Предновогодняя суета в квартире, где ждут гостей. В углу стоит наряженная ёлка и вкусно пахнет из кухни. Пятилетний Денис сидит на ковре возле ёлки и играет в планшете. Марина - мама Дениски торопливо крошит салаты и выставляет на стол праздничную посуду. Скоро придут гости.
По телевизору идёт первая серия «Иронии судьбы...» Пётр – глава семейства болтает по телефону:
- Договорились! У нас уже всё готово. Вас ждём. Остальные тоже скоро подтянутся, – кивает он, - собираемся обычной компанией: мои старшие братья Василий и Кирилл с жёнами и отпрысками, Сорокины с детьми, Полянские и вы. Да, кажется, Марина ещё пригласила кого-то из своих одиноких подруг. Я толком не знаю кого. А так все, как всегда. Давай, ждём!
- Петя! – кричит из кухни жена, - сбегай в магазин. Майонеза не хватает, купи. Да, и «Карачинской» возьми упаковку. Знаешь, как много все пьют после салатов… Поторопись, а то не успеем.
- Не волнуйся, - улыбается Пётр, одевая в прихожей куртку, - всё успеешь. А не успеешь, женщины помогут. Все свои, кого стесняться? Ладно, я быстро.
Хлопнула входная дверь. Марина поспешила на кухню. Спустя пару минут в зале раздаётся грохот.
Марина вбежала и ахнула. На полу лежит ёлка, рядом пара разбитых игрушек. Из-за стола выглядывает перепуганный Денис.
- Мам, я только шарик хотел посмотреть, - виновато говорит он, - оно само упало…
- Ах, само? – иронично переспрашивает мать и берёт сына за руку, - пошли-ка в угол.
- Она сама упала, мам… - канючит еле успевая за мамой сын.
Они вошли в спальню, где тихо работает телевизор и в кресле дремлет пожилой мужчина. Мать включила свет. Увидев свёкра, вздрогнула. Сергей Иванович всегда так тихо сидит где-нибудь, что о нём все забывают. «Чёрт! А свёкру-то мы ничего не купили в подарок, - вспомнила она и спросила:
- А вы чего в темноте сидите, Сергей Иванович?
Мужчина рассеянно поглядел на неё и сел поудобнее. Она поискала глазами угол и не нашла. Всё заставлено.
- Вот твоё место, сиди здесь, - она посадила мальчика рядом с дедом на стул и забрала у него планшет, - а это ты не получишь до тех пор пока не признаешься, что уронил ёлку. Пора отвечать за свои поступки. Ты наказан!
Мама ушла. Денис грустно вздохнул и посмотрел на деда. «Похоже, что он тоже наказан. Раз сидит здесь один», - подумал малыш и спорил:
- Деда, а тебя за что наказали?
- Наказали? – переспрашивает он, не понимая, о чём идёт речь. Потом подумал и усмехнулся, - да, похоже, что тоже наказан. Но только не мамой, а жизнь наказала… - он тоскливо вздыхает. - А за что? - смотрит на двери, - плохо сына воспитал. Папку твоего, мало наказывал.
- Папу?! – вскрикнул Дениска и подбежал к деду, - ты наказывал моего папу? – спрашивает малыш, усаживаясь к нему на колени. - Расскажи!
- Давно это было, начал свой рассказ Сергей Иванович, - папка твой такой, как ты тогда был… - подумал вспоминая, - или даже моложе. Тоже Новый год праздновали… Как праздновали? Тогда такой роскоши и разнообразия продуктов не было, но тоже весело отмечали.
- Ты тоже, как мама… - он сердито надул губы и повернулся к двери, - отбирал у него планшет?
- Нет! – рассмеялся дед.
- Вот! Вот видишь, а она… – обрадовался мальчик, - это не справедливо лишать меня план…
- Тогда не было планшетов, - неожиданно сообщил дед. Мальчик удивлённо выпучил глаза и задумался.
- Совсем, совсем? – спрашивает он, - ужас какой!
- У детей тогда были другие игрушки, - отвечает дед, продолжая рассказ, - машинки, рогатки. И вообще дети предпочитали бегать на улице во дворе с ребятишками. На горке катались, в снежки играли, крепости строили. А теперь ты сидишь один, как старичок и пялишь глаза к эту штуковину… а мимо пробегает жизнь.
Дед вздохнул и замолчал. Денис не всё понял из того, что он говорит. Нетерпеливо ёрзает у него на коленях и просит:
- Дед, ты лучше расскажи, как папу наказывал, а?
- Так вот я и говорю.
***
Много, много лет назад.
Скромная квартира в новостройке. Семья, в которой трое детей: Василий пятнадцать лет, Кирилл десять и Петя – четыре года, готовится праздновать Новый год. Ждут гостей.
