Сколько вопросов в рамках исследования можно задать прохожему на улице, посетителю торгового центра? А давайте еще два вопроса добавим?
Рассмотрим, почему «длинная» анкета в опросах – это почти всегда синоним низкого качества исследования?
- Респонденты, которые не выдержат до конца интервью и не попадут в выборку, могут существенно отличаться от тех, кто остался. Таким образом, выборка будет искажена, а исследование может оказаться бессмысленным. Даже при необходимом количестве и аккуратном заполнении анкет качество такого исследования может иметь оценку «фиаско».
- Если респондент устал от вопросов, вторая половина анкеты может быть заполнена «на отвали». Не задумываясь и не вникая, респондент будет указывать любые ответы, лишь бы это быстрее закончилось. Особенно это легко сделать в онлайн анкетах (самозаполнение), где респондент наедине с анкетой и отсутствует бдительный интервьюер.
Для полного заполнения длинной анкеты, конечно, интервьюер вынужден быстрее зачитывать вопросы и торопить респондента.
В онлайн-опросах, где анкета заполняется респондентами самостоятельно, анкета должна быть еще короче, чем при опросах интервьюерами! (подробнее: https://scanmarket.ru/blog/oflayn-ili-onlayn-opros п.п.9-10-11).
Если Вас стригут в два-три раза быстрее, чем обычно – качество такой стрижки Вас устроит?
Если таксист летит с двойным-тройным превышением скорости – какова вероятность, что Вы приедете не туда, куда планировали? Длинная анкета – такой же признак «высокоскоростной» услуги.
Количество вопросов в анкете дает лишь приблизительную оценку длительности интервью. Встречаются табличные вопросы, которые, по сути, являются вложенным списком вопросов. В телефонных опросах они занимают больше времени, чем в очных (где есть возможность показать таблицу). А иногда респонденты «зависают» на вопросах, требующих больше времени.
Даже зная точную длительность анкеты (5-10-15 минут), неизвестно, выдержит ли ее аудитория текущего исследования. Можно было бы указать размер «стандартной» анкеты (до 25 вопросов и до 10 минут), но в каждом конкретном случае этот стандарт может не подойти. Например, анкета для уличного опроса мигрантов заметно короче аналогичной анкеты для московских аборигенов. Летняя анкета может оказаться слишком длинной для опроса зимой на улице (в северном полушарии).
Казалось бы, должны быть исключения и есть места, где респонденты никуда не торопятся (залы ожидания аэропорта или вокзала, больничный стационар, шиномонтаж). Однако, увы. И там после 10-15 минут интервью респонденты теряют интерес к анкете – получаем отказы или ответы наобум.
Для удержания респондентов в пределах адекватной длительности исследователи активно используют поощрение (шоколадка, купоны на мороженое, кофе, пончик, сувенирка). Такие подарки позволяют легче рекрутировать, а также хотя бы символически возмещать респондентам потраченное время. Рассчитывать, что шоколадка позволит удержать респондента долгое время, не стоит.
Для оценки реальной длительности интервью и рабочего размера анкеты обязательно проводится полевое тестирование (пилотаж) анкеты. Это – обязательный этап работ. На пилотаже оценивается приемлемая длительность интервью, уточняются формулировки и делается оценка сроков полевых работ. По итогам тестирования могут вноситься изменения в анкету и поэтому результаты пилотажа обсуждаются с Заказчиком.
Поэтому в количестве вопросов в анкете и длительности интервью нет никаких чудес, фокусов и секретных методик.
Не ждите качества от длинных анкет – нормальные люди не заполняют длинные анкеты!