Так по-русски звучит слово утопия, вам не кажется? Тут так и просятся в родственники глагол утопить и существительное утопленник. Но это совсем другого поля ягоды.
У слова утопия несколько значений, но мы остановимся только на одном. Есть такой жанр литературы (иногда говорят, что это подвид жанра научной фантастики). У книг-утопий есть противоположность – антиутопии. О тех и других ниже поговорим подробнее.
Слово утопия придумал английский писатель Томас Мор. В начале XVI века он опубликовал книгу «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Острова Утопия в реальности не существует. Это вымышленный остров, в котором государственное устройство соответствует идеалу, на взгляд Мора. Автор применил все свои знания юриста, чтобы расписать, как должно быть организовано общество, во всех тонкостях и деталях.
Мор придавал большое значение тому, как назвать этот прекрасный остров, пробовал некоторые другие варианты, но остановился все-таки на Утопии. Это слово греческого происхождения (впрочем, Мор составил его сам из греческих корня и приставок). Необходимо отметить, что по-гречески одинаково звучат два слова: οὐtopia и εύtopia. Первое можно перевести как «несуществующее место», а второе как «благое место, место блаженства».
Что нередко бывает, со временем имя собственное стало употребляться как нарицательное. Слово утопия стало обозначать литературный жанр, в котором описываются мечты (или прогнозы) о прекрасном мироустройстве.
Жанр это очень специфический. Лично я даже с большим трудом могу отнести его к художественной литературе. В нем второстепенная роль отдается важным для художественных текстов атрибутам: например, часто бывают бедная фабула, бледные, невыразительные герои, полное отсутствие (или минимум) художественно-выразительных средств (например метафор) и т. д.
Зато в этом жанре могут преобладать черты, которые больше соотносятся с научной литературой или публицистикой.
Сходство с научной литературой, думаю, тут очевидно: юристы, государственные деятели, философы создают фантазийную модель общества, соответствующую их собственным идеалам, опираясь на научные знания в сфере общественных наук. «Утопия» Мора как раз из этого разряда. Честно говоря, любые произведения в жанре научной фантастики имеют черты научности. Утопические произведения выделяются только своей темой, которая всегда одна – идеальное мироустройство, государственное устройство, общественно устройство.
Публицистическая утопия создается для того, чтобы побудить общество к преобразованиям, обозначить наглядные цели, к которым нужно стремиться для построения нового, лучшего мира. Чрезвычайно ярким примером публицистической утопии является знаменитый роман Н. Г. Чернышевского «Что делать». Если говорить точно, то в чистом виде прекрасное будущее общество рисуется там только в одной главе, а вся остальная часть книги посвящена тому, как нужно жить и что нужно делать, чтобы этого светлого будущего достичь.
Книг, которые можно отнести к жанру утопии, не так уж и много. Чтобы написать такую книгу, нужно знать, как устроено общество, иметь собственные, оригинальные, сформулированные идеалы и принципы. Гораздо легче критиковать то, что есть!
Очень, очень много авторов, которые говорят о том, как может быть устроено общество, государство и в целом миропорядок при самом плохом развитии событий. Этот жанр, противоположный утопии, называется антиутопией. Из иностранных произведений в жанре антиутопии можно вспомнить роман «1984» Джорджа Оруэлла, а из русских – роман Евгения Ивановича Замятина «Мы».
В хороших антиутопиях больше внимания персонажам, их чувствам, их характерам, событиям, происходящим с ними. Хотя, конечно, многие авторы видят человека в будущем как какой-то бессмысленный болтик в большой государственной машине и соответственно так его и показывают. Часто в антиутопических романах какие-то тенденции, существующие в реальном обществе, получают утрированное развитие. Однако по прошествии многих лет, многие тенденции бывают угаданы правильно, чем эти романы и интересны.
Чем фантастика отличается от фэнтези?