Найти в Дзене
Аутизм и школа

Аутизм. ОНР. Реформы в игре "Эрудит" специально под плохоговорящего аутичного мальчика.

Про "Эрудит". Все, кто не знает, что это за игра, то вот. Есть буквы, поле, очки, правила. И вперёд. Собираем, складываем цену слова и записываем. Есть правила подсчёта связанные с разноцветными квадратиками. Когда полтора года назад я решила, что хорошо бы поиграть в это, понимала, что надо отсекать всё лишнее, целиком Гриша правила не поймёт, будет отлично, если он хотя бы слова соберёт. Плюс, я понимала, что большой проблемой может стать нехватка букв. В игре их определённое количество. И это важный ограничительный фактор игры. Я так и видела, как Гриша придумывает слово, а букв уже нет. Его бы это на тот момент не вдохновило придумывать новое слово для оставшихся букв. Я это знала. Нам не до этих изысков. Цель: собирать слова, а не играть и выигрывать по правилам. Поэтому я сделала свой "Эрудит". 1. Много, очень много букв. 2. Раскрасила гласные в красный. Это было важно летом 2021 года. Тогда Гриша наконец таки научила читать. И сделал он это именно на разделении гласных и

Про "Эрудит".

Все, кто не знает, что это за игра, то вот.

Есть буквы, поле, очки, правила. И вперёд. Собираем, складываем цену слова и записываем. Есть правила подсчёта связанные с разноцветными квадратиками.

Когда полтора года назад я решила, что хорошо бы поиграть в это, понимала, что надо отсекать всё лишнее, целиком Гриша правила не поймёт, будет отлично, если он хотя бы слова соберёт.

Плюс, я понимала, что большой проблемой может стать нехватка букв. В игре их определённое количество. И это важный ограничительный фактор игры. Я так и видела, как Гриша придумывает слово, а букв уже нет. Его бы это на тот момент не вдохновило придумывать новое слово для оставшихся букв. Я это знала.

Нам не до этих изысков. Цель: собирать слова, а не играть и выигрывать по правилам.

Поэтому я сделала свой "Эрудит".

1. Много, очень много букв.

2. Раскрасила гласные в красный. Это было важно летом 2021 года. Тогда Гриша наконец таки научила читать. И сделал он это именно на разделении гласных и согласных. В том числе с помощью цвета. И этот же красный цвет я перенесла и в эрудит.

3. Никакого поля и правил у нас не было. Надо было собрать слово и посчитать цену. Всё.

4. Размер. В начале я сделал маленькие буквы, но, когда мы начали играть с бабушкой и папой, стало очевидно, что дело это неудобное. И я сделала большие буквы, чтобы всем было хорошо.

-2
-3

5. Ну и сделала буквы не одиночными. Кубик у меня был с двумя буквами. С одной стороны одна, с другой - другая. По принципу парности. А-Я, Б-П, Д-Т. Связано это было с техническим моментом. Потому что делать много букв и хранить их на столе во время игры, так можно долго буквы искать. Плюс всё же делать кубиков в два раза больше, чем сделал я, довольно сложная и долгая история.

6. Сделала коробки для хранения, где были подписаны буквы. Что ускорило их поиск. И легко позволяло включаться новому игроку.

---

И вот в такой "Эрудит" мы играли в 2021 году. Летом-осенью.

Что даёт эта игра для ребёнка с проблемами речевыми? Не знаю, как для кого, но для Гриши, думаю, следующее:

1. Он стал увереннее читать, потому что, в случае Гриши, чтение - это процесс, который очень связан с "если надо читать, тогда я тупею и не могу" и "если надо узнать, что там написано, тогда я легко читаю".

2. Попытки разбирать слова на звуки (буквы). Для того, чтобы ребёнку с нарушенным фонематическим слухом это делать, это надо очень постараться. А в такой игровой форме - это получается легче. Поэтому, предполагаю, что игра плодотворно повлияла именно на фонематический слух. А развитие этого слуха ведёт к тому, что ребёнок и лучше слышит и лучше говорит.

3. Мы играли с разными людьми. Со взрослыми и детьми. Игра простая, доступная. При этом в ней можно найти что-то интересное для всех. И для малышей, которые способны собрать слово КОТ и для взрослых, которые собирают с умным видом слово РЕФРЕЖЕРАТОР, ага. И думаю, факт того, что Гриша видел, как другие проделывают то же самое, что и он, хорошо повлияло на его... уверенность в своих силах.

Но это было летом-осенью 2021 года. Тогда это вообще было чудом. Гриша играет в словесную игру... с чтением. Во прикол (шутка).

---

А вернулся к нам "Эрудит" ещё раз в 2022 году. Осенью.

И вот тогда он претерпел изменения. Возникли новые цели и креатив пошёл в ход.

О чём, расскажу в следующей статье.

Итак.
Если игра хорошая, но ребёнок целиком её не потянет, надо дробить, отрезать неважное, чтобы оставить то, что ребёнок сможет делать. Это даёт свои плоды.
Только да, придётся именно что делать игру с нуля...

Удачи вам, дорогие мои читатели.

-4