Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Эссе по работе З. Фрейда «Бессознательное» (1915 г.)

Аналогично тому как З. Фрейд предлагал своим пациентам совместное путешествие в процессе психоаналитической работы, также он предлагает читателю погрузиться в совместное исследование характеристик сознательного, предсознательного и бессознательного в психике.

В работе «Бессознательное» З. Фрейд начинает свой исследовательский путь определяя следующее соотношение вытесненных переживаний и бессознательного. Все недопущенные (вытесненные) до сознательной части представления, являются «бессознательными». Бессознательное заключает в себя все вытесненные представления, которые лишь часть объема бессознательного.

Ключевым понятием в концепции бессознательного выступает «вытеснение». Процесс вытеснения был описан З. Фрейдом еще в работе «Психопатология обыденной жизни», более углубленное исследование данного феномена обнаруживается в работе «Вытеснение» - спустя 14 лет после первого упоминания.

Познание вытесненного возможно только посредством перевода его в область сознательного. Подобный перевод осуществятся при помощи психоаналитической практики (техник).

Однако, здесь же следует отметить, что подобный перевод осуществляется изначально в предсознательную часть психики, и только затем в сознание.

В качестве обоснования существования психического бессознательного, З. Фрейд приводит следующие аргументы. Во-первых, существование различных психических явлений у здоровых людей (сновидения, ошибочные действия и пр.), различных психических симптомов у больных. Во-вторых, наличие спонтанных мыслей, возникновению которых не предшествовало внешнее стимулирование, появление которых невозможно объяснить. Таким образом, становится возможным заключить существование определенной области психики, являющейся источником этих феноменов, не поддающихся объяснению с точки зрения «сознательности».

Обосновывая существование психического бессознательного, З. Фрейд также приводит следующий аргумент. Сознание не может охватывать весь спектр существующих в психике индивида содержаний. Так, большинство психических содержаний находятся в состоянии латентности (не осознаются в каждый момент времени), но при этом, непосредственно из психики, данные содержания не исчезают. Область, в которую переходят латентные переживания – бессознательное.

Примером подобного латентного состояния психических содержаний могут являться воспоминания о детстве. Они актуализируются когда, например, человек встречает знакомого, которого видел в последний раз более 20 лет назад в детском саду.

В психоаналитической практике, подобный перевод латентных содержаний можно наблюдать при сборе жизненного анамнеза клиента.

Доказательством существования психического бессознательного, а также образа его действия являются данные, полученные посредством гипноза. Так, ещё в статье «Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе» (1912 г.), З. Фрейд приводит пример эксперимента И. Бернгейма, основанного на методе гипнотического внушения. Во время гипнотического состояния пациенту было внушено совершить определенное действие в определенное время. После пробуждения, пациент не помнил ни о гипнотическом состоянии, ни о внушенных действиях. В назначенное время пациент осознанно выполнил действие (несмотря на то, что не понимал зачем). Таким образом, внушенное пациенту действие находилось в бессознательной части психики, пока в назначенный момент времени не перешло в область сознания [1].

Важно отметить существенный момент, в отношении открытия бессознательного. В сущности, З. Фрейд не первый, кто заговорил о бессознательных душевных процессах. Истоки самой идеи о бессознательном встречаются у Платона в его эпистемологическом учении о припоминании.

Первая концепция бессознательного была сформулирована Г. Лейбницем в работе «монадология». По мнению ученого, бессознательное представляет собой низшую форму душевной деятельности, над которыми «возвышаются» осознанные представления.

Также можно выделить философа И. Канта, связывавшего бессознательное с интуицией (бессознательный априорный синтез) в своем гносеологическом учении.

Как отмечал Д. Анзье, «понятие бессознательного — не новость для тех, кто воспитывался в традициях немецкой культуры». Идея о бессознательном, раскрывающимся в сновидениях или в психической болезни, глубоко укоренилась в умах немецких романтиков (иррационалистическое учение А. Шопенгауэра, и его последователя Э. Гартмана (бессознательное как основа бытия), Ф. Ницще).

Наиболее сильное влияние на развитие фрейдовской концепции психической жизни оказало учение Ф. Гербарта (представления о конфликте между противоречивыми представлениями) [3].

Бессознательное как явление к концу 19го века было известно. Заслугой Он первый начал говорить о том, что сознание человека – лишь маленькая часть его личности по сравнению с огромным количеством бессознательных влечений. Для того чтобы попытаться разобраться в них и справиться с ними, необходима помощь проницательного психоаналитика.

