Найти тему
Морская коллекция

Канонерские лодки. Решалы Восточной Азии. «Мохонго»

Оглавление
USS Monocacy (1864)
USS Monocacy (1864)

К началу 60-х годов 19-го века в Северо-Американских Соединенных Штатах сложились две группы буржуазии, с разных сторон встроенных в мировой рынок. В рамках единого государства их сосуществование стало невозможным. В результате в 1861 году началась самая кровопролитная война на территории Америки, война нового для мировой истории типа, с применением новейших средств ведения войны. Обе группы оказались достаточно четко разделены географически и война приняла форму борьбы федерального центра (Союз) против сепаратистов юга (Конфедеративные Штаты Америки).

Для пропаганды использовался лозунг войны северян против рабовладения на юге. Для истории флота эта война стала огромным экспериментом, где появлялись новые классы кораблей (мониторы, крейсера), впервые вели между собой сражения броненосные корабли.

Наконец, эта война стала, пожалуй, самым ярким примером взаимодействия армии и флота. Боевые действии флоты противников проводили в открытом море (крейсерские операции), на побережье, в устьях рек и на полноводных американских реках.

Для удовлетворения потребности войск Союза в поддержке на реках и в прибрежной зоне были разработаны так называемые "двусторонние" (double-ended), канонерские лодки, по нашему -класса "река-море", для операций как на реках, так и у морского побережья. Благодаря развитым рулям на обоих концах корпуса, они могли легко двигаться как вперед, так и назад, чему и обязаны своим названием.

Первые лодки такой конструкции были заложены уже в 1861 году. Последней, третьей серией, стали канонерки типа «Мохонго», заказанные в июне-июле 1863 года нескольким частным верфям восточного побережья.

Это были колесные канонерские лодки с железным корпусом, оснащенные парусным вооружением 2-х мачтовой шхуны с паровой машиной прямого действия и двумя основными котлами горизонтального типа. Вооружение состояло из десяти орудий различных калибров и имело разный состав на разных кораблях.

Изготовление на разных верфях давало в результате и отклонения по размерам и водоизмещению, по достигнутой скорости. Мореходность лодок была довольно посредственной, хотя они неоднократно проходили Магелланов пролив, даже в шторм, одна из лодок сопровождала через Атлантику монитор "Миантономо".

Стоимость одной лодки составляла 171 000 долларов (USS Suwanee).

Всего построено 7 кораблей этого типа. Лишь одна лодка вошла в строй до конца гражданской войны, но и ей повоевать уже не удалось. Один корабль сразу перевели в учебные, два были проданы и переоборудованы в гражданские. До 20 века дожила только одна лодка. Основное применение оставшиеся в строю корабли нашли в колониальной и стационарной службе, в классической дипломатии канонерок. Американцы тогда активно осваивали Южную Америку и Восточную Азию. Благодаря малой осадке эти лодки можно было использовать на местных реках в Китае и Корее.

Канонерские лодки получили имена-USS Suwanee ( в честь реки Сувани в районе Флориды), USS Ashuelot (в честь реки в Нью-Гэмпшире), USS Shamokin (в честь крупнейшего индейского поселения в Пенсильвании), USS Monocacy( в честь битвы при Монокаси 9 июля 1864 года), USS Muscoota, USS Mohongo, USS Winnepec.

USS Suwanee числилась в американском флоте канонерской лодкой 3-го ранга,

-2
Winnepec
Winnepec

-4
-5

«Асуэлот» (Ашуэлот) USS Ashuelot Donald McKay, Boston. Заказана июнь-июль 1863. Заложена 1864. Спущена на воду 12.7.1865. Вступила в строй 4.4.1866. Потерпела крушение 18.2.1883

Мохонго USS Mohongo Zeno Secor & Co., Jersey City. Заложена 1863. Спущена на воду 9.7.1864. Вступила в строй 23.5.1865. Выведена из эксплуатации 29 Мая 1869 Продана 17.11.1870