На столе винегрет, солёные огурчики и помидорчики, что передала бабушка, нарезка из копчёной колбасы, селёдка под кольцами лука и политая подсолнечным маслом. На горячее хозяйка заранее налепила пельмени, что стоят на балконе и ждут своей очереди.
Пришли знакомые и родственники, много детей. Подростки уединились отдельно от малышни, а Петя, как самый маленький остался один у ёлки.
Ему скучно. Он с интересом разглядывает игрушки и осторожно трогает их пальцем, встав на цыпочки. Потом сел на корточки и увидел под ёлкой пластмассового деда Мороза. «Не живой, - разочарованно постукал он кулачком по голове сказочного деда, - а как же он желания исполняет?»
Машинка, с которой ему надоело играть, осталась лежать на полу. Он ходит вокруг ёлки и зажмурив один глаз любуется гирляндами, которые мигают. «Если я возьму себе один маленький огонёк, - думает он, выбрав зелёную лампочку, - никто не заметит». Он выкрутил лампочку и ёлка погасла.
Перепугался. Попятился, споткнулся о свою машинку и упал. Громко заплакал. Вбежали отец и мать.
- Что случилось? – спрашивают они хором. Замечают, что гирлянда потухла.
- Серёжа, почини гирлянду, - просит жена и обращается к сыну, - Петя, где болит?
- Перестань с ним сюсюкать! – строго говорит отец, проверяя гирлянду, - так из него мужик никогда не вырастет.
Прошло полчаса.Сергей, наконец, замечает отсутствие одной лампочки и берёт сына за руку:
– Ну, чего нюни распустил? Признавайся, что нашкодил?
- Серёжа, - одёргивает его жена, - он ещё ребёнок.
- Он уже человек! И должен уметь отвечать за свои поступки! – строго отвечает отец, - ну! Я жду!
- Вот! – протягивает Петя злополучную лампочку, - я только посмотреть взял…
- Ах, посмотреть? – строго спрашивает отец и ведёт его в угол.
- Ты наказан! Пока не осознаешь, что поступил плохо и не попросишь прощения, не выйдешь из угла.
Он сердито глянул на жену, и она виновато пожав плечами, вздохнула.
Пете показалось, что он стоит уже здесь целую вечность. За его спиной весело пробегают дети, звучит музыка из магнитофона, взрослые что-то обсуждают. А он наказан.
Потом все куда-то ушли, и он остался в комнате совсем один. «Телевизор смотрят», - догадался он. Петя навалился лбом на стенку и ковыряет пальцем цветок на обоях. Ему очень обидно: «Там сейчас, наверное, играют моими новыми игрушками другие ребята… А про меня все забыли». Слёзы покатились по его щекам. Он громко зашмыгал носом.
За спиной послышались шаги. Мальчик вытер кулаком слёзы и громко засопел.
- Что? Стоишь? – Спрашивает кто-то за спиной, - не надоело?
- Мне нельзя выходить пока не разрешат, - отозвался он и грустно вздохнул, - я всё понял, больше не буду… А ты кто?
- Я твой дядя - дядя Стёпа, - представился он, - мы сегодня приехали из Новосибирска.
- Дядя! – обрадовался мальчик, - ты уже большой, значит, можешь разрешить мне выйти? Мне новые игрушки надарили, я ими ещё не играл.
- Игрушки… - заинтересовался незнакомец, - а давай, выходи! Разрешаю! Показывай свои игрушки!
Через несколько минут отец хватился сына и обнаружил, что в углу его нет. Заглянул в спальню и увидел такую картину.
На полу разложив все машинки, новый красный экскаватор и пожарную машину играет сын Петя и его дядя Степан. А ещё через пару минут они уже оба стояли в углу.
- Почему? – не понял Денис, - мне же дядя разрешил выйти…
- Дяде Стёпе к тому времени самому исполнилось только семь лет, и отменять наказание он не имел права. Конечно, стояли они в углу не долго, минут пять, но оба. Потом все вместе сели за стол и праздник начался.
Сергей Иванович рассказал ещё несколько историй из жизни Денискиного папы. Мальчик внимательно слушал, прижавшись к деду. «Зачем лизать сосульки? – думает он про себя, - можно просто купить мороженое. Мне мама всегда покупает».
Потом всех позвали к столу провожать старый год. Дениска не понял - «как этот старый год и куда он уходит?» Он сидел рядом с дедом и болтал ногами под столом. Сергей Иванович ласково погладил его по голове.
***
Самые тёплые воспоминания – это воспоминания из детства, а если они ещё и связаны с Новым годом, то приятнее вдвойне…