Текст: Валерий Кузенков
Журнал "ОХОТА" номер 11 (2022)
В данной статье я хочу рассказать, что же такое на самом деле регулирование численности. Проводимые регуляционные мероприятия в отношении диких животных должны быть хорошо обоснованными, строго конкретными и способствовать не только снижению численности животных, но и улучшению структуры их популяций и увеличению их воспроизводственного потенциала.
Как должно быть и как есть
Я озвучил, как должно быть. В настоящее время разрешения с целью регулирования численности, по которым добываются дикие животные, выдаются зачастую по блату, и просьбы о выдаче таких разрешений обоснованы не совсем так, как это должно быть. Примеров масса. Мало кто задумывается, получая разрешения на регулирование численности весенних гусей в закрытые для охоты сроки или косуль с лосями для изучения выдуманных болезней, что изыматься по таким разрешениям в первую очередь должны не любые дикие животные (звери и птицы), а явно больные, недоразвитые, имеющие уродства и, конечно, представляющие определенные половозрастные группы. Недопустимо изъятие основного поголовья в популяции, например, у диких копытных животных средневозрастных самок с молодняком и самцов-производителей.
Регулирование на ООПТ?
Так должно быть, так есть, но только не сегодня в нашем охотничьем хозяйстве. Причем регулирование численности должно проводиться не только в охотничьих угодьях, но и в угодьях особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Это заказники и заповедники. Ведь ООПТ создаются не просто так, а для охраны различных видов диких зверей и птиц и среды их обитания. Данные дикие животные, обитающие на таких территориях, имеют огромное значение для охотничьих угодий страны, к тому же часто эти животные включены в Красную книгу России. Идеальным было бы положение, при котором охраняемые на территориях ООПТ дикие животные постоянно расселялись по прилегающим к ним охотничьим угодьям. А если расселение происходит не так интенсивно, как хотелось, то животных можно расселять искусственно, отлавливая их на охраняемых территориях и вывозя оттуда с целью выпуска в охотничьи угодья России.
Для чего это надо
Очевидно, что процессы регулирования численности диких животных не должны быть стандартными мероприятиями, хотя сейчас мало кто над этим задумывается: получил бумагу — и стреляй всех подряд. А ведь содержание регуляторных работ, их объем и методы проведения в первую очередь зависят от поставленных задач — для чего все это делается?
Сейчас, часто получив разрешение, устраивают самый обыкновенный отстрел гусей в тех же зеленых зонах, причем в закрытые для охоты сроки, совершенно не понимая, зачем это все делается и как такие мероприятия должны проводиться. Правильная организация регулирования численности диких животных имеет для охотничьего хозяйства страны большое экономическое значение, позволяя регулировать процессы в тех или иных популяциях диких животных. Имеет научно-исследовательское и культурно-эстетическое значение и многое другое.
Для самих животных
Регуляционные мероприятия также проводятся для создания благоприятных условий жизни тем или иным видам групп животных, обитающим в конкретных охотугодьях, чтобы качественно улучшить популяции диких животных, повысить их производственный потенциал. Проводятся такие действия и для искусственного расселения диких охотничьих животных с целью уменьшения ущерба (или его полной ликвидации) отраслям хозяйствования, смежным с охотничьими, например лесной. Так, в 1975 году Главохотой РСФСР и Министерством лесного хозяйства РСФСР был издан совместный приказ № 137/130 от 17 апреля 1975 года «О регулировании поголовья лосей в лесах РСФСР». Региональным органам Главохоты РСФСР и Минлесхоза РСФСР предлагалось рассматривать и решать вопросы рационального использования и регулирования численности лосей с учетом взаимных интересов развития лесного и охотничьего хозяйства страны. В приказе главным был не только отстрел лосей, но и перечень биотехнических мероприятий с целью отвлечения лосей от наиболее ценных лесных насаждений. Планировалось и увеличение работ по улучшению кормовых условий для диких копытных животных и т. д.