Монокаси USS Monocacy A. & W. Denmead & Son, Балтимор, Мэриленд. Заложена 1863. Спущена на воду 14.12.1864. Завершена 1865. Вступила в строй 1866. Исключена 22.06.1903. Продана июнь 1903

Мускута USS Muscoota Continental Iron Wks, New York. Заложена 1863. Спущена на воду 1864. Вступила в строй 5.1.1865. Продана в торговые суда июнь 1869. Сгорела при пожаре 29 июня 1870

Шамокин USS Shamokin. 24 декабря 1868 года переименована в "Джорджия". Reany, Son & Archbold, Chester. Заводской №34. Заложена 1863. Спущена на воду 1864. Приобретена 31 июля 1865. Вступила в строй 17.10.1865. Списана 24 декабря 1868. Продана 21 октября 1869. Потерпела крушение у берегов Коста-Рики 30 сентября 1878

Сувани USS Suwanee Reany, Son & Archbold, Chester. Заложена 1863. Спущена на воду 13.3.1864. Приобретена 14 декабря 1864. Вступила в строй 23.1.1865. Потерпела крушение 9.7.1868 у берегов Британской Колумбии

Виннепек USS Winnepec Harrison Loring, Boston. Заложена 1863. Спущена на воду 20.8.1864. Вступила в строй 1865. Исключен 1867. Продана мистеру Томасу Клайду 17 июня 1869

Водоизмещение нормальное 1370 длинных тонн (1392 тонны). Длина 77,7/81 сл м. Ширина 10,7-11 м. Осадка 2,74 среднее м
Двигатель-1 паровая машина, колесный, 2 горизонтальных трубчатых котла, 850 л.с. Максимальная скорость 11-12 узлов (USS Monocacy-11,2 узла). Запас угля 224 тонны. Экипаж 159-190 человек
Вооружение - 4 x 1 - 229 мм/15 Dahlgren SB, 2 x 1 - 163 мм/22 Parrott RML, 2 x 1 - 148 мм /12 24-фунтовые гаубицы Dahlgren, 2 x 1 - 93 мм/22 20pdr Parrott RML

1887 год- Monocacy была вооружена 4 x 1 - 203 мм/14 Dahlgren SB, 2 x 1 - 135 мм/21 60pdr Parrott RML, 8 малых орудий. На 1902 год-6 орудий.

USS Mohongo

Водоизмещение 1034 длинных тонн (1051 тонна). Длина 78 м. Ширина 11 м. Осадка 2,90 м. Скорость 13 узлов. Экипаж 190 человек
Вооружение- 2 × 100-фунтовые пушки Пэрротта 4 × 9 дюймов (230 мм) пушки Пэрротта 2 × 20-фунтовые пушки Дальгрена 2 × 24-фунтовые пушки

USS Ashuelot

Водоизмещение 1370 длинных тонн (1392 тонны). Длина 69 м. Ширина 11 м. Осадка 2,70 м. Скорость 8 узлов. Экипаж 190 человек
Вооружение- 4 × 8 дюймов (200 мм) гладкоствольная пушки Дальгрена, 2 × 60-фунтовые пушки Parrott, 2 × 24-фунтовые гаубицы, 2 × 20-фунтовые пушки Parrott

USS Shamokin

Водоизмещение 1030 длинных тонн (1047 тонн). Длина 78 м. Ширина 11 м. Осадка 3,70 м. Вооружение- две 100-фунтовые пушки Parrott, четыре 9-дюймовых гладкоствольных орудия Dahlgren, две 24-фунтовые гаубицы, две 20-фунтовые пушки Дальгрена

USS Winnepec

Водоизмещение 1030 длинных тонн (1047 тонн). Длина 77,72 м. Ширина 10,67 м. Скорость 15 узлов, крейсерская 8. Экипаж 159 человек

USS Suwanee

Водоизмещение 1030 длинных тонн (1047 тонн). Вооружение- 2 × 100-фунтовые пушки Parrott, 4 × 9- дюймовых гладкоствольных орудия Dahlgren, 2 × 24-фунтовые гаубицы, 2 × 20-фунтовые пушки Дальгрена

