Найти тему
Мекленбургский Петербуржец

Бронзовый звездец

«Мекленбургский Петербуржец» старается активно расширять спектр тем, интересных нашим подписчикам и читателям. В рамках подобного «расширения горизонтов» мы будем публиковать статьи наших друзей. Один из них – Гнэл Унанян – очень толковый камрад, с которым мы много лет знакомы по работе. Одна из работ камрада – «Бронзовый звездец» на исторических примерах рассказывает о том, как хрупка мировая цивилизация и что может произойти с ней из-за банального нарушения международных торговых связей.

Автор: Гнэл Унанян. Опубликовал: «Мекленбургский Петербуржец»

Всякий раз, когда в мире происходит что-нибудь эдакое, в моё безмятежно сонное сознание врываются десятки знакомых, друзей, знакомых друзей и т.д. с вопросом «Ой, что же теперь будет?!» Если для вас это праздный бессмысленный вопрос, бросьте читать эту муть прямо сейчас.

Всем остальным я неизменно отвечаю: «Ничего такого, чего ещё не было». Человечеству уже достаточно много лет для того, чтобы начать повторяться. Происходящее с нами прямо сейчас уже когда-то было, а интернетные эксперты, рассказывающие об уникальности текущей мировой ситуации, просто не учили истории. Глотните валерьянки, я начинаю рассказывать жутко актуальную историю из глубины веков.

Примерно в XIII веке до нашей эры центром мира было Средиземноморье. Там проживала львиная доля тогдашнего человечества и существовали мощнейшие государства Ойкумены. Гегемоном того мира был Египет. В супердержавы он выбился благодаря тому, что мог, используя заливные берега Нила и почти бесплатный рабский труд, много и дёшево печатать баксы… а нет, прошу прощения - выращивать пшеницу. В долине Нила собирали по два урожая в год (да каких урожая!) в то время, когда все остальные жили впроголодь, ковыряя землю деревянной сохой.

В какой-то момент очередной Размес сообразил, что если продавать излишки пшеницы другим народам, то можно от них в обмен получить вообще всё и в первую очередь бронзу.

Бронза была плутонием того времени потому, что если у тебя есть тысяча воинов с бронзовыми мечами, то ты можешь начистить рыло кому угодно. Ну кроме того, у кого есть две тысячи воинов с обшитыми бронзой щитами. Однако бронза, которая как известно выплавляется из меди и олова, была страшно дорогой из-за дефицита сырья. Ну то есть меди-то как раз было навалом вот тут рядом - в Передней Азии, надо было только чуть подвинуть хеттов. А вот олово приходилось везти аж из Северной Европы и даже с Британских островов, что по меркам того времени было жопа мира и край света соответственно.

Надо понимать, что в те времена голод был никакой не абстрактной величиной. Запасов продовольствия особых не было. Неурожай в любом отдельно взятом регионе означал, то правитель из своей кубышки кормит воинов и жрецов, а все остальные просто дохнут от голода в промышленных количествах. Поэтому предложение Египта всех накормить от пуза было принято с воодушевлением.

В результате этого образовался так называемый мир-система бронзового века. Вокруг поставок египетской пшеницы и обратного потока меди, олова, предметов роскоши и т.д., и т.п. закрутилась нехилая международная торговля. Настолько нехилая, что лазурит, которым фараоны любили украшать свои золотые маски, по результатам спектрального анализа оказался привезённым из Афганистана [помимо этого у фаранонов и высших жрецов той же эпохи находили красивые няшки из нашего балтийского янтаря – прим. «Мекленбургского Петербуржца»].

У каждого народа, у каждого государства в этой системе была своя роль. Финикийцы, например, были дальнобойщиками. Это, скажу я вам, были отчаянные парни. В то время как все остальные плавали по Средиземному морю короткими перебежками от острова к острову, они имели смелость проходить Гибралтар, а потом ещё идти вдоль всего побережья Бискайского залива. А там сплошь дикие племена, каждая ночная стоянка может стать последней в жизни. Потом ещё надо было как-то договориться с пиктами или кельтами насчёт олова и серебра. Тоже, в общем-то, квест.

Ахейцы (это будущие греки) занимались таможней и силовыми операциями против пиратов, грабителей и прочих экстремистов. С этого дела им, конечно, неплохо прилипало к рукам. На всех крошечных островках Эгейского моря, которые в норме не могли бы прокормить и сотню козопасов, повырастали пафосные полисы и вот эти все Агамемноны с Ахиллесами. Больше всех разожрался, конечно, Крит, торчавший прямо посередине всей движухи. Каботажное судоходство плотно опекалось греческими царьками. Они между собой непрерывно срались за зоны влияния (но в пределах дозволенного) и дружно ненавидели финикийцев, которые им ничего не платили со своей торговли, а общались напрямую с Египтом.

Вся это история счастливо просуществовала около 200 лет и дошла до вершин доисторической экономики. В 11 веке до нашей эры были уже развиты вексельные операции, товарный кредит, были даже фьючерсы на будущие урожаи зерна, стоимость которых определялась по предсказаниям соответствующих жрецов. Добавленная стоимость от торговли египетским зерном распределялась по всей Ойкумене вплоть до самых захудалых вождей северных племён, которым платили за транзит. Многие полисы тупо забили на земледелие - а зачем? - и ударились исключительно в торговлю. Кое-кто из самых прогрессивных греческих правителей додумался даже сдать своих земледельцев в рабство в Египет. Ну а чего? В Греции они просто лишние рты, а в Египте - эффективный трудовой ресурс. Вожди северных племён даже перестали грабить соседей. Ну глупо же огребать лишний гемор, если какие-то богатые идиоты из тридевятого царства регулярно тебе платят просто за проезд по твоей земле!

Накрылось всё это благолепие из чистого пустяка. Где-то примерно за тыщу лет до рождества Христова в Египте случилась продолжительная засуха. Целых семь лет подряд Нил не разливался, и урожая не было. Во времена, скажем, Рамзеса Шестого, это было бы не очень большой проблемой, но на тот момент Египет вступил в так называемый третий переходный период. Ну то есть жрецы разных храмов окончательно запутались в своих интригах друг против друга, бюрократы стали слишком много воровать из казны, а текущий Рамзес никак не мог заделать своей Нефертити Рамзеса следующего. Поэтому в Царстве был немножечко бардак и экспорт зерна прекратился. Совсем.

«В смысле?», – немедленно возмутились всевозможные дорийцы, фригийцы, сарды и прочие слегка нецивилизованные получатели грантов - «Как это не будет денег?». Собравшись приличной такой ордой, они похватали колья и дубины и отправились на юг разобраться что за нафиг.

По пути они, естественно, присваивали всё что могли унести, а что не могли просто уничтожали.

Досталось всем.

Греческие полисы были сожжены все до одного. Большая часть из них так и осталась живописными руинами по сей день. Ахейцы навсегда потеряли три четверти населения, знаменитую линейную письменность, ремёсла, искусства и знания о судостроении. Почти четыреста лет они ползали в грязи и невежестве, прежде чем заново возродились в обличии эллинов.

Отдельно досталось Криту. А там, между прочим, во дворце царя Миноса было горячее водоснабжение и канализация. Повторно что-то в этом роде появится только в Риме лет эдак через семьсот.

Хеттское царство - второе по силе после Египта - растёрли в такой мелкий порошок, что язык исчез, люди разбежались и были ассимилированы другими народами, а большинство материальных объектов культуры археологи теперь восстанавливают по песчинкам.

Финикийцам повезло чуть больше, они жили в самом дальнем юго-восточном углу, где теперь Ливан, и до них докатились далеко не все из «народов моря». Но и они без морской торговли захирели и в итоге попали под власть персов.

-2

Египет кое-как отбился, всё-таки десятки тысяч бронзовых мечей - это не кот чихнул. Но победа оказалась пирровой. Переход от 20-ой династии к 21-ой получился так себе. Египет поделился на две части, потом начались проблемы с ливийцами, ну а потом персы, римляне и пошло-поехало. Больше Египет никогда не был реальной империей.

По результатам всей этой байды прекрасный глобализованный мир, основанный на международной кооперации и специализации стран рассыпался буквально за тридцать-сорок лет. Наиболее прогрессивная часть тогдашнего человечества уменьшилась раза в три-четыре, разучилась читать и писать, строить что-то сложнее землянок, а уж про ходить по морю не было и речи. Человечеству пришлось потратить примерно пятьсот лет, чтобы вернуть хоть часть прежних знаний и культурных достижений.

Историки эту штуку называют «бронзовый коллапс».

Как они назовут то, что произойдет со всеми нами уже очень скоро, я не знаю.

Я бы назвал »Вполне Заслуженный Звездец».

@Mecklenburger_Petersburger

Мекленбургский Петербуржец в:

Telegram

Яндекс.Дзен

Youtube