А какой-то их прошлых статей я критиковал этот блок на чем свет стоит. Но сейчас расскажу, как им пользоваться на практике. Только, конечно, это не будет классический учи уке, к которому каратисты привыкли. Каратисты его тренируют как? Выполняют на уровне тела, да еще по некой классике – кулак идет от противоположного бедра. Потом надо, чтобы кисть ушла в сторону чуть сильнее локтя.
Ну а дальше рассказывают и показывают, что этим блоком можно даже верхний уровень, то бишь голову, защищать. Вот только тут промашка вышла. Посмотрите внимательно, как при помощи учи уке закрывают верхний уровень. Ничего похожего на классику и базу уже не видно. А именно – кулак уже не уходит в сторону за локоть. Очень часто локоть уходит в сторону за кулак.
В качестве примера приведу ролики с одного из каналов, который вам уже знаком. Сразу хочу сказать, ссылки на ролики из этого канала я привожу не из желания «наехать» на канал. А скорее наоборот. Канал очень хороший в том плане, что нюансы техники разбираются последовательно и четко, то есть можно получить достаточно целостное представление о Шотокане. То, что я не согласен со многими техническими решениями в Шотокане, никак не умаляет достоинств самого канала. Я потому к нему и обращаюсь, что на нем очень легко найти нужные технические нюансы.
Итак, по делу. Смотрим на 1 мин 45 сек:
https://dzen.ru/video/watch/635bc07054bc7326ff3705a5?t=4
Достаточно хорошо видно, что при блокировке удара в уровень головы, локоть обороняющегося уже потерял всю «классичность и базовость». Аналогичную картину мы увидим и здесь:
https://dzen.ru/video/watch/636a0a3ede009f445df37566?t=5
И что примечательно. Смотрим кадр 1 мин 10 сек. Защищающийся на автомате ошибся. То есть инстинктивно он выполнил другой блок, а не блок типа учи уке. Потому сразу поправился. Почему это произошло? Именно потому, что он не может эффективно управлять локтем на верхних уровнях. Это «привет» от той же базовой техники, которая якобы должна потом работать всегда и везде, но по факту такого не происходит.
Почему локоть должен быть всегда ближе к центру тела, чем кулак? Потому что в ином случае удар может просто «опрокинуть», смять блок, просто надавив на предплечье или кисть. С другой стороны, правильный «баланс» локтя и кисти открывает интересные возможности.
Ну что ж, правильное выполнение данного блока – это, прежде всего, защита головы с опущенных рук. Смысл этого блока – высокая скорость за счет того, что рука на блок выходит по дуге, то есть по кругу. Рука вращается в локте, локоть при этом поднимается вверх и плечо еще отводит руку в сторону, изнутри наружу. Ладонь раскрыта и смотрит вверх, пальцы немного в сторону. Только вот ладонь не надо выворачивать фанатично под всякие «жуткие» градусы. Лишних напряжений быть не должно. На первом месте функциональность, а не танцевальная красота. Таким образом в результате это отдаленно похоже на блок тан сао в Вин Чунь по положению кисти руки.
Ну и, естественно, кисть руки чуть сильнее в сторону, чем локоть. Далее тема такая. Поскольку блок скоростной, но слабый, то сильный удар он может и не преодолеть. В смысле не суметь отвести в сторону. Поэтому в запасе есть маленькая хитрость (кстати, всем давно известная, ничего нового).
Кисть надо зафиксировать в пространстве по положению, но при этом повернуть кисть ладонью вниз. Это простейший метод как резко усилить блок. Мы просто меняем ориентацию руки. Поскольку кисть оказалась нависающей над рукой противника, пойманной на блок, то нам ничего не мешает «захлопнуть крышку кастрюли». То есть кисть просто опускается и делает захват руки противника.
Но при этом движение блока изнутри-наружу сохраняется, и мы захваченную руку противника продолжаем отводить в сторону, добавляя к этому движение «тянуть на себя».
В результате мы в определенной степени выводим противника из равновесия.
Теперь есть нюасны. Первый – поскольку мы противника несколько тянем на себя, то в результате поворачиваемся к нему правым боком (блок делали левой рукой). И главная ошибка всех и вся в этом случае – это попытка полноценно атаковать правой рукой, особенно неуместен тут будет тсуки. Почему? Потому что при большой скорости и интенсивности такой блокировки (что необходимо для боя), вас слишком быстро развернет к противнику правым боков. И правой рукой можно будет атаковать только в стиле Джеба.
Зато левая рука в любой момент отпускает противника и прямо с той точки где находилась без всякой лишней «классической техники»» моментально летит по прямой линии в сонную артерию или подбородок противника. Это движение в том числе усиливается и ускоряется за счет резкого рывка правой руки назад как в каратэ.
Вот это – все, что я описал, это делается в одно движение на предельной скорости.
У блока есть еще один очень важный нюанс. Если вы к противнику стоите чуть левым блоком и он атакует правой, то вышеуказанный блок делать можно, но есть другие более лучшие решения. А от теперь представьте ситуацию.
Вы стоите к противнику чуть левым блоком, противника атакует правой рукой, блокируете ее своей левой изнутри-наружу, но противник тут же бросает удар левой вам в открытую правую часть вашей головы. Вот тут подобный блок может вас просто спасти. Потому как другие блоки будут «неудобными».