Интересная особенность советских сказок: волшебство происходит неожиданно, в самом обычном дворе, с самыми обычными детьми. Просто так, среди бела дня.
Вот и Виктор Виткович с Григорием Ягдфельдом со мной согласились в своих «Сказках среди бела дня». Удивительные по своей красоте и простоте повести для детей, которые можно поставить в один ряд с замечательными «Летящими сказками» Вениамина Каверина и пьесами Евгения Шварца. И в то же время: мало знакомые читателям. Хотя Ягдфельд как сценарист участвовал в создании многих известных с детства фильмов: «Девочка и крокодил», «Волшебная лампа Аладдина», «Снежная сказка», «Сампо». А Виткович вместе с Леонидом Соловьёвым работали над сценариями к фильмам о Ходже Насреддине. Но «Сказки среди бела дня» я считаю лучшими в их совместном творчестве. Отдельное спасибо авторам за юмор и иронию.
В «Сказке о малярной кисти» двое мальчишек — Федя и Миша — случайно оказываются владельцами самой настоящей волшебной малярной кисти. Кисть им передаёт самый обычный маляр, который по совместительству ещё и самый обычный волшебник. Всё, что нарисует эта кисть, сразу оживает и становится настоящим. И вот чего пожелала мальчишечья душа:
Не прошло и пяти минут, как комнату было не узнать. На столе, стульях, диване, на полу лежали пушки, стреляющие горохом, лупа величиной с тарелку, мячи для всех игр, какие только есть на свете, тот самый перочинный ножик с двадцатью четырьмя предметами, полный головной убор вождя племени ирокезов, рубанок, шкура белого медведя, резиновая надувная лодка, оловянные солдатики тридцати шести армий мира, клетки для кроликов, фотоаппарат «Пионер», собрание сочинений Корнея Чуковского, гигантские рогатки, водолазный костюм и три банки с настоящим жемчужным порохом.
Сказка без злого волшебника — не сказка. И в этой их хватает: старичок Абракадабр (у которого есть своя мастерская по производству дырок) и Большой Ушан (прислужник Вампира Дважды-два-пятого). С помощью большого ластика они хотят стереть с лица земли весь мир, чтобы всё вокруг стало серым. Ясное дело, Миша с друзьями помешают им в этом.
Центральная «Сказка среди бела дня» рассказывает о мальчике Мите, который спасает самый главный и важный для всех праздник — Новый год. Дело в том, что Старый год не всегда торопиться уходить. А тут и вовсе задумал остановить время, чтобы всегда был только он — Старый год. Его союзниками выступают... три снежные бабы. Заколдованные. В одну из них вложили старинную монетку — и она стала Продажной душой.
— Да-а… Если бы твоя воля, ты бы распродала всё на свете! Даже звёзды в небе. Даже муравьев по штуке.
— Будьте спокойны, — самодовольно сказала Продажная душа. — Муравьёв я бы дёшево не отдала. У них спирт.
В другую — обрывок старой грамоты с печатью. И стала она с тех пор Душой Бумажной. А третьей достался уголёк из трубки самого Кощея. И стала она — Чёрная душа. Открою тайну — и эта сказка заканчивается хорошо.
Третья сказка - «Кукольная комедия». В ней... Да, вы уже поняли. И здесь тоже есть волшебник. Да, тоже злой. Всех ленивых бездельников, лодырей, сачков и симулянтов он превращает в кукол. Зачем? А в назидание! Чтобы впредь неповадно было. Ну, и потому что — злой.
Взрослым, которые будут читать эту сказку современным детям, надо быть готовыми объяснять многие реалии из той жизни. Но (надеюсь) - не мораль. Потому что её каждый читатель должен увидеть сам. А в этих «Сказках среди бела дня» разглядеть её будет совсем не сложно. Достаточно уметь читать.
Спасибо за то, что дочитали до конца! Подписывайтесь на мой канал!