В блэк-метал кругах на фундаментальном уровне принято выпускать материал с низким качеством записи. Такого плана продакшн принято называть «сырым» (англ. «raw»), реже - «некрозвуком» (англ. «necrosound»). Однако несмотря на то, что сырой звук являлся основополагающей характеристикой блэк-метала в период зарождения стиля, со временем низкий уровень продакшена перестал быть неотъемлемой составляющей.
Материал таких групп из 80-х, как Hellhammer или Bathory, не отличался хорошим качеством записи в силу обстоятельств - у музыкантов не было ни средств, ни возможностей для того, чтобы добиться лучшего продакшена. Исполнители норвежской сцены начала 90-х, наподобие Burzum, Darkthrone или Immortal, имели такую возможность, но они намеренно выбирали сырость, дабы отдать дань уважения формациям 80-х и противопоставить себя трендовому металу своего времени.
Erblicket Die Töchter Des Firmaments
Всё это привязало сырость к определению блэк-метала, хотя даже на заре стиля встречались качественно записанные работы - вспомним те же дебютники Master’s Hammer или Mayhem. В любом случае, блэк-метал продолжил ассоциироваться с низким продакшеном, поэтому возникает вопрос, насколько актуально понятие «raw black metal». Можно ли назвать словосочетание «сырой блэк-метал» тавтологией?
Блэк, как практически любой другой музыкальный стиль, эволюционирует и разветвляется со временем. Появилось множество подстилей, вариаций звучания и т.д., и т.п. С одной стороны, находятся исполнители, которые успешно внедряют сторонние элементы. С другой стороны, есть формации, которые успешно следуют традициям. А некоторые и вовсе идут в обратном направлении, преумножая антимузыкальные качества традиционной ветки. Одним из основных популяризаторов сего подхода стал норвежский проект Ildjarn.
«Dark December» в исполнении Ildjarn
«From Ruins to Victorious Triumph» в исполнении Vordr
«Silence in the End» в исполнении Ødelegger
«Noizemongers for GoatSerpent» в исполнении Enbilulugugal
Сегодня в блэке встречается огромное количество исполнителей, имеющих крайне примитивное и грязное звучание. Более того, в наше время сырость можно встретить под разными соусами, не обязательно в духе Ildjarn. Есть исполнители, музыка которых содержит влияние панк-рока, нойза или нойзкора. Очевидно, подобные формации добиваются антимузыкальности намеренно. В результате чрезмерно шумные проекты заметно отличаются от классики, типа Burzum или Darkthrone, поэтому в обиход слушателей вошёл термин «raw black metal».
Альбом «Yöllisen Ylistys» в исполнении Gandr
Демо «Vampirska Kakofonija» в исполнении Obskuritatem
Альбом «Awaiting the Predatory Dreamscape» в исполнении Lampir
«Inbred Monarch» в исполнении Old Nick
Нет смысла использовать тег «сырой блэк-метал» по отношению к исполнителям, которые просто придерживаются канонов, не возводя сырость в абсолют. Например, для Sargeist или Svartsyn оное определение не актуально. Однако использование приставки «raw» оправдано по отношению к ло-фай исполнителям, типа Μνήμα, Drohtnung или Bone Awl, ибо на их работах акцент на сырости и примитивности более существенный по сравнению с материалом исполнителей классической ветки.
«The Great Violence» в исполнении Bone Awl
«With Death / Only Death Exists» в исполнении Drohtnung
«Disciples Of Excremental Liturgies» в исполнении Μνήμα
Альбом «Virgin Hearts» в исполнении Valhalla Bound
Raw Black Metal - явление сугубо на любителя. Эстетику шума и грязи не понять неподготовленному слушателю. Даже многие фанаты экстремального метала предпочитают исключительно качественный продакшн. Так или иначе, «антимузыка», в том числе ро-блэк-метал, находит свою аудиторию. Характеристики ро-блэка достаточно отчётливые для того, чтобы назвать оное течение самостоятельным, обособленным от классической ниши.