения из предыдущих Тем.
Задание 4. Повторим постоянные признаки имени существительного.
Прочитай текст.
В тысяча восемьсот семидесятом году Савва Иванович Мамонтов, владелец крупных предприятий, человек, горевший неугасимой любовью к искусству, покупает усадьбу Абрамцево.
Художников, членов Мамонтовского кружка, объединяло стремление к созданию русского национального искусства, опирающегося на народное творчество.
Фоном их жизни в Абрамцеве была прекрасная природа: тёмные леса и весёлые перелески, зори, догорающие над лугами, где белеет тонкий туман...
Неудивительно, что в такой обстановке творчество било ключом, и что здесь был создан ряд замечательных произведений, составивших славу русской живописи. (Н.Пахомов)
Знаешь ли ты, какие художники входили в Мамонтовский кружок?
Задание 5.
1.Опираясь на таблицы, выпиши по очереди из текста все слова имени существительного, определяя постоянные признаки: собственное, нарицательное, одушевлённое, неодушевлённое, конкретное, вещественное, отвлечённое, собирательное.
2.Определи, какого рода и склонения слова из текста: (в) году, владелец, предприятий, любовью, (к) искусству, усадьбу, художников,кружка, стремление, (к) созданию, над лугами, (в) обстановке, ключом, произведений, славу.
Чтобы определить род и склонение нужно поставить слово в Им.п. ед. числа.
Задание 6.
Повторим непостоянные признаки имени существительного. Выпиши имена существительные, определяя у каждого из них падеж и число : предприятий, любовью, усадьбу, художников, (к) искусству, природа, (над) лугами, ключом.
Задание 7. Прочитай стихотворение М.Ю.Лермонтова.
Парус.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в буре есть покой.
Задание 8.
Выпиши первое предложение из первого четверостишия
с вопросами к каждому слову, подчеркни все члены предложения.
Назови, какую синтаксическую роль выполняют имена существительные во этом предложении. Начни с подлежащего (О чём говорится в предложении?).
Синтаксическая роль - какими членами предложения являются (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство).
Задание 9. Проверь правильность своей работы.
Обязательно исправь все неточности!
Из Задания 5.
1. Пост. пр.:
а). Собств.: Савва Иванович Мамонтов, Абрамцево, в Абрамцеве.
Нариц.: (в) году, владелец, предприятий, человек, любовью, (к) искусству, усадьбу, художников, членов, кружка, стремление, (к) созданию, искусства, (на) творчество, фоном, жизни, природа, леса, перелески, зори, над лугами, туман, (в) обстановке, творчество, ключом, ряд, произведений, славу, живописи.
б).Одуш.: Савва Иванович Мамонтов,человек, художников.
Неодуш.: все, кроме названных одушевлённых.
в).Разряд по значению:
конкретные: владелец, предприятий, человек, усадьбу, Художников, леса и перелески,над лугами;
вещественные: туман;
отвлечённые: (в) году, , любовью, (к) искусству, членов, кружка, стремление, (к) созданию, искусства, (на) творчество, фоном, жизни, природа, зори, (в) обстановке, творчество, ключом, ряд, произведений, славу, живописи;
собирательные: нет.
г). Род., д). Склонение.
(В) году (м.р., 2 скл.), владелец (м.р., 2 скл.), предприятий (ср.р., 2 скл.), любовью(ж.р., 3 скл.) , (к) искусству (ср.р., 2 скл.), усадьбу (ж.р., 1 скл.) , художников (м.р., 2 скл.), кружка (ж.р., 1 скл.), стремление (ср.р., 2 скл.), (к) созданию (ср.р., 2 скл.) , над лугами (м.р., 2 скл.), (в) обстановке (ж.р., 1 скл.), ключом (м.р., 2 скл.), произведений (ср.р.,2 скл.) , славу (ж.р., 1 скл.).
Из Задания 6.
Непост. призн.
Предприятий (чего? Р.п., мн. ч.), любовью (чем? Тв.п., ед. ч., усадьбу (что? В.п., ед.ч.), художников (кого? Р.п., мн.ч., (к) искусству (к чему? Д.п., ед.ч.), природа (что? Им.п., ед.ч.), (над) лугами (над чем? Тв.п., мн.ч.), ключом (чем? Тв.п.).
из Задания 8.
(Что делает?) Белеет (что?) парус (какой?) одинокой (в чём?) в тумане (чего?)моря (каком?) голубом!..
Парус - подлежащее, белеет - сказуемое, одинокий - определение, в тумане - дополнение, моря - дополнение, голубом - определение.
(Написала словами, так как нет функции подчеркнуть).
Подведём итоги занятия. Рефлексия.
1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?
2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.
3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?
4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?
Домашнее задание. Повторить общее определение имени существительного.
Познакомься с информацией, какие художники входили в Мамонтовский кружок и с картинами некоторых из них (По желанию. желательно).
Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!
Я буду рада и благодарна Вам.
Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.