Автор: Иероним Босх

Ставя вопрос о многозначности бессознательного, З. Фрейд пишет о необходимости постановки важного, но ставящего в затруднительное положение, факта: «…бессознательное является только признаком психического, однако, никоим образом не характеризует его». Бессознательное является признаком психического, поскольку, в действительности, существует огромное количество различных неосознаваемых психических явлений (желаний, побуждений, воспоминаний и пр.). Почему же, по мнению З. Фрейда, эти явления, хоть и отражаются в поведении и деятельности индивида (например, спонтанные реакции), тем не менее, не могут характеризовать его психическую деятельность? Полагаю, имеется в виду, то, что бессознательное не может характеризовать психическое в полной мере, поскольку психика также обладает и сознательным компонентом.

Таким образом, характеристику психики будут определять все составляющие ее структурные компоненты, которые находятся в неразрывной связи друг с другом. Как уже указывалось выше, примером такой связи может служить процесс перехода латентного воспоминания в сознательное. Без необходимости держать в сознании, например, детали просмотренного вечером фильма, воспоминания о нем будут представлять латентное содержание. Но, если кто-то попросит дать отзыв о кинокартине, данные воспоминания тут же обнаружатся в области сознания.

Большая часть психической жизни индивида находится вне области сознания. Переживания, осознаваемые в конкретный момент времени, представляют собой лишь часть психического.

Определяя многозначность бессознательного, З. Фрейд приводит следующий парадокс. С одной стороны, бессознательное отлично от сознательного только тем, что психические содержания находятся в состоянии латентности (ничем не отличаются, кроме характеристики осознанности). С другой стороны, в бессознательном содержатся такие психические содержания, которые, при проникновении в сознательную часть психики, вызвали бы конфликт (качественно отличаются по сути содержания).

Благодаря «цензуре», служащей барьером при переходе различных психических явлений в зону сознательного данные конфликты избегаются. Так, например, осознаваемым мотивом решения остаться в семье и браке может служить общения с ребенком. Однако, на уровне неосознаваемых мотивов могут выступать совершенно противоположные, вытесняемые – нежелание тратить личное время на ребенка. Мужчина ушел из семьи, и в установленное время встречался с дочерью четыре раза в неделю. Как и уход из семьи, в целом, это перевернуло его образ жизни. Он уже не мог как ранее уезжать каждые выходные на дачу, по вечерам поле работы посещать бары, игорные заведения, встречаться с женщинами и пр. Через месяц он вернулся в семью, объяснив окружающим свое решение как потребность в общении с дочерью, однако, в действительности, его общение дочерью приобрело тот же характер что ранее – он практически не видел ребенка. Со временем, он вернул привычный для себя образ «двойной жизни». На данном примере можно выявить множество осознаваемых и неосознаваемых мотивов поведения, однако, полное погружение в проблематику случая не представляет дальнейшего интереса.

Одним из наиболее значимых аспектов работы следует выделить топическую модель психического аппарата, разработка которой также прослеживается в работах 1915 года (“Вытеснение”; “Влечения и их судьба”; “Бессознательное”; “Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях”). З. Фрейд выделил в структуре психического аппарата три разноуровневые системы: система бессознательное (Без), предсознательное (Псз) и сознательное (Сз). Между тремя системами психики существуют границы, проницаемость которых зависит от определенных условий (например, во время сна). Четкое разделение этих границ обнаруживается при отсутствии «психического равновесия» [2].

Сложность в определении границ между бессознательным, предсознательным и сознательным очевидна при попытках описания процессов перехода представлений из одной системы в другую. Процесс перевода информации из бессознательного в сознание З. Фрейд описывает следующим образом. Изначально, информация извне в систему «Без», сохраняясь в виде побуждения. В системе «Псз» она дополняется информацией из убеждений. И если проходит цензуру, система «Сз» дает ему словесное название. Таким образом, осознание явления, предмета и пр. не происходит, пока мы не дадим ему название.

Процесс перевода информации в сознательное можно также объяснить на следующем примере. Так, клиент, после консультации может обнаружить инсайт: воспоминание слов психолога (о совмещаются с воспоминаниями о пережитом опыте, ситуации и после консультации становятся осознанными (если преодолевают сопротивление).

«То, что слышишь, и то, что переживаешь, по психологической природе своей совершенно различные вещи даже в том случае, если они имеют одно и то же содержание».

