Найти тему
Взор

Как изготавливали каменные сосуды в древности

Здравствуйте, уважаемые читатели!

После предупреждения продолжаю новую серию статей о каменных чашах, вазах и кувшинах (1, 2). Для начала знакомимся с тем, что о производстве сосудов пишет археолог Эмери.

Emery, Walter B. Archaic Egypt (1961)

КАМЕННЫЕ СОСУДЫ

Каменные сосуды древних египтян были, возможно, самым большим средством художественного выражения, и ни одна страна ни тогда, ни после не достигла такого совершенства, как эта древняя индустрия в своем стремлении создать полезный предмет, который был бы ещё и красивым. Они производились в таких огромных количествах, что их качество варьируется, но даже при этом доля эстетических триумфов в дизайне и технике поразительна.

Ни один камень (применённый для сосудов), за изключением гранита, не был для этого слишком твёрдым. Были найдены образцы, датируемые Первой и Второй династиями, сделанные из следующих материалов: диорит, сланец, алебастр, вулканический пепел, серпентин, стеатит, брекчия, мрамор, известняк, пёстрая чёрно-белая порфировая порода, пурпурный порфир, красная яшма, обсидиановый кварц, доломит, горный хрусталь и базальт.

К сожалению, у нас нет действительно удовлетворительных свидетельств о методе изготовления этих каменных сосудов, и, хотя некоторые процессы работы нам известны, другие остаются полной загадкой. Как они достигли такой точности, что, когда мы поворачиваем неглубокую миску или блюдо, не видно никаких отклонений от идеального круга? Как они вырезали из горного хрусталя трубчатые кувшины со стенками толщиной не более миллиметра? Хотя у нас нет доказательств, представляется почти несомненным, что у мастера был какой-то метод вращения материала относительно неподвижного инструмента, поскольку невозможно добиться такой точности по меркам только лишь ручным долблением и шлифовкой, какими бы многочисленными и кропотливыми они ни были.

-2

На примере незаконченных сосудов мы убедились, что до начала выемки внутренней части была выполнена внешняя отделка. Мы также знаем, что черновая отделка внутренней поверхности производилась с помощью бура с необычной эксцентричной ручкой, к которой на верёвках были привязаны два овальных камня. Эти каменные грузы, которые разлетались наружу (разходились в стороны) при вращении дрели, обезпечивая таким образом дополнительную движущую силу. Режущая головка этих буров представляла собой кремневое лезвие, по форме напоминающее тупой наконечник стрелы. Такие буры и каменные грузила были найдены в большом количестве, и у нас также есть изображения эпохи пирамид, на которых показана работа дрелью (рис. 124). Трубчатый бур изпользовался также для работы на небольших сосудах. Но этот метод сверления, хотя и подходит для вырезания внутренней части цилиндрических ваз, таких как типы 1-22, показанные на рис. 125, не подходит для вырезания внутренней части кувшинов типов 23-34. Как, например, создавалось усилие, направленное вверх, чтобы вырезать внутреннюю сторону плечиков? Все эти вопросы пока остаются без ответа и, вероятно, останутся таковыми до тех пор, пока, возможно, не будет обнаружена мастерская изготовителя каменных ваз, которая разкроет некоторые из его методов.

Рис. 125 Эмери. Типы каменных сосудов
Рис. 125 Эмери. Типы каменных сосудов
-4

Применялись как кремневые, так и медные инструменты, и в углублениях между листами сланцевой чаши, показанной на иллюстрации 45, мы действительно нашли следы медной пилы.

* - * - *

Так Эмери кратко описывал изготовление сосудов в 1961 г. Шло время. Археологи продолжали копать землю и добывать артефакты. Делали это они не только в Египте, но и в других уголках мира. Напомню, что древний Египет существовал вовсе на за железным занавесом, а активно дружил (или бил посуду) с многочисленными соседями, причём не только с теми, кто заселял побережье Средиземного моря, но и с анатолийцами (где хетты правили огромными территориями), и с прочими жителями Леванта. Напомню про Месопотамию - колыбель цивилизаций.

