Найти тему
Мир кораблей

Вожак «волчьих стай», быстро оказавшийся за решёткой. Карьера Отто Кречмера

Оглавление

В истории Кригсмарине Отто Кречмер — личность весьма известная, и на его счету в общей сложности 51 потопленное и повреждённое судно, а также одно захваченное в качестве приза. Суммарный тоннаж всего этого — 311 008 брт, причем, в отличие от своего соперника Вольфганга Люта, воевал Кречмер всего полтора года, после чего до конца войны находился в британском плену.

🎁 Вступай в онлайн-сражения: https://krbli.ru/3v2h7WK (подарок по ссылке)

-2

Биография

Отто Вильгельм Август Кречмер родился 1 мая 1912 года в семье простого учителя в Силезии. После окончания школы Кречмер выбрал карьеру военного переводчика и отправился на учёбу в Великобританию, в Эксетерский университет на кафедру английской лингвистики.

Отто Кречмер, фото ноябрь 1940 год
Отто Кречмер, фото ноябрь 1940 год

Уже во время учёбы в Британии Кречмер задумывался о службе во флоте Веймарской республики. В апреле 1930 года он прошёл отбор на кадетские курсы в Данхольме и отправился в один из учебных лагерей на Штральзунде. После трехмесячного курса будущий подводник-ас ушёл в четырехмесячный обязательный поход на учебном барке «Ниоба». В октябре 1930 года Кречмер получил звание морского кадета (Seekadett) и был направлен на «Эмден», где находился с 10 октября 1930 года по 4 января 1932 года, после чего был повышен до фенриха цур зее (Fähnrich zur See). И только после этого он снова продолжил обучение в Штральзунде и военно-морской академии в Мюрвике.

Лёгкий крейсер «Ниобе», фотография из русского военного справочника
Лёгкий крейсер «Ниобе», фотография из русского военного справочника

2 октября 1933 года Кречмера перевели на «Дойчланд» в качестве артиллерийского офицера, где он прослужил, с перерывом на #курсы по ПВО, до 19 марта 1934 года. Далее он оказался на лёгком крейсере «Кёльн». 1 апреля 1934 года Кречмер был произведён в обер-фенрихи цур зее (Oberfähnrich zur See) во время очередного курса подготовки торпедистов в Мюрвике. Следующее его звание, лейтенант цур зее, получено 1 октября 1934 года.

Служба в довоенное время

На «Кёльне» Кречмер прослужил до сентября 1935 года. Потом был назначен на штабную работу в Вильгельмсхафен, откуда в январе 1936 года подал рапорт о переводе в возрождаемые подводные силы Кригсмарине. Его рапорт был удовлетворён, и Кречмер получил должность вахтенного офицера на подводной лодке U-35, где служил под командованием капитан-лейтенанта Клауса Эверта, а с 1937 года — корветтен-капитана Ганса-Рудольфа Рёзинга, одного из создателей подводного флота Германии.

Именно под командованием Рёзинга молодой обер-лейтенант отправился в свой первый боевой поход — по тайному соглашению с генералом Франко германские субмарины U-28 и U-35 выдвинулись к Понта-Делгадо для прикрытия франкистского конвоя, следовавшего из Сеуты.

Во время гражданской #войны в Испании U-35, где служил Кречмер, совершила ещё несколько боевых походов к Сеуте, Марокко и Гибралтару. Командовал субмариной корветтен-капитан Михахеллес, но в июле 1937 года он трагически погиб в автомобильной катастрофе, и Кречмер стал временно исполняющим обязанности командира субмарины на две недели.

Подводная лодка типа «IIB» U-9 (однотипная U-23)
Подводная лодка типа «IIB» U-9 (однотипная U-23)

1 октября Отто Кречмер получил подлодку U-23 (тип «IIB») под свое командование и звание капитан-лейтенанта. До начала войны он регулярно выходил в учебные походы, тренируя свой экипаж. По слухам, именно в это время Кречмер и получил своё прозвище «Молчаливый Отто».

Вторая мировая война

С начала Второй мировой войны до апреля 1940 года Кречмер на своей субмарине U-23 совершил 8 боевых выходов для минных постановок и охоты на торговые суда британцев. На этой субмарине он потопил и повредил семь судов суммарным тоннажем 16789 брт, из которых самым крупным был датский танкер «Денмарк» на 10500 брт. К этим цифрам также относится и эскортный британский эсминец «Дэринг», который U-23 записала на свой счёт.

Служба на U-99

Заслуги Кречмера были оценены по достоинству командованием Кригсмарине и лично контр-адмиралом Деницем. 18 апреля 1940 года на воду была спущена субмарина U-99 (типа «VIIB»), командиром которой Отто Кречмер стал за 16 дней до этого.

Подводная лодка типа «VIIB» U-52 (однотипная U-99)
Подводная лодка типа «VIIB» U-52 (однотипная U-99)

Под командованием Кречмера U-99 совершила 8 боевых походов, причем с каждого из них субмарина возвращалась со значительным «уловом». Каждый раз экипаж U-99 записывал на свой счёт несколько потопленных или повреждённых судов. За свой первый поход, который состоялся в июле 1940 года, Кречмер потопил 11 судов и был награждён Рыцарским крестом Железного креста.