В процессе анализа терапевт может верно определить вытесненное представление и озвучить его. Но в этот момент вытесненное представление не станет осознанным, а будет существовать в двух системах одновременно. Важно, чтобы пациент мог самостоятельно преодолеть процесс сопротивления. И лишь при переводе вытесненного представления из системы бессознательного в систему сознания можно достичь успеха. Именно поэтому, для терапевта крайне важно подбирать своевременные интерпретации, иначе пациент к ним будет попросту не готов. И какими бы хорошими эти интерпретации не были, они не будут полезны для пациента.

-2

Автор: Иероним Босх

Следующим тезисом в работе «Бессознательное» выступает тезис об отсутствии бессознательных аффектов. Отвечая на вопрос о существовании бессознательных чувств, следует обратить внимание на употребление в психоаналитической практике таких понятий как «бессознательные влечения», «бессознательный страх» и т.д. З. Фрейд постулирует невозможность существования аффектов в области бессознательного в том смысле, в котором они присутствуют в нем. В области бессознательного все влечения также в виде представлений (следы воспоминаний). Чувства же доступны только для области сознания, поскольку невозможно чувствовать без переживания «прочувствования» аффекта. Таким образом, сами влечения не осознаются, осознаются только представления, связанные с ним.

Возвращаясь к замечанию о существовании таких понятий как «бессознательное чувство вины» необходимо отметить – подобные высказывания являются ошибочными. Представление вызывает аффективные реакции, поле аффект и представление расходятся: представление может уйти в бессознательное. Аффект появляется, присоединяясь к другому представлению. Примером такого явления будет следующее. Человек испытывает вину по отношению к матери, однако сознательно полагает, все детские провинности давно забыты и никак не влияют на их отношения, не накладывает отпечаток на его поведение. Сознательно, человек не может допустить чувство вины к матери, так как идеализирует ее. Как вариант, проявляться это чувство вины будет в неудачных любовных связях, в которых человек отыгрывает "наказание" за то, что он плохой. Таким образом, вина не исчезла, а присоединилась к другому представлению; другое представление, породившее данный аффект вытеснено и не осознается.

Экономический подход в психоанализе, сформулированный Фрейдом, основан на описании психологической активности в терминах психической энергии.

Представления, переходя из одной системы психического в другую, несут с собой определенную энергию; точнее эта энергия способствует движению представлений. Эти представления либидозно нагружены. И то, в каком количестве энергия сконцентрирована в представлениях, является сутью экономического подхода в описании вытеснения. Ведь чтобы вытеснить какое-либо представление из сознательного, нужна некая сила, нужна энергия.

И вот это вытесненное представление возвращается в систему Ubw без энергии, ее отняли. Далее есть 2 варианта продолжения существования вытесненного: оно либо лишается предсознательной активности и приобретает бессознательную, либо возвращает ту активность, которая имелась у него раньше.

В возникновении неврозов вытесненное играет самую непосредственную роль.

При истерии страха вытесненное представление трансформируется в страх, в испуг; при конверсионной истерии — в симптом; а при неврозе навязчивости — в различные навязчивые мысли, желания и влечения.

Таким образом, суть экономической модели состоит в том, чтобы определять количественно энергию, которая существует в психическом. Прослеживать ее объем, распределение между системами психического и обмен ею.

Какими свойствами обладает система бессознательного? Ядро бессознательного состоит из желаний, которые не связаны друг с другом, но и не противоречат друг другу, существуют вне всякого влияния друг на друга.

-В этой системе нет отрицания. Человек, говоря о том, что он не хотел обидеть, только оглашает свои бессознательные намерения обидеть.

-Бессознательное существует вне времени, в системе отсутствует хронология. То, что было раньше в бессознательном существует в настоящий момент времени. То, о чем мы мечтаем в будущем, в бессознательном существует так же в настоящий момент, примером тому могут быть сновидения, в которых осуществляется желание, или разыгрывается травма из прошлого здесь и сейчас.

-Процессы бессознательного мало принимают во внимание реальность. Внешняя реальность заменена реальностью психической, и деятельность бессознательного подчинена лишь принципу удовольствия.

-Мы узнаем о бессознательных процессах через сновидения и симптомы (аффекты, телесное проявление), переводя эти явления на язык сознания (слово).