-5
Каменные вазы из Урука (Месопотамская территория), около 3400-3200 до н.э.
Каменные вазы из Урука (Месопотамская территория), около 3400-3200 до н.э.

(об урукской культуре тут)

Соседи более или менее оживлённо, напрямую или опосредовано общались друг с другом и, разумеется, с древними египтянами. Шла торговля и обмен дарами. Потому древнеегипетские каменные сосуды находят не только на территории Африки, но, например, и на Крите. Продвину... (зачёркнуто) развитые соседи, не отставая от египтян, ваяли свои сосуды как из глины, так и из камня.

Каменные вазы, Крит, раннеминойский период
Каменные вазы, Крит, раннеминойский период
Египетская диоритовая ваза, превратившаяся в ритон, после того как в основании просверлили отверстие. Родом из разграбленной египетской гробницы 3-го тысячелетия до н.э. Гробница 55. Национальный археологический музей Афин,
Египетская диоритовая ваза, превратившаяся в ритон, после того как в основании просверлили отверстие. Родом из разграбленной египетской гробницы 3-го тысячелетия до н.э. Гробница 55. Национальный археологический музей Афин,

Так вот, археологи на многих территориях находят не только сосуды, но и мастерские их резчиков. А там - кроме черепков и заготовок (на различных стадиях готовности) изделий, находят ещё и осколки, оставшиеся в процессе изготовления, и инструменты. Весь этот очень богатый "улов" изследователи мимо внимания своего не пропустили, артефакты подвергли локальному и перекрёстному изучению, сравнению и анализу. Нашлись экспериментальщики, взявшиеся за простейшие орудия труда (в том числе и за каменные долота и молотки), и принялись создавать собственными ручками всяческие чаши и чашечки, изучать следы, оставляемые этими простейшими инструментами, и сравнивать со следами, оставленными на посуде и на заготовках мастерами древними. И оказалось, что древние технологии в разных местах как-то не сильно отличались друг от друга.

Так что, милые альтернативщики, тут вам с вашими буйными фантазиями порезвиться места недостаёт :о)

-9

Например, пол века спустя (в 2007) после Уолтера Эмери была опубликована книга Эндрю Бевана.

"Каменные сосуды и ценности в Средиземноморье бронзового века"

(Andrew Bevan Stone Vessels and Values in the Bronze Age Mediterranean)

Здесь я привожу перевод главы, относящейся к изготовлению сосудов.

Эта глава ещё более конкретна, в ней подробно разсматриваются детали изготовления каменных сосудов. Производственные стратегии - это не просто совокупность местных технических знаний, они пропитаны местными ценностями. Обработка камня для изготовления сосудов предполагает баланс между множеством иногда противоречивых приоритетов и параметров: свойствами камня, наличием специальных инструментов, предпочтением определённого дизайна, предполагаемым качеством готового изделия и приемлемым уровнем случайных поломок. В любом данном культурном контексте этот баланс будет отражать как сознательный, стратегический выбор ремесленника, так и инерцию унаследованной традиции ремесла (аналогично и в гончарном деле).

Как краткосрочные решения, так и долгосрочные традиции можно изследовать на предмет того, насколько они отражают ценностные приоритеты, и предметы из камня предлагают особенно богатые возможности для такого анализа (хотя до сих пор наибольшее внимание уделялось обтёсанному камню: ). Обработка камня - это субтрактивный процесс (последовательное удаление лишнего), который начинается с сырого куска и постепенно путём удаления фрагментов (обычно в тщательно упорядоченной последовательности) превращает его в готовый артефакт. Следы этих этапов производства часто хорошо сохраняются как на полуфабрикатах, так и на готовых изделиях. Понимание деталей таких последовательностей проливает свет на целый ряд интересов производителей и потребителей. Эта глава начинается с описания обычных инструментов и методов обработки камня. Затем предлагается типовая последовательность операций изготовления сосудов, основанная на том факте, что в разных культурах существует значительная закономерность в порядке и природе (характере) различных этапов. Такой шаблон следует разсматривать как эвристический инструмент для нас, а не как технологическую смирительную рубашку для оригинального ремесленника.

