Всем привет! Пристегните свои привязные ремни, мы начинаем.
Электризация непосредственно связана с попаданием молний в воздушные суда и уже довольно хорошо изучена, а ее действие не оказывает существенного влияния на безопасность полетов. Однако большинство людей по-прежнему боятся попадания молнии в самолет во время полета. Сегодня разберемся, как и почему самолет электризуется, почему молнии бьют именно по самолету и опасно ли это для людей и оборудования.
Явление электризации
Термин «электризация» означает процесс приобретения воздушным судном (заряженным нейтрально) электрического заряда. А уже сам заряд на поверхности самолета является «магнитом» для молний. Но как самолет приобретает этот заряд во время полета?
Все дело в статической электризации: при столкновении электрически нейтральной частицы облака или осадков с поверхностью незаряженного воздушного судна частица отскакивает от нее и заряжается, а самолет приобретает заряд противоположного знака, но равный по абсолютной величине заряду отскочившей частицы.
Если полет проходит при ясном небе и отсутствии осадков, то воздушное судно приобретает незначительный заряд, так как встречается с небольшим количеством атмосферных частиц, но при полете в облаках и/или осадках электризация может быть значительной.
Электрический заряд, приобретаемый воздушным судном, зависит от «водности», мощности и формы облаков, напряженности электрического поля, конструкции самолета, его материалов, а также от высоты и скорости полета.
При одинаковом содержании влаги в облаках электризация становится тем интенсивнее, чем меньше размер облачных частиц. К примеру, в слоисто-дождевых облаках толщиной 5 км приобретаемый самолетом заряд в 5-10 раз больше, чем в таких же облаках толщиной 1 км.
Наибольшая же вероятность сильной электризации - в кучево-дождевых и мощных кучевых облаках при температуре от +5 до -10 градусов за счет их сильной водянистости, а так же при полетах на больших высотах в плотных перисто-слоистых облаках из-за наличия большого количества мелких кристаллов льда.
Признаки электризации и действия экипажа
Сильная электризация самолета, предшествующая электрическому разряду, обычно проявляется в следующих видах:
- шум и треск в наушниках при ведении радиосвязи;
- беспорядочные перемещения стрелок радиокомпасов;
- видимые невооруженным глазом искры на остеклении кабины пилотов;
- свечение законцовок крыла, винтов, а также носовой части кабины в темное время суток.
При этом экипаж должен соблюдать следующие меры по обеспечению безопасности полетов:
- Доложить диспетчеру о появлении признаков сильной электризации и при необходимости принять меры для выхода из зоны повышенной электрической активности по согласованию с диспетчером.
- Рекомендуется выключить одну коротковолновую радиостанцию, а также отключить освещение кабины летного экипажа ночью.
- Изменение высоты полета рекомендуется выполнять с повышенной вертикальной и уменьшенной поступательной скоростью, чтобы «сбросить» излишки заряда в атмосферу. А также после выхода из одного слоя облаков до входа в другой слой рекомендуется выполнить горизонтальную площадку продолжительностью 5-10 секунд.
Почему молния бьет в самолет и опасно ли это?
Сильное электрическое поле, возникающее у поверхности воздушного судна вследствие его электризации, способно изменить траекторию молнии, сгенерированной в зоне грозовой деятельности, и инициировать электрический разряд в самолет. Важно также отметить, что распределение заряда по поверхности самолета неоднородно. Плотность заряда резко повышается на концах крыльев, стабилизаторе, киле, а также в носовой части самолета. Поэтому молния бьет чаще всего именно в эти части самолета.
В случае поражения ВС молнией, летный экипаж должен:
- Доложить диспетчеру о факте попадания молнии, метеоусловиях, месте и высоте, на которой произошло поражение;
- Проверить параметры работы двигателей;
- Проверить работу радиооборудования и пилотажно-навигационного оборудования;
- По возможности осмотреть самолет на наличие повреждений;
- При обнаружении отказов и неисправностей действовать в соответствии с руководством по летной эксплуатации.
Однако для пассажиров и экипажа попадание молнии опасности не представляет. Дело в том, что обшивка самолета свободно проводит электричество, а так как ток идет по пути наименьшего сопротивления, заряд просто «протекает» по поверхности, не задевая то, что внутри, и оставляя после себя максимум точку «входа» и «выхода» молнии.
Можно ли избежать удара молнии? Нет. Но можно минимизировать вероятность поражения. Для этого необходимо обходить зоны с грозовой деятельностью, чтобы «не нарываться» на удар молнии. Но что делать с электризацией самолета, которая эти молнии притягивает даже на удивлении от грозовых очагов? Тут на помощь приходят так называемые «разрядники статического электричества».
В полете с них как бы «стекает» лишний заряд, понижая тем самым электрический потенциал самолета, делая его менее «привлекательным» для молний.
Таким образом, конструкторы продумали все буквально до мелочей, чтобы обезопасить пассажиров, экипаж и оборудование воздушных судов, сведя все возможные риски при ударе молнии к минимуму.
——————————————————————
До новых встреч и хорошего полета!