Рубрика Вопрос-Ответ.
Спрашивает Яна: Кто из художников стрелялся на дуэли?
Отвечает Артур Шабашов.
Ответить в буквальном смысле не могу. Может, кто-то и стрелялся, сейчас не упомню.
Зато могу предложить вариант ответа с некоторым отклонением от атрибутов дуэли - грома пистолетных выстрелов и вынесения безжизненных тел.
Вариант 1. Творческое соперничество небезызвестных итальянских художников Рафаэля и Микеланджело, живших в одно время.
Все мы знаем знаменитый собор Святого Петра в Ватикане. В нем присутствуют росписи обоих художников, а также скульптуры Микеланджело.
Менее известно, что в разные времена "главными архитекторами" были сначала Рафаэль Санти (руководил с 1514 по 1520 гг., до своей смерти), а затем Микеланджело Буонаротти (с 1546 по 1564 гг., до своей смерти).
Строительство главного католического собора было делом необычайно престижным, поэтому борьба за тендер оказывалась нешуточной.
Не сомневаюсь, что Рафаэлю удалось убедить римского папу отказать Микеланджело и довериться ему примерно таким словами: "Уверяю, Микель... испортит всё дело. Купол обвалится, а вы, уважаемый римский папа, станете посмешищем на долгие века".
Аналогично, действовал Микеланджело, когда очередной папа передоверил руководство строительством ему. Убеждал он примерно так: "Ну что я вам говорил?! Это Рафаэль испортил всё дело. Прошло 20 лет, а собор всё ещё не построен. Над Ватиканом смеётся весь мир. Я - лучший. Больше никаких рафаэлей".
Что в результате? Соперничество двух художественных гениев не довело их до добра. Внимательный читатель мог заметить в моих строках выше, что оба художника переоценили свои силы и покинули этот мир прямо во время строительства.
Таким образом, итог этой дуэли следует признать ничейным - 0:0.
Вариант 2. Здесь сошлюсь на авторитетный источник и перескажу вкратце перипетии борьбы авангардного художника Феофана Копытто с конкурентами-станковистами из одного провинциального города.
Вот как об этом рассказал Остап Бендер.
"Феофан Копытто оставил станковистов далеко позади. Заведующий гостиничным трестом (уважаемое лицо в этом городке - прим. АШ) был изображен не масляными красками, не акварелью, не углем, не темперой, не пастелью, не гуашью и не свинцовым карандашом. Он был сработан из овса. И когда художник Копытто перевозил на извозчике картину в музей, лошадь беспокойно оглядывалась и ржала.
С течением времени Копытто стал употреблять также и другие злаки. Имели громкий успех портреты из проса, пшеницы и мака, смелые наброски кукурузой и ядрицей, пейзажи из риса и натюрморты из пшена.
Мешали только воробьи. Они дерзко подлетали к картинам и выклевывали из них отдельные детали.
Станковисты, руководствующиеся традиционными взглядами на технику живописи, оказались безоружными перед современными методами.
Им оставалось лишь уныло выслушать предложение неисчерпаемого Остапа:
-- Бросьте свои масляные краски. Переходите на мозаику из гаек, костылей и винтиков. Портрет из гаек! В наш век пара и электричества! Замечательная идея!"
Счёт этой своеобразной дуэли не вызывает сомнение - 1:0 в пользу креативного подхода.