-6

USS Mohongo после завершения достройки была переведена на военно-морскую верфь Нью-Йорка, где прошла вооружение и 23 мая 1865 года введена в эксплуатацию под командованием капитана Дж. В. А. Николсона. Канонерка была причислена к Тихоокеанской эскадре и 29 мая 1865 года покинула Бруклин, направляясь вокруг южной Америки на западное побережье. По дороге корабль совершил протокольные дипломатические визиты в Сент‑Томас, Барбадос, Натал, Рио-де-Жанейро и Монтевидео. В Магеллановом проливе 9 октября экипажу пришлось выдержать сильный шторм, 29 октября канонерка дошла до Вальпараисо, где пришлось ремонтировать котлы и такелаж, поврежденные при шторме.

В начале мая 1866 года после ремонта USS Mohongo в Кальяо присоединилась к Тихоокеанской эскадре контр-адмирала Джорджа Ф. Пирсона, которая наблюдала за испанской блокадой Перу в ходе 1-й Тихоокеанской войны между испанской эскадрой и бывшими испанскими колониями (Перу, Чили, Эквадор). Канонерка вместе с эскадрой защищала в Кальяо имущество и жизни американцев. 21 мая ее отправили с протокольным визитом в Гуаякиль, а в конце июня перевели на базу эскадры в Панаме.

Огромная зона ответственности Тихоокеанской эскадры в середине 1866 года была разделена на два региона. Была выделена Северотихоокеанская эскадра контр-адмирала Генри К. Тэтчера, в которую вошла и USS Mohongo.

Из Панамы канонерка вышла 20 ноября 1866 года, перезимовала в мексиканском Акапулько и ушла на ремонт на верфь острова Мэр-Айленд. 26 апреля 1867 года ее направили в Гонолулу с дипломатическим визитом. 7 месяцев, в том числе все лето, лодка провела на Гавайях, принимала на борту короля Камеамеа V и вдовствующую королеву Эмму, временного поверенного в делах США полковника Сполдинга, посла США Эдварда М. Маккука и других. Затем лодка провела картографирование Гавайских островов. В 1868 году и в следующем году она в основном действовала вдоль западного побережья Мексики.

17 декабря 1868 года лодка отправилась в Ла-Пас в мексиканском штате Нижней Калифорнии с дипломатическим визитом. На борту корабля побывал местный губернатор. До конца года канонерка патрулировала побережье Нижней Мексики. После восьмидневного захода в Сан-Франциско 4 марта 1869 года она вновь совершила обход мексиканского побережья.

Но уже 19 мая USS Mohongo вернулась в Сан-Франциско, с нее выгрузили боеприпасы и снабжение, экипаж перевели на шлюп "Могикан", а канонерскую лодку списали 29 мая 1869 года. Корабль был продан Х. Нортону 17 ноября 1870 года. Впоследствии она использовалась как торговое судно.

USS_Mohongo_(1865-1870)
USS_Mohongo_(1865-1870)
USS_Mohongo
USS_Mohongo

USS Monocacy вступила в строй в 1866 году и была распределена в состав Азиатской эскадры. Несколько дней командиром канонерки служил будущий губернатор Американского Самоа Генри Фрэнсис Брайан. Лодка прослужила дольше всех остальных кораблей серии, до 1903 года. Благодаря небольшой осадке лодка использовалась очень активно, заслужив прозвище "Джинрикша флота" ("Jinricksha of the Navy").

До 1867 года лодка патрулировала азиатские воды. 1 января 1868 года она присутствовала в качестве представителя США при открытии портов Осака и Хёго в Японии. В декабре лодка провела изучение Внутреннего моря от Нагасаки до Осаки для поиска мест установки маяков. В 1869-1870 годы канонерская лодка патрулировала у японских берегов во время гражданской войны Босин.

После ремонта в Шанхае USS Monocacy занималась исследованием реки Янцзы до 1871 года. В апреле 1871 года вместе с пятью другими кораблями лодка приняла участие в Корейской экспедиции. Эскадра контр-адмирала Джона Роджерса пыталась получить с корейцев возмещение ущерба за убийство экипажа «Генерала Шермана», торгово-пиратского вооруженного судна, уничтоженного корейцами в 1866 году.

После обстрела корейцами винтового буксира USS Palos около Чемульпо, с американских кораблей был высажен десант из 576 моряков и 110 морских пехотинцев, которые 10 июня штурмовали корейские форты у Соленой реки. В июле экспедиция была завершена, не добившись поставленных целей. Как выразился историк Роберт Каган, «самопровозглашенные бескорыстные и миролюбивые американцы пришли в Корею, убивая ее народ». Впервые американский флаг поднимался над захваченной азиатской территорией. Подробнее-

В сентябре корабль возобновил работы на Янцзы, а 4 февраля 1872 года вернулся в Шанхай.

Последнюю четверть века канонерская лодка провела у берегов Японии, Кореи и Китая. Зимовал корабль в японских портах. 7 октября 1884 года в Фучжоу старшина с USS Monocacy Уильям Х. Белпитт спас китайца, чья лодка перевернулась. За это он был награжден Медалью Почета.

Кораблю-ветерану доверили доставить в Китай американского посла с посещением открытых портов на реке Янцзы с 23 октября по 11 ноября 1899 года.

В 1900 году USS Monocacy пришлось принять участие в подавлении боксерского восстания в Китае. 14 июня она перехватила возле Тяньцзиня семь китайских джонок. После взятия 14 августа Пекина и сноса по мирному соглашению фортов Таку канонерка оставалась в Таку для наблюдения за выполнением соглашения сентября 1901 года.

22 июня 1903 года лодка была исключена из списка ВМФ и продана компании Hashimoto and Son из Нагасаки, Япония.

USS Monocacy в 1902 году
USS Monocacy в 1902 году
-10
-11
Офицеры и экипаж  «Монокаси» во время экспедиции 1871 года в Корею.
Офицеры и экипаж «Монокаси» во время экспедиции 1871 года в Корею.
-13
1871 транспортировка трофеев из Кореи
1871 транспортировка трофеев из Кореи
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22

USS Ashuelot после достройки на бостонской верфи Дональда Маккея 30 ноября 1865 года была доставлена на бостонскую военно-морскую верфь для установки вооружения. Но в связи с завершением гражданской войны потребность флота в мелкосидящих канонерских лодках исчезла. Поэтому в строй корабль ввели лишь 4 апреля 1866 года под командованием командира Джона К. Фебигера .

Новую канонерскую лодку отправили вместе с колесным пароходом USS Augusta сопровождать монитор "Миантономо" во время трансатлантического перехода в Европу. 6 мая тройка кораблей вышла из Нью-Йорка на восток, через канадские воды. Но уже через пару дней Александр Мюррей, командующий отрядом(на борту USS Augusta) отправил USS Ashuelot в Бостон, чтобы забрать помощника министра военно-морского флота Густавуса Васа Фокса, личного представителя президента Эндрю Джонсона, который вез в Санкт-Петербург Совместную резолюцию Конгресса, поздравляющую царя Александра II с тем, что он остался целым и невредимым в результате недавнего покушения.

Взяв на борт Джонсона, USS Ashuelot прошел через поля айсбергов и в Галифаксе присоединился к отряду. Мюррей к этому времени перебрался на монитор, чтобы лично засвидетельствовать его мореходные качества.

5 июня флотилия вышла в море. 16 июня корабли прибыли в ирландский Квинстаун, где «Асуэлот» отделилась и направилась вокруг мыса Доброй Надежды к месту службы, в Азиатскую эскадру. 15 января 1867 года она присоединилась к Азиатской эскадре в Гонконге. Здесь и прошла вся ее служба.

Первым значимым заданием канонерки было расследование убийства моряков американского торгового барка Rover на побережье Формозы после кораблекрушения. Да, ситуация знакомая, аборигены будущего Тайваня точно не были гуманистами. Об инциденте сообщил командиру американской эскадры контр-адмиралу Генри Х. Беллу командир HMS  Cormoran. Отправленная на остров канонерка вернулась с доказательствами трагедии. Белл организовал карательную экспедицию на остров, а USS Ashuelot остался охранять американские интересы на материковом Китае. Она несла службу в Китае до марта 1868 года, когда начавшиеся беспорядки в Японии (революция Мэйдзи и война Босин) заставили 6 апреля USS Ashuelot и другие американские корабли перейти в Нагасаки, где на их борту спасались американские граждане и иностранцы. Убежище было также предложено сторонам внутрияпонского конфликта.

Едва чуть спокойнее стало в Японии- вспыхнули беспорядки в Северном Китае. Канонерка 23 июня прибыла в Тяньцзинь, который пытались захватить повстанцы. Все лето канонерка патрулировала северокитайское побережье, пока в конце августа не была вновь отправлена в Японию.

Беспокойная служба в беспокойном регионе заставляла экипаж всегда быть начеку, чтобы принять подвергшихся опасности американцев и других иностранцев.

Малая осадка позволяла канонерке активно действовать на речных коммуникациях Китая. Так в июне 1870 года, после резни в Тяньцзине, где были убиты 22 европейца, в том числе 10 монахинь, лодка из Шанхая ушла в Тяньцзинь на реке Пэй-Хо и до весны следующего года охраняла порядок. Зимовка корабля прошла во льду, что нанесло повреждения корпусу.

USS Ashuelot вместе с USS Monocacy принимала участие в Корейской экспедиции 1871 года, но состояние корабля после зимовки и необходимость ремонта заставили ее вернуться. К осени ремонт в Шанхае был закончен и канонерку отправили в район новых беспорядков, в провинцию Фуцзянь. В Фучжоу лодка пробыла до конца 1871 года.

В марте 1872 года канонерка доставила на Формозу американского консула с помощниками, затем направилась в Нагасаки, потом в северный Китай, где простояла до лета 1873 года в качестве стационера.

5 июля корабль сменила винтовая канонерка Saco, а USS Ashuelot перешла в Нагасаки, пока весной 1874 года ее не вызвали для участия в подавлении китайских повстанцев международными силами в Шанхае. Десанты с канонерок USS Ashuelot, USS Yantic и кораблей других стран подавили беспорядки и защитили шанхайский сеттлмент.

Через 5 дней «Асуэлот» вновь занялся исследованием Янцзы и канала Ли-Се-Чань, поднявшись до Нанкина и выше до Квейфу уже в пешей экспедиции. Командир канонерки Мэтьюз проложил для американских кораблей путь по Янцзы почти на тысячу миль, которым впоследствии пользовался т.н. патруль Янцзы.

5 августа 1874 года лодка прибыла в Нагасаки, где приняла на борт делегацию американских астрономов, которую доставил в Тяньцзинь. В июне 1875 года канонерка вновь вернулась в китайские воды, чтобы разыскать и спасти от пиратов сокровища с японского лайнера Pacific Mail Steamship Company , который загорелся и затонул примерно в 25 милях от мыса Брейкер-Пойнт 18 декабря 1868 года.

Весной 1876 года лодка посетила Сиам, где расследовала жалобу на то, что из-за американского консула в Бангкоке на Всемирную выставку 1876 года в Филадельфии опоздал экспонат, подготовленный молодым сиамским королем Рамой IV. На расследование ушло две недели, оказалось, что американский консул действительно не соответствует своей должности. Доложив, Мэтьюз вернулся в Бангкок, забрал экспонат и в Гонконге передал его торговому судну для доставки в США.

В дальнейшем канонерка неоднократно посещала Сиам, но основное внимание привлекали все-таки Япония и Китай, между которыми уже назревала война. Канонерке надо было быть в нужном месте, чтобы вовремя вывезти американских граждан.

Весной 1879 года в Гонконг прибыл пароход «Иравади», на борту которого находился бывший американский президент генерал Улисс С. Грант, решивший совершить кругосветное путешествие.

USS Ashuelot обеспечивала путешествие бывшего главкома в китайских водах. Шестидневный визит завершился в Пекине, где с Грантом беседовал великий князь Гун. Грант посетил также Кантон, Макао, Сватоу, Сямэнь и Шанхай.

К этому времени корабль был изношен настолько, что в эскадре имел прозвище «надежда скобяных изделий». Но пока не было равноценной замены старый корабль отправили в Шанхай на капремонт до весны 1880 года.

20 июня 1880 года корабль вернулся к своему напряженному графику и еще два с половиной года курсировал между Японией, китайским побережьем и Янцзы. 17 февраля 1883 года канонерская лодка вышла из Сямэня на Сватоу, на следующее утро в густом тумане перед рассветом, она ударилась о скалу у острова Ист-Ламок и получила повреждения, несовместимые с существованием.Вместе с кораблем погибло одиннадцать человек.

-23

Yangtze_Patrol_USS_Ashuelot
Yangtze_Patrol_USS_Ashuelot

USS Muscoota была сдана в эксплуатацию в январе 1865 года. В мае 1865 года она находилась в Норфолке, Вирджиния. Она была привлечена к операции по предотвращению побега президента Конфедерации Джефферсона Дэвиса за границу. 9 мая Дэвиса захватили войска северян. В 1868 году бывший президент КША был амнистирован.

Канонерка охраняла Мексиканский залив до августа 1866 года, но после вспышки на борту желтой лихорадки ее вернули на север страны. В команде канонерки в это время служил инженером Джордж Вестингауз, будущий изобретатель и бизнесмен.

В июне 1869 года корабль был продан, переоборудован под гражданские нужды и переименован в Теннесси. Но на гражданке у судна карьера тоже не сложилась- он сгорел при пожаре 29 июня 1870 года недалеко от Литтл-Ривер, Северная Каролина.

SS Tennessee , ранее называвшийся USS Muscoota
SS Tennessee , ранее называвшийся USS Muscoota

USS Shamokin после достройки на пенсильванской верфи Reaney, Son & Archbold был передан флоту на военно-морской верфи Филадельфии для установки вооружения 31 июля 1865 года. Корабль был введен в строй 17 октября 1865 года, первым командиром стал Пирс Кросби.

Гражданская война уже закончилась и канонерскую лодку отправили нести службу в Южно-Атлантическую эскадру. После трех лет службы корабль вернулся на родину, где 24 декабря 1868 года был сдан Вашингтонской военно-морской верфи. 21 октября 1869 года судно было продано мистеру Т. Клайду.

После полной реконструкции под гражданские нужды судно переименовали в "Джорджию", которая трудилась десять лет, пока 30 сентября 1878 года не потерпела крушение у побережья Коста-Рики.

-26

USS Winnipec была построена в Массачусетсе в 1864 году. Флоту она скорее всего не передавалась и сразу была направлена ​​в Военно- морскую академию США в Аннаполисе, штат Мэриленд для использования в качестве учебного корабля. Судовые журналы сохранились за период с 1 января по 6 октября 1866 года. Уже в конце 1867 года корабль передали в Норфолк, штат Вирджиния, для ремонта.

В связи с избытком кораблей до ремонта дело не дошло и 17 июня 1869 года она была продана мистеру Томасу Клайду.

-27
-28

USS Suwanee была передана флоту для вооружения 14 декабря 1864 года на военно-морской верфи Филадельфии. 23 января 1865 года она вошла в строй под командованием Пола Ширли.

Канонерка единственная в серии успела принять участие в боевых операциях. На рассвете 17 февраля канонерка покинула Филадельфию, ее задачей был поиск рейдера Конфедерации CSS Shenandoah, но успеха добиться не удалось. Канонерка прошла на юг и, обогнув Америку, в мексиканском Акапулько 30 июля присоединилась к Тихоокеанской эскадре и продолжила поиски..

Крейсер конфедератов Shenandoah сдался в Ливерпуле в конце года.

В итоге USS Suwanee потерпела крушение у берегов Британской Колумбии 9 июля 1868 года в проливе Королевы Шарлотты.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам