Мы уже как-то рассказывали о белых медведях – истинных хозяевах Арктики, о повадках и особенностях их поведения при встречах с человеком. Сегодня же речь пойдёт о бурых, так сказать, материковых медведях, жизнь которых, как правило, протекает в лесах России. Не даром же именно образ медведя часто изображается в символической практике нашей страны.
Помните детскую песенку – «Мишка косолапый по лесу идёт. Шишки собирает, песенки поёт…». А тут Мишка не по лесу, а по морю идёт. Случалось и такое, когда в экипажи морских кораблей или судов на правах плавающих моряков включались ещё и бурые медведи. Была такая, ну если не мода, а, скажем так, практика, когда приют им, ещё маленьким, как правило, отставшим от семьи или потерявшимся, давали добрые люди-моряки. Человеческая душа на братьев наших меньших отзывчивая, и вскоре те же медвежата росли под внимательным надзором судовой команды: здесь их кормили, за ними ухаживали, берегли. А «лесные животинки», как правило, отвечали на человеческую ласку, как умели и могли, становясь объектом особого внимания, а иногда даже любопытной особенностью (талисманом) экипажа.
Этот снимок из семейного альбома известного советского полярника-гидрографа Петра Николаевича Яльцева. Сделан он в 20-30-х годах прошлого века на посыльном судне «Купава». Если присмотреться, то среди мореходов из его команды можно отыскать и бурого медвежонка, посаженного на цепь. Медведь-моряк! Обычно, когда такие подрастали, их старались «пристроить» где-нибудь на суше – либо в зоопарке, либо в цирке.
Те, кто ходил в Арктике, порой «подбирали» осиротевших белых медвежат. Правда, с белыми было сложнее потому, что белые медведи, как утверждают зоологи, практически не поддаются дрессировке, да и питание у них особенное – обычную похлёбку они не жалуют, им бы трещину, тюленя или нерпу подавай. Да и с достижением трёхлетнего возраста белый медведь становится для человека опасным – видит в нём объект для охоты. Таким одна дорога – в зверинец.
Известно, во время войны медвежат держали сразу на нескольких кораблях Северного флота. Фотохроника сохранила нам такие снимки. Судя по второму плану этого фото (узнаваемые труба и мачта) целая пара медвежат жила на линейном корабле Royal Sovereign, в конце войны переданном нам англичанами под названием «Архангельск». И, конечно, любопытно всё-таки узнать, застали ли эти медведи День Победы, как моряки линкора?
Или вот ещё один любопытный снимок времён той же войны: совсем крохотный медвежонок (вероятно, ему всего-то от роду пара-тройка месяцев) «пристроился» на руках моряка близ спаренной артустановки одного из советских кораблей. Моряк, который запечатлён на снимке, обратите внимание - носит бескозырку с гвардейской лентой. Тогда, что это мог быть за корабль? Уж не Гвардейский ли эсминец «Гремящий»?
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.