Говоря о продуктах бессознательного, Фрейд использовал слово отпрыски, возможно, показывая нам то, что продукты бессознательного – это результат действия, функционирования двух инстанций психики. Сначала представление вытесняется в бессознательное, потом, стремясь вернуться назад, проявляется в искаженном виде, нуждается в переводе. Это и есть продукты бессознательного, о которых уже не раз в эссе упоминалось: фантазии, случайные мысли, ассоциации, оговорки, ошибочные действия, сновидения.

Продукты бессознательного являются звеном между сознательным и бессознательным, именно она дают возможность для психоаналитической работы.

Для лучшего понимания бессознательного З. Фрейд обращается к анализу патологии психики, в первую очередь шизофрении. Каким языком могло бы разговаривать Бессознательное? Фрейд предполагает, что наиболее полно Бессознательное проявляется через речь шизофреников. При этой болезни изначальное Побуждение после процесса Вытеснения не ищет новых объектов; наступает состояние нарциссизма, неспособности пациентов к перенесению чувств. То есть Побуждение остается направленным на Бессознательное. В результате при шизофрении высказывается через сознательную речь бессознательное состояние пациентов.

-3

Автор: Кристина Виверс "Дверь в бессознательное"

Речь становится особенно заботливой, неестественной, манерной, часто направленной на отношение к органам тела. Фрейд называет это «шизофреническим словообразованием», «ипохондрическим языком органов», когда все содержание речи замещается отношением к органам (глазу, руке) или телесным ощущениям (толкнуть, сдвинуть, подменить).

Любой объект, к примеру, стул, может иметь предметное описание, состоящее в активности и тактильных ощущениях (размер, вес, твердость), и словесное описание (сам термин «стул», а может «табуретка»). Фрейд отмечает, что в случае шизофрении слово и вещь не совпадают, что не имеет места в случае невроза.

Тем не менее кажется странным, почему именно словесное описание, обычно находящееся под контролем Сознания, в случае Вытеснения становится основным признаком шизофрении. Фрейд отвечает, что речь идет скорее о попытке организма к выздоровлению и овладению утерянными объектами. Чтобы восстановить потерянную связь с объектом, Сознание обращается к Бессознательному через то, что у него есть – через словесное определение.

Фрейд: «Иногда работа сновидений обращается со словами как с вещами и создает тогда очень похожие "шизофренические" речи или новообразования слов». (В речи шизофреников и работе сновидения действуют одинаковые первичные механизмы, такие как сгущение и смещение. Найти и восстановить связи во сне бывает столь же сложно, как понять речь шизофреника. Однако понимание того и другого может дать нам новый материал для более глубоко понимания системы бессознательного.)

Основной признак «шизофренической» речи – несовпадение слова и вещи. Побуждения, запертые в Бессознательном, и направленные не на объект, а на само же Бессознательное, выражаются в словах, направленных на части тела. К примеру, шизофреник может говорить о руке, описывая стул. Нечто похожее может происходить при сновидениях, когда одно слово может заменить целое событие.

Различия сознательных и бессознательных психических представлений.

На основе того же представления, что объект в психическом мире обладает предметным и словесным представлением, Фрейд формулирует основу не только неврозов переноса, но и современное объяснение психологических травм. Бессознательное содержит только предметное силы объектов, его тактильное описание. Предсознание добавляет к нему представление, некую форму оценки. Сознание добавляет словесное представление, благодаря которому мы можем описать объект через речь. Таким образом, при неврозе происходит вытеснение словесного описания, которое при нормальном психическом состоянии должно было бы быть связано с объектом.

Библиографический список

Фрейд. З. «Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе» // Психоанализ и русская мысль. М.: Республика. - 1994, С. 29-34. (воспроизведение текста перевода из журнала «Психотерапия». - 1913, №5., С. 313-320.)

Холдер А. Фрейдовская теория психического аппарата / Энциклопедия глубинной психологии. Том 1. Зигмунд Фрейд. Жизнь, работа, наследие. - М.: Менеджмент, Interna. – 1998, С. 242-281

Шерток Л., Соссюр Р., де Рождение психоаналитика. От Месмерадо Фрейда: Пер. с франц./ Вступ. ст. Н. С. Автономовой— М.: Прогресс, 1991.—288с.

Фрейд З. «Бессознательное» Электронная библиотека [Электронный ресурс: e-libra.ru]. – Режим доступа: https://e-libra.ru/read/427768-bessoznatel-noe.html

Картина в анонсе: Джексон Поллок. "Синее бессознательное", 1946

Автор: Пилипенко Анастасия Евгеньевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru