Найти в Дзене
Сергей Курий

История женских причёсок - 4: от ампира до модерна

После Великой Французской Революции ветер перемен прошелестел и в дамских волосах. Впервые за европейскую историю женщины стали стричься так коротко.

После того, как в 1790 г. актёр Тальма сыграл роль Тита в постановке вольтеровской трагедии «Брут» в моду вошла причёска «а-ля тит». Её тут же переняли дамы. На известном портрете мадам Рекамье кисти Давида можно видеть короткую причёску из кудряшек, свободно рассыпанных по голове и слегка подхваченных лентой.

Мадам Рекамье на портрете Давида 1800 г.
Мадам Рекамье на портрете Давида 1800 г.

Были и более радикальные причёски. Например, «дикарка», представляющая собой беспорядочную копну смятых и спутанных волос. Или причёска с жутковатым названием «а-ля виктим» (жертва), посвященная жертвам гильотины — с высоко подстриженным затылком и тоненькой красной лентой, символизирующей кровавый след от лезвия.

В начале XIX века волосы отпускают всё длиннее и длиннее, а причёска поднимается вверх. Подражая античности, волосы собирают на макушке или затылке в «греческий узел».

Мадам Рекамье на портрете Жерара 1802 г.
Мадам Рекамье на портрете Жерара 1802 г.

Большую популярность имеет и причёска «а-ля Нинон», скопированная с портрета куртизанки времен Людовика XIV: лёгкая завитая чёлка на лбу, над ней — горизонтальный пробор, а на висках — крупные локоны до плеч. Остальные волосы собирались на затылке в плоский шиньон с воткнутым страусиным пером.

Франсуа Жерар. Портрет императрицы Жозефины. 1801.
Франсуа Жерар. Портрет императрицы Жозефины. 1801.

В 1820-30-х годах причёски такие же вертикальные (в моде — грациозная шея и открытые плечи), однако от былой простоты и свободы не остается и следа. У висков выпускают несколько длинных закрученных прядей, а остальные волосы делят пробором и тщательно укладывают на макушке в высокий пуф самой причудливой формы. Особенно популярен т.н. «узел Аполлона» — в виде двух петель из косичек, навитых для устойчивости на проволочный каркас.

Узел Аполлона на портрете Марии Клементины фон Остеррейх кисти Адольфа Фридриха Кунике (ок. 1830).
Узел Аполлона на портрете Марии Клементины фон Остеррейх кисти Адольфа Фридриха Кунике (ок. 1830).

Более скромной была причёска «а-ля Клотильда», которая была на голове английской королевы Виктории во время коронации: две косички, обвитые вокруг ушей кольцами и закреплённые на затылке.

Коронация корролевы Виктории. 1838.
Коронация корролевы Виктории. 1838.

Букли и косички завивались так туго, что казались высеченными из камня. На ум поневоле приходил анекдот о постоянно улыбающейся девочке («А вы бантик ослабить не пробовали?»).

Т. Готье «Мода как искусство»:
«Оцените эти собранные на затылке узлы, локоны, витые косы, подобные рогам Амона или завиткам ионической капители! Разве сумел бы афинский скульптор или художник эпохи Возрождения расположить их с большим изяществом, выдумкой и вкусом?».
Александр Брюллов. Портрет Н. Пушкиной-Ланской. 1831.
Александр Брюллов. Портрет Н. Пушкиной-Ланской. 1831.

Добавьте к этому обилие украшений (жемчужных нитей, лент, цветов, гребней) и вы поймёте, как трудно было сохранить эти «архитектурные творения» во время энергичных бальных танцев. Несмотря на сложные причёски, выходить на улицу с непокрытой головой считалось неприличным, поэтому женщины носили широкие чепцы и капоры — казалось, что головка прелестницы едет в отдельном крытом экипаже.

Ещё одной модной тенденцией первой половины XIX века можно считать и то, что за долгое время брюнетки, наконец-то, потеснили блондинок. Для придания более тёмного цвета и блеска волосы смазывают маслом.

Йозеф Карл Штилер. Софи, эрцгерцогиня Австрии. 1832.
Йозеф Карл Штилер. Софи, эрцгерцогиня Австрии. 1832.
Джон Китс:
Темных локонов извивы,
Словно лозы прихотливы,
Вяжут пышные узлы:
И за каждым клубом мглы,
Будто тайны откровенье —
Перлов дивное явленье.

В 1840-50-х годах на авансцену выходит скромная умеренная добропорядочная женщина. Соответственно, причёска тоже распрямляется и успокаивается. Узел сползает с макушки на затылок. Волосы расчёсываются пробором, низко спускаются вдоль щёк и укладываются сзади мягким узлом или пучком локонов.

Уильям Пауэлл Фрит. "Брачная ночь", 1849.
Уильям Пауэлл Фрит. "Брачная ночь", 1849.
Г. Флобер «Госпожа Бовари» (1856):
«Гладко причесанные черные волосы, собранные очень низко, спускались на щеки, касаясь кончиков длинных бровей, и, словно ласковыми ладонями, сжимали ее овальное лицо».

Иногда пряди заплетали в тяжёлую косу, которую аккуратно укладывали на голове.

Во второй половине XIX века женские причёски опять начинают усложняться. Тон в моде задаёт императрица Евгения — жена Наполеона III — большая поклонница стиля рококо. Модные укладки становятся хитроумной комбинацией из локонов, пуфов, кос и валиков. Обычно волосы зачёсывались и поднимались ото лба к затылку, после чего они ниспадали сзади на плечи копной длинных завитков. Как следствие, в моду входят маленькие изящные шляпки, которые носили, чуть ли, не на лбу и крепили лентой не у подбородка, а на затылке — прямо под причёской.

Две красавицы второй половины XIX века: императрица Франции — Евгения и императрица Австрии — Елизавета (по прозвищу «Сисси»). Художник — Франц Ксавер Винтерхальтер.
Две красавицы второй половины XIX века: императрица Франции — Евгения и императрица Австрии — Елизавета (по прозвищу «Сисси»). Художник — Франц Ксавер Винтерхальтер.

Устроить всё это великолепие только за счёт своих волос было трудно, поэтому активно использовались чужие. Волосы скупали у крестьянок, собирали по католическим монастырям и тюрьмам. А некоторые дамы даже выпавшие у себя волосы подбирали и складывали в специальные вазы.
Остряки того времени шутили, что тонущую даму надо тянуть за платье, а не за волосы, иначе в руках может остаться одна лишь искусственная коса.

-11
-12
-13

В 1876 году причёска стала более аккуратной, а в моду вошла пышная завитая чёлка, которую мы можем видеть у рыжеволосых красавиц с картин Ренуара.

Девушки с картин Огюста Ренуара и Альфреда Стевенса (1877-78 гг).
Девушки с картин Огюста Ренуара и Альфреда Стевенса (1877-78 гг).

Да-да, «светлые головы» вновь входят в моду. Тем более, что к этому времени парикмахер Гуго, работавший при дворе императрицы Евгении, нашёл революционный способ обесцвечивания волос с помощью перекиси водорода.
Другим важным изобретением стала плойка для завивки волос, изобретённая Марселем Грато в 1872 году. Её тогда нагревали от газовой горелки, поэтому, чтобы не спалить волосы, плойку предварительно подносили к бумаге.

Императрица Мария Федоровна - жена Александра III. 1882. Фотограф - С. Л. Левицкий.
Императрица Мария Федоровна - жена Александра III. 1882. Фотограф - С. Л. Левицкий.

На рубеже XIX-XX вв. идеалом женской красоты становятся т.н. «девушки Гибсона» — персонажи американского иллюстратора Чарльза Гибсона — безупречные, уверенные в себе и искусно манипулирующие мужчинами. Именно благодаря «девушкам Гибсона» вновь обретает популярность причёска «а-ля Помпадур» — зачёсанные назад волосы, высоко приподнятые и выступающие надо лбом в виде валика.

Нарисованные «Девушки Гибсона». 1903.
Нарисованные «Девушки Гибсона». 1903.
Реальные девушки с похожим начёсом.
Реальные девушки с похожим начёсом.

В начале XX века пышность женских причёсок достигает очередного апогея. В «Дамском журнале» за 1912 год даже писали, что городские управы запретили заходить в трамвай дамам, чьи причёски были усеяны колючими шпильками и булавками. Под стать причёскам были и огромные шляпы со страусиными перьями.

-18

Но прогремела Первая Мировая война и, вернувшиеся с фронта, мужчины не узнали своих женщин…

Но об этом — в следующей статье.
(Все ссылки на другие статьи цикла см. ниже)

***

Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями...

И ЕЩЁ! Желающие поддержать мой канал (а в нынешнее время это немаловажно) могут сделать это, использовав следующие платёжные системы:
ЮMoney: 410014962342629
Сберкарта «Мир»: 2202203636216329
WebMoney (долларовый кошелёк): Z661808383457.

Автор: Сергей Курий

Цикл "Женская красота с головы до ног":