Еще одной яркой страницей его #биографии была октябрьская охота на атлантические конвои SC7 и HX79, получившая название «Ночь длинных ножей». Сформированная «волчья стая» за три дня смогла потопить 32 торговых судна из состава конвоев суммарным тоннажем 150000 брт, причем U-99 записала на свой счёт 7 судов.

3 ноября 1940 года U-99 атаковала британский транспорт «Касанаре». Первая же торпеда взорвалась в центре корпуса, вызвав пожар. Гибнущий транспорт посылал сигналы SOS, которые перехватили немецкие подводники, решившие дождаться тех, кто придёт на помощь. «Спасателями» оказались два британских вспомогательных крейсера «Лаурентик» и «Патроклус», прибывшие с интервалом в полтора часа. Под прикрытием темноты U-99 расстреляла в крейсеры почти все торпеды, и «Патроклус» пришлось добивать из 88-мм орудия. За эту атаку Кречмер получил очередную награду — дубовые листья к Рыцарскому кресту.

Награждение Отто Кречмера гросс-адмиралом Эрихом Редером
Награждение Отто Кречмера гросс-адмиралом Эрихом Редером

2 декабря 1940 года Отто Кречмер записал на свой счёт четвёртый военный корабль — вспомогательный крейсер «Форфар», который шёл возле побережья Ирландии, чтобы присоединиться к конвою OB-251. Кречмер приказал атаковать крейсер, но после первого же залпа акустик доложил о шумах, предположительно эсминцев, поэтому капитан решил выпустить в корабль все торпеды из носовых аппаратов, и спешно погрузился.

В последний поход на U-99 Отто Кречмер вышел 22 февраля 1941 года из Лориана и взял курс к Северному каналу. К атаке на конвой OB-290 субмарина не успела и до 6 марта находилась в поиске. Получив информацию об обнаружении конвоя OB-293, Кречмер направил свою подлодку в заданный квадрат и 7 марта добил китобойное судно «Терье Викен» и танкер «Этельбич», которые ранее повредили U-47 и U-70.

Китобойное судно «Терье Викен»
Китобойное судно «Терье Викен»

16 марта Кречмер получил приказ от Деница атаковать конвой HX-112, который был обнаружен ночью 15 марта. U-99 расстреляла весь свой боезапас и отправила на дно ещё пять транспортов: два танкера — «Бедуин» и «Ферм», а также три сухогруза — «Корсхамн», «Венетиа» и «Дж. Б. Уайт». Ещё один танкер, «Франш Компт», получил тяжёлые повреждения, но остался на плаву. В общей сложности в этом походе U-99 Кречмера потопила 7 транспортных кораблей суммарным тоннажем 61711 брт.

Плен

Корабли охранения попытались обнаружить субмарины и атаковать их. Когда U-99 начала срочное погружение, то шум её винтов запеленговали на эсминце «Уолкер». Капитан эсминца приказал дать залп глубинными бомбами, которые разорвались точно над U-99. От близких взрывов субмарина сначала начала бесконтрольно погружаться, но вскоре погружение удалось остановить, и Кречмер приказал всплывать, чтобы попытаться уйти в надводном положении под покровом темноты. Но после всплытия он обнаружил, что шансов уйти нет — повреждения были слишком серьёзные, а в многочисленные пробоины поступала вода. Поэтому Кречмер приказал отбить сообщение о том, что U-99 погибла, после чего экипаж надел спасательные жилеты и покинул лодку, которая примерно в 4:00 затонула.

Выжившие моряки вместе с Кречмером были подобраны спасательными командами с британских эсминцев «Уолкер» и «Вэнок». Кречмера вместе с остальными членами экипажа доставили на берег. После допроса в тюрьме Лондона он в 1942 году оказался в лагере Боуменвиль, где содержался до конца войны. Пленение Кречмера и гибель ещё двух знаменитых командиров, Гюнтера Прина и Йоахима Шепке, стало серьезным психологическим ударом для немецких подводников.

Британский эскадренный миноносец типа «W» «Уолкер»
Британский эскадренный миноносец типа «W» «Уолкер»

По подсчетам Деница, вместе с потопленными в последнем походе кораблями на счету Кречмера было более 300 000 брт. Поэтому в целях поднятия боевого духа экипажей субмарин по личному приказу Гитлера 26 декабря 1941 года Отто Кречмер был награжден Рыцарским крестом с дубовыми листьями и мечами. Примечательно, что награда корветтен-капитану была вручена лично комендантом лагеря в Гриздейле — её передали в Британию по дипломатическим каналам.

Послевоенная жизнь

Отто Кречмер (1-й ряд, 2-й справа) в звании флотиллен-адмирала в 1966 году
Отто Кречмер (1-й ряд, 2-й справа) в звании флотиллен-адмирала в 1966 году

После окончания войны Отто Кречмер вернулся на родные берега. В 1956 году были образованы Бундесмарине. Отто Кречмер поступил туда на службу, ему было сохранено звание фрегаттен-капитана. В 1958 году знаменитый подводник-ас возглавил вновь созданные амфибийные силы бундесмарине и находился в этой должности до своего выхода в отставку в 1970 году в звании флотиллен-адмирала.

Умер Отто Кречмер в 86 лет из-за несчастного случая — во время прогулки на теплоходе он поскользнулся на сходнях и сильно ударился головой. Его немедленно госпитализировали, но он скончался от полученной травмы 3 августа 1998 года.

-11

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWs

Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.

🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь и получите приветственные подарки: https://krbli.ru/3v2h7WK

Другие интересные материалы: