Найти тему

Уч-Кош

Ещё одно место на карте Крыма, которое не отпускает. Уч-Кош, роскошное глубокое ущелье-каньон прямо над Ялтой. Когда-то очень давно мы оказались на обочине Романовской дороги недалеко от большой осыпи Мартин-Кош высоко над пропастью, даже не подозревая, что по ущелью можно пройти! Теперь Уч-Кош для нас — уже не загадка. Но притягательная его сила снова и снова манит, и визит в Ялту невозможен уже без похода туда.

Раньше вылазки выше Советского, вдоль левого берега ущелья реки Балы, грозили штрафом, так как это уже территория Крымского природного заповедника, но нам везло — там поверху совсем небольшой заповедный кусочек, чтобы быстро его проскочить и спуститься вниз, где уже вместе с правым берегом — территория Ялтинского горно-лесного заповедника, по которому раньше можно было гулять довольно свободно. Ныне же крымские заповедники объединились в единую структуру «Заповедный Крым», для посещения маршрутов в котором нужно оформлять на его сайте пропуск...

Утренним автобусом мы доехали до санатория «Долоссы» в посёлке Советское. И свернули, отмежевавшись от гружёных чемоданами отдыхающих — вверх, по усыпанной хвоей тропке. Сосны быстро сомкнули ряды стволов за нашими спинами, скрыли разномастные корпуса. Мы вышли на просеку — и неожиданно решили не подниматься к привычной дороге на скалу Плаки-Кая. Просека огибала склон, упорно стремясь к ущелью. И оказалось вдруг, что это не просто просека, а санаторная тропа, натоптанная и удобная. Даже лавочки стояли над обрывами — там, где расступались деревья, открывая нависающие над ущельем могучие скалы. На скалах сияло солнце, алела вдоль тропы скумпия, пахло хвоей. Резвилась среди деревьев парочка нарядных шустрых дятлов.

Тропа была для нас новой — и оттого особенно восхитительной. Очень интересно было идти через солнце и сосны, открывая всё новые повороты, ракурсы, скалы… Сияла в просвете ущелья белая Ялта. А потом тропа выгнулась над ущельем дугой. И стало понятно, что дальше хода нет. Столбики ограждения — наследие далёкого прошлого — опасно кренились к обрывам. А за ними оползень съел даже следы тропы. Жаль — с этого места открываются роскошные виды! На крутом обрыве под тропой не растут сосны, и величественный скальный амфитеатр открывается как на ладони. Жаль только, что вся эта красота не влезает в кадр целиком…

Горя Биюк-Кабоплу
Горя Биюк-Кабоплу
Скала Плаки-Кая
Скала Плаки-Кая

Рядышком мы отыскали спуск — и узкая тропа, петляя меж могучих корней, погрузила нас в сырой полумрак ущелья. Журчала речка Бала среди камней и поваленных деревьев. Спустилась следом за нами экскурсия — похоже, местные школьники изучали таким образом новомодный предмет «Окружающий мир». Ну, или подобный ему аналог. И мы немножко позавидовали детям, у которых уроки могут проходить в таком месте… Школьники с учителем во главе по камням и брёвнам пересекли речку — и направились вдоль русла.

-5

Мы присели у воды, перекусили, любуясь дремучей сумрачной красотой — и тоже перебрались на другой берег.

-6

Ущелье, тесное и влажное, было поглощено плотной тенью. Где-то высоко над головами светило на вершины скал яркое солнце — а мы шли узким каменным туннелем вдоль реки, то взбираясь на тропу, то прыгая по камням через воду. Это были врата Уч-Коша — глубокая изогнутая теснина, словно бы отсечённая от мира отвесными скальными стенами. Наконец впереди забрезжил солнечный свет.

Река вывела на открытое пространство, скалы ущелья отступили в стороны. Лес по берегам ещё хранил следы золотой осени. Островками багровела среди сосен скумпия. Река здесь едва журчала, русло было почти сухим. Только изредка встречались ванночки с прозрачной зеленоватой водой. Мы дошли до водопада. Он был жив и довольно полноводен, бойкие струи сверкали под солнцем. Над каменными ступенями нижнего порога шумели ещё два яруса водопада.

Мы полюбовались на водопад — и возвратились по руслу назад, к развилке, у которой начиналась тропа на вершину Плаки-Кая и далее к роднику «Восьмёрка».

-9

До чего хороша тропа к «Восьмёрке» в солнечный день! Светлый сосновый лес прозрачен и радостен, и нет уже ни спусков, ни подъёмов — сплошная приятная прогулка, полная запаха хвои, и хочется идти и идти бесконечно… А по пути — два выхода на скалы, под которыми — глубокое ущелье, тенистая теснина, речка далеко внизу, заповедное дремучее эхо, опутанные плющом скалистые обрывы. И причудливые сосны на вершинах над воротами Уч-Коша.

Потом тропа окончательно ныряет в лес. Выгнутый длинной дугой траверс ведёт по заросшему соснами и скумпией склону, огибая ущелье. Светятся сквозь монументальные стволы далёкие дымчатые обрывы. И эхо снизу доносит обрывки далёких голосов — Уч-Кош никогда не пустует, здесь и правда любимое место прогулок для ялтинцев…

Родник «Восьмёрка» прячется среди роскошных папоротников. Они в своём осеннем варианте особенно хороши — охристо-рыжие, резные, словно диковинный узор на бархатном фоне глубоких теней. Здесь как-то неожиданно заканчивается высотный траверс, и оказывается вдруг, что под ногами больше нет высоты, родник бьёт из склона над ровной площадкой, дальше начинается дорога на Балан-Кая. Та самая, с которой совсем недавно мы поднимались на хребет Баланын-Каясы.

Мы попытались пройти вдоль русла вверх, к водопадам ручья Мастреиз — но тропа оказалась весьма условной, заваленной буреломом, и от идеи решили отказаться. Отправились знакомой дорогой вверх на Балан-Кая, чтобы напоследок ещё раз полюбоваться ущельем сверху.

-13

Мы сидели на поляне и ужинали, а небо над нами расчерчивалось живописными полосами облаков и следов, оставленных самолётами. Над поляной возвышались могучие сосны. Тёплый свет низкого солнца лежал на лесистых вершинах гор, украшенных каменными гребешками. Маленькая смотровая площадочка обрывалась вниз головокружительными скальными отвесами. И вокруг — простор, небо и скалы!.. А над растительностью соседней поляны высилось могучее дерево, навевавшее воспоминания о киношной Пандоре.

-15
-16

Cпускались живописной тропой-туннелем меж покатых склонов, сосен, скумпий и думали о ценности каждой из проведённых здесь минут. Это была красивая и удобная для спуска тропа, и сегодня, при вечернем свете, она выглядела ещё наряднее.

-17
-18
-19

Грунтовкой, усыпанной шишками, мы вышли к Озеру. Здесь в беседке под навесом гуляла компания молодёжи. Вечерний свет лежал на воде озера, золотился в островке камышей. Мы шли к Васильевке — и всё оглядывались назад, на освещённый медовым солнцем Уч-Кош. Мир вокруг был таким светлым и нарядным, что казалось, будто до заката ещё далеко, и немного обидно было уходить. Но когда мы дошли до Васильевки, солнце уже кануло за горы. И в рассеянном свете быстрого подгорного вечера мы опять гуляли любимыми улочками, и спускались пешком к Ялте. Вершины над Уч-Кошем были розово-лиловыми, и светились жёлтым дома на окраине Васильевки, И было странно думать, что люди, живущие здесь, каждый день видят подобные картины — и, скорее всего, вовсе не обращают на них внимания…

Хурма. Котика видите? А он есть!
Хурма. Котика видите? А он есть!

Наступал очередной тёплый и нарядный осенний вечер. С розовым небом и такими же красочными котами… Знакомой уже дорогой мы вышли в Ялту — на мерцающую радостными огнями Киевскую — и уже мечтали о «Трактире», чтобы завершить чудесный день отдыхом и вкусным ужином…

-22
-23

Ялта, Крым, 22 октября 2013 г.