Меня терзают смутные предчувствия. Вторая программа подряд обманывает категорически наши ожидания. Одно хорошо – приятно обманывает. Вслед за колледжем взяли непривычно высокую планку юристы. Их, кстати, интересно сравнить, юристов и колледж. Колледж в этом сравнении окажется выше по качеству номеров, юристы вдруг сочинили такой сценарий, который можно продавать как готовую основу для приличного мюзикла. Ничего себе поворот!
А ведь от юристов мы давненько не видели ничего толкового. Номера – это да, но чтобы хорошая программа в целом – я уже и не вспомню, когда это было в последний раз. И ладно бы просто структурно выверенный и четкий сценарий, это бы можно было отнести на счет наших успехов на семинарах + невероятную сообразительность и какую-то завышенную обучаемость нынешних постановщиков Больших весен, но тут же еще и временами поэтические тексты у героев возникают. Просто шекспиры, а не юристы! А еще ростаны и лопы де веги в одном милом лице режиссера и сценариста, как выяснилось, Варвары Воринки. Все! Выбрасываю конспекты мастер-классов за ненадобностью, и ухожу на пенсию, так как действенному анализу больше учить некого – все и сами с усами.
Честно скажу, я бы и рад на пенсию, но при всех достоинствах сценарных и постановочных усилий очаровательного драматурга и постановщика юрфака Вари, в этой программе вылезли совсем другие недопонимания. И так вылезли, что мы-то режиссеры, может и довольны почти, а вот эксперты по направлениям откровенно разочарованы.
Собственно, я ребят уже похвалил. Даже поздравил, пора переходить к мухам и готовить совсем другие мастер-классы. Посложнее, пожалуй, предыдущих. Да и мухи тут весьма тяжеловесные завелись. Всем мухам мухи. К чести юристов нужно сказать, что таких мух можно ловить только в очень крепких программах. Вроде парадокс, но мы вот с ним нос к носу столкнулись. И природа его, в принципе, ясна. И он на удивление больше мировоззренческий, этот парадокс.
В книжках про мир мудрых мыслей есть такие фразочки, дошедшие до нас из древнеримских времен, вроде – кто ясно мыслит, ясно излагает. И, поскольку это считается мировой мудростью, вроде бы предполагается, что и сказано это о мудрых людях. Но ведь технически-то можно и глупую мысль ясно изложить, если вдруг эта глупая мысль ясно обдумана. У юристов с головой все почти по-римски ясно и надежно. И идея их и задумка в части художественного высказывания чисты и ясны как дистиллированная вода… вот только ценности в них примерно столько же.
Экспертам-то ведь нужны крутые номера, а мысль автора настолько неожиданна, что и номера-то для программы понадобились слабые. Ну… скажем так, несовершенные. Принципиально понадобились. Там ведь они придумали очаровательный симбиоз двух великих произведений – Пролетая над гнездом кукушки и советского классического киномюзикла Волга-Волга. То есть, есть герой, который не признает в творчестве никаких школ и наук, а только кайф – это он называет ИСКУССТВОМ, и его антипод – директрисса какого-то заведения, где творят исключительно по науке. То есть запредельная свобода, включающая в себя и пренебрежением законов творчества, и запредельная несвобода, но тоже связанная с творчеством. Угадайте, кто победил? Конечно Костя Рущак, отлично обученный вокалу, и познавший в этом деле все науки.
Я даже не представляю, каким нужно быть техничным артистом, чтобы убедительно и зажигательно изобразить неумение и пренебрежение артистической техникой. Это – высший пилотаж, высшая наука и высшая техника, которой у юристов увы не нашлось. Мы даже пошутили на разборе – дескать, если бы вашу пьесу, да в хорошие умелые руки!.. Но ведь умелые руки, предполагают и умелую голову. А все это в комплекте не допустит противопоставления школы и свободы. Это – глупость, как бы ярко и талантливо она не выглядела.
И в результате помимо замечательно изложенной истории, мы еще всю программу с огромным удовольствием наблюдали, как люди борются с последствиями собственных же идей и безусловно проигрывают – душераздирающее зрелище. Хотя и очень зажигательное. То есть первый раз в жизни вижу, что ложная идея, обуявшая творцами, сама доказывает свою ложность так наглядно и так убедительно ярко.
Вот, пожалуй, следующий свой мастер-класс я и буду придумывать про глубину и системность мышления авторов, и про страховку от ярких и заразных, но ложных тем не менее идей. Да я его уже почти придумал. Настолько неожиданно актуальным становится эта сторона творчества.
Собственно, в финале нужно за идею такого мастер-класса будущего юристов поблагодарить, и повторить еще раз, что сама по себе программа оказалась интересной, веселой, драйвовой и очень верно структурированной. Исполнители на высоте, даже если в ноты не попадают, студенческие дурки как из рога изобилия. Зал принимал очень тепло и благодарно, а наш зал не обманешь. То есть программа хороша и честна на удивление. А то, что построена на дурной идее, ну… будем считать, что на юристах, как на лабораторных крысах, я этот свой будущий мастер-класс на первых и попробую. Им нужно. Очень бы не хотелось, чтобы юристы неожиданно поднявшие планку своих творческих притязаний, и справедливо поднявшие, не свалились бы обратно из-за ненужной дури в голове.