Методы и способы
Методы регулирования численности диких животных различны. Это селекционный отстрел, редукционный отстрел, отлов живых животных, добыча животных различными самоловами, уничтожение выводков, кладок, гнезд и других жилищ вредных диких животных. Также для снижения численности диких животных можно применять такой метод регулирования, как снижение объема биотехнических мероприятий на какой-то территории охотничьих угодий до полного отказа от них на определенное время. И, конечно, все регулирование численности любых диких животных должно проходить в сроки и способами, определенными в данной местности уполномоченными на то госохоторганами региона и под их постоянным контролем.
Разные режимы регулирования
Всем надо понимать, что на территории разных регионов обитают виды и группы диких животных, имеющих различное значение в вопросах регулирования их численности. Поэтому диких животных можно разбить на группы с разными режимами регулирования. Например: объекты охоты, обитающие в данном регионе; редкие и исчезающие дикие животные; мигрирующие виды в местах их массовых остановок. Таких животных можно добывать в порядке регулирования численности, если есть элемент превышения оптимальной емкости охотугодий и существует серьезное нанесение ущерба природохозяйственному комплексу региона. И то желательно таких зверей и птиц не отстреливать, а отлавливать в конкретных местах и расселять по области, краю, республике или соседним регионам. Теперь давайте пройдемся по некоторым видам животных и постараемся понять, кого надо регулировать и почему.
Как быть с лосем
Лось — очень активный массовый вид, при нормальной охране способный создавать высокие популяционные концентрации и наносить значительный ущерб лесному хозяйству. При длительном повышении экологической емкости охотугодий может наступить «переиспользование» кормовой базы данным видом дикого животного. Это автоматически вызовет падение численности и даже гибель лосей от голода и болезней. В связи с этим лоси могут быть объектом регулирования численности, которое проводят в районах их концентрации и в местах нанесения наибольшего хозяйственного ущерба. В первую очередь необходимо изымать старых, больных, ослабленных зверей, яловых самок и часть молодняка. В добыче должно быть не менее 30% сеголетков. А в возрасте 1 год и старше — 70%. Всего должно стреляться 60% самцов, остальное — самки. Плотность населения лосей в хозяйствах центрального региона, где преобладают лесные угодья, необходимо держать 5–7 (до 10) голов на 1 тыс. га лесных угодий. Если при такой плотности лоси наносят ущерб лесным культурам, тогда проводится локальное сокращение их численности в местах нанесения ущерба лесовозобновлению. При обычном использовании поголовья лосей, можно изымать из популяции 10–15% зверей, а при необходимости быстрого снижения (редукционный отстрел) разовая норма изъятия может быть увеличена до 25–30%. Оптимальная плотность лосей на 1 тыс. га пригодных охотничьих угодий в азиатской части России может быть 2–4 особи.
Отлавливать, а не стрелять
Европейский олень. Отношение к этому зверю следует выстраивать по той же схеме, что и к лосю. Неплохо бы в настоящее время стараться отлавливать данный вид животного, при регулировании численности, а не стрелять, и перевозить с целью расселения в другие регионы центральной части России. Допустимая плотность европейского оленя в равнинных лесных угодьях 10–15 голов на 1 тыс. га. В горных районах — около 25 особей. Норма годичного изъятия европейских оленей из популяции равна 10–15%. Оленух с молодняком и быков-производителей лучше не добывать.
Где надо регулировать косулю
Сибирская косуля в ее коренном ареале не нуждается в массовом регулировании. Это подвижный вид, и он не вступает в конфликт с интересами различного хозяйствования. Европейская косуля находится в иных условиях обитания и может создавать нежелательные плотности населения. В настоящее время в России таких мест, скорее всего, нет. В других государствах это существует. Если когда-то европейская косуля все-таки станет наносить существенный экономический ущерб в регионах, где она обитает, как это происходит, например, в Германии, то плотность ее населения следует поддерживать на уровне 30 голов на 1 тыс. га пригодных угодий.
Гусь оленю не товарищ
Северный (дикий) олень, при наличии значительных концентраций на ограниченных территориях, может подрывать свою кормовую базу, но в связи с тем, что за последние годы численность диких северных оленей на территории России значительно снизилась, этого, скорее всего, не произойдет. Также присутствие дикого северного оленя бывает нежелательным во время гнездового периода в местах гнездовий гусеобразных птиц, особенно редких: краснозобой казарки, белого гуся и т. д.
Самый пластичный
Кабан — один из самых пластичных и активных видов. К сожалению, в настоящее время численность дикого кабана подорвана африканской чумой свиней (АЧС), и есть решение Правительства РФ снизить его численность до 0,25 голов на 1 тыс. га угодий. Хотя ранее, буквально лет 12–15 назад, ущерб от перенаселения кабаном ряда охотничьих угодий страны был очевиден. Оптимальная норма плотности кабана сильно варьируется в зависимости от местных условий обитания, и поэтому служить критерием регулирования его численности могут только конкретные условия. В общей форме можно сказать, что плотность его населения определяется 10–15 особями на 1 тыс. га. Регулирование численности кабана следует проводить (при благоприятных условиях его обитания в охотугодьях) в тех охотхозяйствах, где работают с боровой дичью, там, где кабаны наносят систематический значительный ущерб сельскому и лестному хозяйству, огордничеству. Конечно, необходимо регулировать его численность при обострении эпизоотической ситуации, как это происходит сейчас с АЧС, а также в случае заполнения кабанами емкости какого-то охотничьего угодья при отсутствии условий для нормального их расселения.
Бобр не так уж и добр
Этот зверь относится к числу чрезвычайно активных видов. Его жизнедеятельность вносит большие изменения в природные системы и имеет различные экономические последствия. Например, возведение бобровых плотин приводит и к улучшению имеющихся мест обитания водно-болотных птиц и околоводных пушных зверей, и к улучшению гидрологического режима. Однако есть и отрицательные последствия жизнедеятельности бобров: подтопление дорог, сенокосных угодий, пастбищ, участков хвойных лесов, захламление слабопроточных водоемов. Перенаселенность бобровых угодий ведет к быстрому оскудению древесно-кустарниковой кормовой базы и, как следствие, депрессии популяции. Поэтому целесообразно в случае перенаселения вести их регулярный интенсивный отлов. В популяции с нормальной плотностью населения ежегодное изъятие бобров не должно превышать 10–15%, при повышенной плотности возможен отлов 40–50% животных. Отлов и отстрел бобров проводят в сроки охоты, а «вредные» особи можно изымать и вне сезона промысла с оформлением соответствующих разрешений. Плотины, вызывающие подтопление ценных природных и хозяйственных объектов, разрушают.
Противоречивый вид
Ондатра. Ее роль в охотугодьях противоречива. Главный минус в том, что при высокой численности зверек является носителем и переносчиком некоторых очень опасных для человека и животных болезней: туляремии, геморрагической лихорадки, альвеококкоза и других. Также при высокой численности ондатра вытесняет такой редкий вид, как выхухоль, из небольших замкнутых водоемов. С целью регулирования численности ее целесообразно добывать, причем на территориях ООПТ тоже.
Грызуны, насекомоядные и другие
Кроты (европейский, алтайский, дальневосточная могера) при высокой численности иногда могут приносить ущерб сельскому и лесному хозяйству. В таких случаях, по заявлениям землепользователей, организуют регулирование численности кротов в местах нанесения ими ущерба. Строго нормировать их добычу нецелесообразно, так как это массовые виды.
Сурки регулируются в местах, где они наносят ущерб сельскохозяйственным посевам. Сейчас сурок-байбак — охотничий вид, поэтому уменьшение численности правильно делать в период охоты.
Прочие грызуны — следует категорически протестовать против применения на территории охотугодий отравленных приманок, рассеиваемых с воздуха и раскладываемых открыто, так как это часто приводит к массовой гибели диких зверей и птиц, причем как охотничьих видов, так и занесенных в Красную книгу РФ.
Зайцы — возможно только строго локальное регулирование численности в лесопитомниках и фруктовых садах.
Что делать с хищниками
Волк — добыча может вестись круглый год.
Лисица — там, где хозяйства занимаются водоплавающей дичью или специализируются на разведении полевой дичи, лисица выступает в качестве серьезного вредителя, поэтому ее численность подлежит резкому сокращению вплоть до полного истребления. Целесообразна круглогодичная добыча (отстрел, отлов). Во время вспышек бешенства допустимо применение быстрых истребительных методов, таких как уничтожение выводков и нор.
Енотовидная собака — отношение к этому хищнику должно строиться примерно по той же схеме, что и к лисице, вплоть до полного уничтожения, за исключением коренного ареала на Дальнем Востоке, где этот зверь играет иную роль в местных биоценозах.
Рысь не является объектом регулирования, за исключением тех случаев, когда ее высокая численность угрожает популяциям редких охраняемых видов или зверям и птицам, на разведении которых специализируется то или иное охотхозяйство.
Медведь бурый — в настоящее время вредный и опасный хищник. Можно добывать круглогодично.
Куница кунице рознь
Соболь, лесная и каменная куницы не являются объектами регуляционных мероприятий.
Норка американская — необходима жесткая регуляция численности. Численность этого вида сегодня в ряде регионов на верхнем пределе, отчего наносится большой ущерб различным околоводным животным.
Норка европейская превратилась в редкий исчезающий вид.
Ласка, горностай, колонок в настоящее время не являются объектами регуляции.
Барсук, в связи с большой положительной ролью в биогеоценозах, не является объектом регулирования.
Надо ли регулировать пернатых
Птицы — болотный лунь, ворона, сорока — должны круглогодично регулироваться там, где пернатая дичь является основным видом для охоты и охраны. Допустимы истребительные мероприятия: разорение гнезд, уничтожение выводков, использование приманок со снотворными препаратами. Необходимо стремиться к максимальному снижению численности серой вороны и болотного луня в гнездовых и выводковых стациях водоплавающих; в местах выпусков и концентраций фазана, серой куропатки, утят кряквы и других птиц, а также на территории дичеферм. Допустимо снижение численности многих дневных пернатых хищников (за исключением видов, занесенных в Красную книгу).
Кто все планирует
Ежегодно руководители госохотструктур регионов должны продумывать планы регулирования численности тех или иных видов диких животных. Планы регулирования могут утверждаться на конкретный сезон: весенне-летний и осенне-зимний. Все заинтересованные в регулировании численности диких животных организации должны заранее подавать в госохоторганы обоснованные заявки на необходимость того или иного регулирования отдельных видов животных. Где указываются: численность и плотность населения (на 1 тыс. га пригодных угодий для данного к регулированию вида), причины регулирования (перенаселение, экономический ущерб и т. д.), целесообразность добычи указанного в заявке количества диких животных и прочие обстоятельства. Желательно описать, какой ущерб причинен данными видами диких животных лесному, сельскому или охотничьему хозяйству.
Аргументированно и обоснованно
Конечно, особо аргументированные обоснования необходимо представлять на такие виды, как лоси, олени, косули и т. д., а не просто указывать цифру добычи — и все. Для «вредных» животных (волк, шакал, серая ворона и т. д.), обитающих в достаточном количестве в регионе, особых обоснований не требуется, но они должны включаться в план, причем разрешения на их круглогодичную добычу выдаются не всем желающим, а, например, охотникам-волчатникам, бригадам охотников, сформированным по заявкам охотхозяйств, или охотникам из числа производственных инспекторов и охотпользователей. Все работы с целью регулирования численности должны проводиться под контролем органов госохотнадзора или администрации охотпользователей, по окончании которых составляется подробный отчет, со сроками хранения не менее 3 лет. В отчете проводится анализ регулирования и указывается оценка данному регулированию: привело ли это к оптимизации численности, ликвидации или уменьшению экономического ущерба, и как была использована продукция. На основании таких отчетов госохоторганы региона решают, выдавать ли разрешение на регулирование численности в следующий раз.