Мы уже писали про Жюля Верна, наследие которого – тысячи горящих любопытством глаз будущих ученых, изобретателей и первооткрывателей. В России же таким вдохновителем был Александр Беляев, так и прозванный за его визионерство - “русский Жюль Верн”.
Мечты
Одним из лучших романов Александра Беляева - роман о любви и о том, как используются достижения науки в корыстных целях, совершенно не заботясь при этом о вреде, который наносится другим людям и природе. Этот роман – “Человек-амфибия”, изданный в 1928 году. И конечно такой интересный фантастический материал всегда манил американцев как сценарий для красивого блокбастера. Нв в то время масштабные съемки под водой казались темой для отдельного фантастического романа. Казались они несбыточными и в 1958 году, когда Владимир Чеботарев берется за проект фильма по сценарию уже 10 лет лежавшему в дальнем ящике студии “Ленфильм”.
Подготовки к съемкам начались с консультаций с подводниками, в числе которых был Рэм Стукалов, чемпион страны по плаванию под водой. Итогом консультаций стало заключение: “затея очень сложная, но возможная”.
Когда новость о готовящемся проекте достигла США, газета “The New York Times” опубликовала сардоническую статью, заметив, что самому Уолту Диснею пришлось отказаться от идеи адаптации “Человека-амфибии” из-за всех сложностей подводных съемок, а “русские с их допотопным кинооборудованием решили испытать судьбу”. Тем не менее, фильм, план съемок которого даже на “Ленфильм” считали рецептом катастрофы, получил “зеленый свет”.
Воплощение
Владимир Чеботарев имел опыт подводных съемок, полученный им за время работы на научно популярных фильмах. Вместе с консультантами он разработал систему для съемок интервалами по минуте-две, в перерывах актеры и группа могли дышать через трубку акваланга. Съемки были тяжелые. Фильм решили снимать в Крыму. Чтобы решить проблему немногочисленной флоры и фауны Черного моря в воду перед кинокамерой опускали большой аквариум, заселенный разной живностью. “Магия кино” запечатлела на пленке богатый сказочный мир. Сами съемки начались с обучения плаванию под водой Владимира Коренева, сыгравшего Ихтиандра, и Анастасии Вертинской, сыгравшей Гуттиэре. К концу съемок Анастасия Вертинская отказалась от погружений с инструктором и сама выполнила трюк – погрузилась на дно, где лежала неподвижной какое-то время.
Несмотря на подготовку и предосторожность съемочной группы, участники не раз попадали в опасные ситуации. Например, был снят эпизод, в котором Владимир Коренев опускается на дно с привязанной цепью. Державший ее матрос допустил ошибку и 60-метровая железная цепь чуть не утащила актера на дно. Полученный опыт и разработанная для подводных съемок система решили множество технических вопросов для будущих поколений кинематографистов. Такая система используется в кино и сегодня.
Результат
“Человек-амфибия” стал первым фильмом в истории мирового кинематографа, снятым преимущественно под водой, и в 1961 году имел огромный успех не только в СССР, но и во всем мире. Даже именитый американский режиссер Квентин Тарантино признался, что этот фильм – его любимый советский кинопроект.
Получившаяся кинокартина собрала у киноэкранов 65 млн зрителей только в Советском Союзе, получила множество наград по всему миру за новаторство и смелость. А нам – оставила хорошие воспоминания.
И в этом большая заслуга писателя, который вдохновил преодолеть преграды считавшиеся фантастикой.
А вы читали книги Александра Беляева? Какая самая любимая?