-10

Cамая важная роль метода заключается в том, чтобы выявить именно те ситуации, которые отличаются от общего шаблона, потому что это разхождение является прекрасным "гидом" по особенным ценностям данного сообщества.

Рабочие свойства камней

Разные камни обладают различными рабочими свойствами, основанными на двух основных параметрах: (1) связность породы в целом при приложении к ней значительных усилий и (2) твёрдость и прочность минералов, составляющих её. Связность породы в значительной степени зависит от пористости камня, а также от разположения и формы его минеральных зёрен. Более связные породы выдерживают более агрессивную обработку, лучше полируются и поддаются более сложной резьбе. В отличие от них, другие породы связаны относительно плохо, например, потому что имеют полосчатую структуру, которая делает их склонными к разрушению по определённым плоскостям трещин.
Некоторые камни состоят из одного основного минерала (например, хлорита или кальцита), в то время как другие - из нескольких минералов разной прочности. В этом меньшем масштабе необходимо учитывать не только основную способность минерала сопротивляться изтиранию или давлению, но и его склонность к разрушению при ударе. Например, некоторые минералы, такие как полевой шпат, очень твёрдые, но их кристаллическая структура склонна к разкалыванию в определённых направлениях (данное явление известно как спайность). Это может быть как полезно (для обработки), так и проблематично: многие египетские камни (например, граниты, диоритовые гнейсы), изпользуемые для изготовления сосудов, являются породами высокосвязными, но богатыми полевым шпатом. Это означает, что при ударах по ним каменными молотками, имеющими эквивалентную или большую твёрдость, их поверхность может быть обработана, поскольку хрупкий полевой шпат разрушается, но при этом не образуются более крупные трещины.

Таким образом, между твёрдостью горных пород и твёрдостью минералов имеется общая связь. Однако также существуют и достаточные различия в твёрдости, как горных пород, так и минералов, так что знание экспертом свойств конкретных камней становится ценным товаром само по себе. Тем не менее, не забывая об этой сложности, мы обычно можем применять шкалу Мооса как полезное сокращение для обозначения возможных рабочих свойств конкретного камня (рис. 4.1). Шкала Мооса - это относительный показатель, основанный на способности одного минерала царапать другой, и он неоднократно применяется в следующих главах.

В более широком смысле, камни, изпользуемые для изготовления сосудов, можно разделить на "мягкие", "средние" и "твёрдые". Камни любой из этих категорий имеют много общих рабочих параметров. Например, основной порог существует примерно на уровне Мооса 3. Для "мягких" камней ниже этого порога методы, основанные на резьбе (ударное применение долота с плоской и остроконечной рабочей поверхностью), очень эффективны для придания формы как внутренней, так и внешней части сосудов.

Напротив, «средние» камни (по шкале Мооса выше 3) требуют иных методов: для обработки внешней поверхности потребуется молоток или беззубая пила, а для обработки внутренней поверхности - ручное изтирание или сверление. Травертин - интересный пример камня, находящегося прямо на границе этой группы. Он состоит почти изключительно из минерала кальцита (3 по шкале Мооса), но связность его породы обычно очень хорошая, поэтому медные долота с трудом наносят разрушение, и их рабочие кромки быстро изнашиваются.

Твёрдые" камни (6-7 баллов по шкале Мооса) часто требуют передовых инструментов и методов. Например, египетский камень, такой как асуанский гранит, требует особых методов обработки: его лучше всего добывать с помощью каменных молотков, поскольку (как указано выше) он богат полевым шпатом, но дальнейшая обработка (придание формы) должна производиться с помощью пиления и сверления.

Для выполнения этой основной задачи по приданию формы кремневые инструменты не подходят, но их всё же можно изпользовать для вырезания неглубоких украшений или надписей, потому что кремень твёрже (7 Мооса), чем кристаллы полевого шпата гранита (6 Мооса), и в небольших масштабах может их разрушить, тем самым выделить оставшиеся зёрна кварца и слюды. Это позволит удалить их позже. Наконец, особенно трудоёмка полировка гранита, поскольку он включает минералы различной твёрдости (например, полевой шпат, кварц и слюду).

В следующих разделах более подробно разсматриваются конкретные методы обработки камня.

Ручная абразивная обработка

Такая обработка является частью почти всех процедур изготовления каменных сосудов, независимо от того, изпользуются ли в процессе её сыпучие абразивы, шлифовальный камень и/или методы полировки конечного продукта (рис. 4.2).

Полировка каменных сосудов - это относительно простой, но трудоемкий процесс, который осуществляется с помощью трения камнем (гематитом, галькой) и/или сыпучих абразивов всё более тонких сортов (вплоть до 5–0,5 мкм). Простое шлифование вручную представляет собой один из самых ранних методов, с помощью которых, вероятно, изготавливались каменные сосуды. А в тех отраслях, где нет явных следов острого инструмента или следов сверления, это, вероятно, было основным методом изготовления. Технологии шлифования часто связаны с оседлым собирательством и усиленной эксплуатацией природных ресурсов, таких как семена, но с появлением сельскохозяйственных общин они становятся ещё более разпространёнными. Такие занятия, как измельчение злаков, представляют собой очевидную питательную среду для технических экспериментов. Поэтому неудивительно, что в таких сообществах раннее производство сосудов часто сосредоточено на более тонких вариантах горных пород, чем те, что применялись для местных жерновов. По мере развития местного опыта изготовления сосудов, ограниченное ручное вращение жёрнова, вероятно, послужило платформой для экспериментов с более сложными методами сверления с помощью устройства (бура, дрели).

Резьба

Большинство доисторических инструментов для резьбы представляли собой долота или маленькие пробойники (пуансоны), сделанные из кремня или металла. В более поздние периоды иногда подобным образом также изпользовались ручные многозубчатые кирки. Однако для бронзового века пока нет чётких свидетельств о типах сгруппированных ударных "шрамов", которые оставляют такие орудия. Представляется вероятным, что они стали популярными только в более поздние периоды с широким разпространением железных инструментов, разширяющихся к лезвию.

Картинки для иллюстрации взяты из других публикаций
Картинки для иллюстрации взяты из других публикаций

По мере выполнения работы, для доисторических кремневых и металлических долот требовалось определённое изправление (правка) или обтачивание рабочей кромки на месте. Форма долота может быть различной, но, как правило, если работать долотом под вертикальным углом, такой инструмент оставляет широкие, неглубокие следы на боковой стороне сосуда и плотно прилегающие рубцы - на его внутреннем дне.

Рубцы от пробойников (фиг. 15) и демонстрация работы этим инструментом (фиг. 16). Фото из книги Philip L. Kohl A Note on Chlorite Artefacts from Shahr-i Sokhta 1977 г.
Рубцы от пробойников (фиг. 15) и демонстрация работы этим инструментом (фиг. 16). Фото из книги Philip L. Kohl A Note on Chlorite Artefacts from Shahr-i Sokhta 1977 г.

Пробойники (punches) - более мелкие и часто менее тонко сделанные инструменты. Они оставляют меньшие, более плотные (разположены ближе друг к другу) наборы вертикальных или диагональных рубцов и являются более точными, но более трудоёмкими в изпользовании (см. изображение выше). Обоими инструментами обрабатывали камень с помощью булыжника или киянки. Поэтому резка сосудов может быть рискованной, поскольку ударная нагрузка увеличивает вероятность их поломки, особенно стенок сосуда.

Маленькое бронзовое долото (UC30861) без ручки для изспользования в качестве ручного резца, 19-я династия. (Музей Петри, фотография Джона Бодсворта из архива Египта)
Маленькое бронзовое долото (UC30861) без ручки для изспользования в качестве ручного резца, 19-я династия. (Музей Петри, фотография Джона Бодсворта из архива Египта)

Тем не менее, (при наличии медных инструментов) сосуды из "мягких" камней (ниже 3 по шкале Мооса) почти всегда вырезаются, поскольку этот метод быстрее, чем сверление, менее сложен в освоении и требует инструментов и навыков, сходных с теми, которые применяются для работы с другими мягкими материалами, такими как слоновый бивень, кость или дерево.

-14

Более твёрдые камни нельзя обрабатывать металлическими (медными) инструментами, а с кремневыми резцами (ок. 7 по Моосу) прогресс идёт медленно, поэтому внутреннюю поверхность сосуда обычно сверлят и/или шлифуют вручную.

К сожалению, две страницы не отображаются, об их содержимом только остаётся догадываться. Но, судя по оглавлению, речь идёт о паундинге и пилении (есть лишь самое начало сведений). Поэтому переходим к тому, что видно далее (стр. 46), то есть к сверлению. Вначале говорится о высверливании в сосудах полостей с помощью более прочных камней - шлифовальных.

-15

Идеальную форму (матрицу) обезпечивали крупные камни, применявшиеся для шлифования (гриндеры) с применением рыхлого абразива из кварцевого песка. Шлифовальный камень часто требовал подготовки для него начального углубления в сосуде, но после этого он идеально подходил для подрезания плеча сосуда. Вместе с сыпучим абразивом его можно было диагонально поместить в подготовленный паз и постепенно вращать вперёд-назад (не до конца), пока он не выточит для себя место и не займёт горизонтальное положение. Последовательное изпользование гриндеров разных размеров и форм позволяло мастеру контролировать форму получаемого отверстия. На внутренней поверхности сосудов, обработанных таким образом, видна серия широких вогнутых канавок, сделанных последовательно применяемыми шлифовальными камнями. Каждая из них тонко отшлифована абразивным порошком (рис. 4.6).

Рис. 4.6. Внутренности двух сосудов выдолблены с помощью шлифовальных камней и рыхлого абразива (штрихи выделены для ясности): (а) кувшин 12-й династии из Мазгуне, Египет (Манчестерский музей 5341); (b) чаша MM-LM, из Псейры (Pseira), Крит (INSTAPEC PS 933).
Рис. 4.6. Внутренности двух сосудов выдолблены с помощью шлифовальных камней и рыхлого абразива (штрихи выделены для ясности): (а) кувшин 12-й династии из Мазгуне, Египет (Манчестерский музей 5341); (b) чаша MM-LM, из Псейры (Pseira), Крит (INSTAPEC PS 933).

В некоторых случаях в центре дна сосуда остается небольшая приподнятая шишка, поскольку шлифовальный камень быстрее (и поэтому эффективнее) обтачивает шлифуемое у края и медленнее у центра. Такие центральные шишки имеют тонкие, концентрические полосы и могут иметь острую точку в центре или быть слегка закругленными. Их часто путают с бороздками, образующимися при сверлении с помощью трубки, но последнее оставляет кольцеобразные следы, которые заметно отличаются.

(Продолжение следует)

P.S. Автор канала "Что могли древние" поместил под статьёй комментарий со ссылкой, и он (комментарий) изчез. Потому помещаю текст его сюда:

"Это правильная публикация. Есть мелкие, на мой взгляд, огрехи, сути не портящие. Спасибо.

Не приходилось ли вам читать чудовищный опус гениального археолога и невыносимо никудышнего "механика" У.М.Ф. Питри "О механических методах древних египтян"?: https://vk.com/wall-181677410_1897 "

К статье просто напрашивается соответствующее дополнение!

Попытка египетской трасологии
Что могли древние16 ноября 2022