ВОТ ЭТО ДЕНЕК! (ч.1): УРОК О ВЛАСТИ
ВОТ ЭТО ДЕНЕК! (ч.2): УРОК О СЫНОВСТВЕ
ВОТ ЭТО ДЕНЕК! (ч.4): УРОКИ О БЛАГОДАРНОСТИ И ПРИГОТОВЛЕНИИ
ВОТ ЭТО ДЕНЕК! (ч.5): УРОК ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ
Затем Иисус рассказал притчу, в которой показал, что религиозные руководители использовали свою власть в целях самообогащения и самопрославления. Эта притча также раскрывает дьявольские мотивы желания убить Его.
ВОПРОС
“И Он начал рассказывать народу притчу эту” (Лк. 20:9): “Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградой, выкопал в нем точило, построил башню” (Мф. 21:33). В притче отражена обычная практика тех дней: в целях защиты виноградника вокруг него ставили ограду. “Точило” (“виноградные тиски”; Современный Перевод) состояло из двух продолговатых чанов, высеченных в скале на разных уровнях. В верхний чан засыпали виноград и давили его. Сок стекал в нижний чан, откуда его и черпали. Башня — это высокая платформа, где помещались сторожа, охранявшие виноградник от воров. Эти детали не имеют никакого “более глубокого смысла”; они просто служат декорацией к притче.
И вот хозяин, “отдав [виноградник] виноградарям, отлучился” (Мф. 21:33). Хозяева на время своего отсутствия часто отдавали свою собственность в руки земледельцев, которые обрабатывали их землю. Данный владелец виноградника заключил с арендаторами договор о разделе урожая: они должны были отдать ему оговоренный процент плодов (Мк. 12:2). Издольщики олицетворяли собой руководителей народа. Эти люди отвечали за то, как они заботились (хорошо или плохо) о Божьем наследии. Лука пишет, что хозяин “отлучился на долгое время” (Лк. 20:9). Поставленные руководители много сотен лет отвечали за Божий виноградник, Израиль.
“Когда же приблизилось время плодов” (Мф. 21:34), хозяин “послал в свое время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов из виноградника. Они же, схватив его, били и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали” (Мк. 12:2-5).
Это зверское обращение с рабами хозяина отражает жестокое отношение к Божьим пророкам. Они были гонимы иудейским народом вообще и иудейскими руководителями в частности (Неем. 9:26; Иер. 7:25, 26; Мф. 23:34; Деян. 7:52; Евр. 11:36-38).
После этого озадаченный хозяин сказал: “Что мне делать?” (Лк. 20:13). И решил послать “сына любимого” (Мк. 12:6). Уж сына-то они наверняка уважут (Мк. 12:6); он даже подумать не мог, что будет иначе. Итак, “напоследок послал и его к ним” (Мк. 12:6). Легко можно догадаться, кто такой “любимый сын” в этой истории; это Сам Иисус (Мф. 17:5; Лк. 3:22).
“Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «Это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его»” (Мф. 21:38). Эта наглая логика кажется нам странной; однако, как утверждают некоторые ученые, по иудейскому закону собственность, не востребованная наследником, объявлялась “ничьей”, и всякий мог претендовать на нее. Арендаторы так долго владели землей, что стали считать ее своей. Так же и иудейские иерархи уже не считали себя просто Божьими рабами, которым было поручено исполнение Его воли. На израильский народ они смотрели, как на свою собственность.
В притче издольщики осуществили свой кровавый план: “И, схватив [сына], вывели вон из виноградника и убили” (Мф. 21:39). Всего через несколько дней Христа выведут из Иерусалима и подвергнут распятию (см. Евр. 13:12).
Теперь можно было задать еще один вопрос. Иисус спросил слушавших: “Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?” (Мф. 21:40).
ОТВЕТ
На этот вопрос тоже было не трудно ответить. И они сказали: “Злодеев этих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои” (Мф. 21:41).
Тогда Христос открыл ужасающую истину, вытекающую из их ответа: “Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его” (Мф. 21:43). “Другие виноградари” в ст. 41 и “народ” в ст. 43 — это язычники. Когда иудеи отвергнут евангелие, Божьи посланники обратятся к язычникам (см. Деян. 13:46; 18:6). Слушавшие Иисуса вряд ли до конца уразумели Его слова, но они не могли не понять, что их народу предсказано трагическое будущее. И они воскликнули: “Да не будет!” (Лк. 20:16).
К сожалению, их заклинание было тщетным, потому что Божьи “арендаторы” (руководители иудейского народа) твердо решили убить Его Сына. В доказательство того, что это случится, Христос процитировал из Пс. 117, известного мессианского псалма: “Неужели вы никогда не читали в Писании: «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла...»?” (Мф. 21:42а). У иудейских учителей и руководителей был предвзятый взгляд на Мессию как на царственного военачальника. Когда пришел Иисус, Он не вписался в их образ “истинного Мессии”, и потому они отвергли Его. Иллюстрировали это пустоголовые строители, которые отбросили тот самый камень, на котором должно было строиться все здание (царство).
Что же будет с теми, кто отвергнет “краеугольный камень”? Христос сказал: “И тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит” (Мф. 21:44). Как разбивается брошенный о камень горшок и погибает оказавшееся на пути падающего камня живое существо, так произойдет и с отвергнувшими Иисуса Мессию.
Порой притчи Иисуса не понимали и Его друзья (Лк. 8:9), но на этот раз даже враги без труда догадались, что Он хотел сказать: “И, услышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит” (Мф. 21:45). Может, они не разобрались во всех деталях, но что истории указывают на них и далеки от похвалы, уж это они поняли. С вновь вспыхнувшей ненавистью они “вознамерились... сейчас же наложить на [Иисуса] руки” (Лк. 20:19), но в очередной раз “побоялись народа, потому что Его почитали за пророка” (Мф. 21:46).
ВОТ ЭТО ДЕНЕК! (ч.1): УРОК О ВЛАСТИ
ВОТ ЭТО ДЕНЕК! (ч.2): УРОК О СЫНОВСТВЕ
ВОТ ЭТО ДЕНЕК! (ч.4): УРОКИ О БЛАГОДАРНОСТИ И ПРИГОТОВЛЕНИИ
ВОТ ЭТО ДЕНЕК! (ч.5): УРОК ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